СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Экологическая театрализация"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект расчитан для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Экологическая театрализация"»

Проект «Экологическая театрализация»



  

         Основная цель данного проекта направлена на формирование основ экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.

Решение задач поставленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка. 

         В результате реализации проекта, дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков грамотного поведения в природе.

         Проект разработан в рамках общего проекта ГБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» «Экологический марафон», который характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых. Проект  не ограничен во времени, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.

ПОБЛЕМА: 

         Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

         Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний.

         Например: пятилетний малыш безжалостно топчет муравья, отрывает насекомым крылья, обрывает и бросает листья. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы и дт.

         Кого винить в том, что в жизни насущной при нехватке средств и времени, мы упускаем из виду такие ценные качества человека, как любовь к природе, бережное отношение к « братьям нашим меньшим».

         Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

         Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем. 

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели:

·         Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

·         Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

·         научить  детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы,

·         учить  детей  бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.

·         Формировать у детей  умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

·         Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

·         Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе, формировать гуманное отношение к природе.

·         Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

·         Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, этюдов.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ - 1 год

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, родители, педагоги.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 1. Организационно-подготовительный

·         Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

·         Определение цели и задач проекта;

·         Подбор литературы, пособий, атрибутов;

·         Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением       проекта;

·         Составление тематического планирования мероприятий;

2. Основной

·         Деятельность с детьми  в соответствии с тематическим планированием.

·         Работа в режиме инновационной деятельности.

3. Заключительный

·         Обобщение результатов работы;

·         Анализ деятельности;

·         Презентация итогов работы через театрализацию.  



МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

         Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и  постановки.

          Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

         Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.         

          Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность спектакля, стараемся сделать его легким для восприятия.    

Рассказывая детям сказку, необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Для этой работы используем наше многофункциональное  «панно», которое является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идет среди самых настоящих сосен и берез, да и лесные звери здесь выглядят как-то более убедительно.

      Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими. 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

         Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из природного материала, участвуют в выставках на экологическую тематику. Все это помогает сплочению коллектива: дети – родители – педагоги.

Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Даю советы родителям по  вопросам бережного, заботливого отношения к природе, о том, как развивать осознанное отношение к объектам природы, например: "Как читать с детьми книги о природе?".

 КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.

 1.     Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

2.     Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)

3.     Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

4.     Быстрое запоминание текста, мюзиклов.

5.     Обширный словарный запас. 

6.     Большая сосредоточенность внимания. 

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

·         Сформированные представления у детей о растениях, их значимости в жизни человека.

·         Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

·         Бережное отношение детей к природе.

·         Раскрытие творческого потенциала детей.

·         Сформированные элементарные понятия у детей: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

·         Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках начало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развивается эмоционально - практический отклик на окружающую природу. А самое главное вместо бесед проводятся театрализованные представления, которые интересны детям, родителям, педагогам.

         В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее  до других.

          Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.

         В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём.

        

Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:

 «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,

 что в мире много существ меньше и слабее меня, и

можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти

мимо, не задев, не затронув»

Е.Леонов

 Литература:

«Формирование экологической культуры дошкольников» Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова

«В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми» И.Л. Грехова.