Автор проекта: Родионова Т.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ Шпикуловской СОШ
Жердевского района
2015г .
Актуальность темы
- Стандарты второго поколения направлены на формирование метапредметных умений и навыков. Формирование экологической культуры учащихся напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник начальной школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. Поэтому данный проект актуален, реализуется в рамках программы «Окружающий мир».
- Тип проекта: практико - ориентированный
- По содержанию: научно-практический
- По количеству участников: групповой
- Продолжительность: 3 года
Противоречия
между современными требованиями к развитию ключевых компетентностей и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы обучения.
Проблемный вопрос
Способствует ли проектно-исследовательская деятельность формированию у учащихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих?
Гипотеза
Проектно-исследовательская
экологическая деятельность
эффективный способ формирования
ключевых компетенций школьников
Цель проекта
реализация потребностей обучающихся
познании, общении,
самоутверждении через
проектно-исследовательскую экологическую
деятельность и формирование
ключевых компетенций.
Задачи проекта
- создать условия для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала и вовлечения обучающихся в поисково - исследовательскую деятельность;
- разработать и апробировать содержание и технологии уроков, внеклассных мероприятий через активные методы обучения;
- воспитывать эстетическое отношение к миру, чувству любви к природе;
- формировать экологическую культуру, ответственность за состояние окружающей среды;
- развивать у школьников проектно – ориентированную деятельность по изучению экологической ситуации своей местности.
План деятельности
2012-2013г.
1.Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, поиск информации в сети Internet .
2 .Определение экологических объектов изучения и тем
исследовательских работ.
2013-2014г.
1.Разработка и реализация программы кружковой работы «Школа –юного исследователя».
2.Разработка методических рекомендаций к интегрированному уроку окружающего мира и русского языка на тему «Человек и природа», дидактических материалов.
3.Акция «Очистим наши родники» (исследование, благоустройство и озеленение родников на территории села Петровка) в ходе турпоходов.
2014-2015г.
1.Реализация учебных проектов с целью изучения основных экологических вопросов.
2.Распространение опыта работы .
3.Анализ результативности проекта.
Планируемые образовательные результаты
- повышение уровня мотивации познавательного интереса к предмету;
- повышение качества знаний обучающихся;
- формирование у обучающихся экологической культуры;
- приобретение компетенций: знаниевых, практических и творческих.
Планирование учебного сотрудничества
Применяемые технологии:
- Личностно-ориентированное обучение
- Проектно-исследовательская деятельность
Методы и приемы
активного взаимодействия
на уроках:
- дискуссия
- мозговой штурм
- ролевая игра
- метод приобретения
взаимных знаний:
прием взаимопроверки, взаимовопросов, создание тестовых заданий.
Содержание проектно-исследовательской
деятельности
Замысел деятельности
Подготовка,
проведение
исследования
Оформление,
проверка результатов
Защита
результатов
Планирование
деятельности
Результаты
проектно-исследовательской
деятельности
- умение выдвигать и
- обосновать гипотезы;
- умение планировать
- деятельность;
- умение формулировать цель;
- умение осознавать и
анализировать информацию;
эксперимент;
результаты эксперимента;
рефлексию.
Расширение
и углубление
предметных знаний
Знания о структуре
проектной и
исследовательской
Проектно-исследовательская компетенция
Учебно-методический
пакет
Дидактические
материалы
Тестовые задания
Результаты представления исследований
Исследовательские работы
Интегрированный урок
Презентация
Кружковая работа
Публикация
Удалось в ходе проекта:
Мониторинг сформированности ИКТ компетентности
1. Познакомиться с ПК и приемами работы с ним
2. Познакомиться с Интернет ресурсами
48
91
3.Овладеть умениями работать с Power Point, Publisher
56
92
55
4. Научиться создавать собственные информационные ресурсы
88
37
5.Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках ?
56
6. Изменилось ли ваше отношение к предмету при компьютеризации предмета?
78
66
7. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам?
100
100
45
56
Внеклассная работа
- В рамках недели экологии прошли следующие мероприятия :
- Экологический турнир «Судьба природы – наша судьба».
- Урок- конференция в форме круглого стола, с использованием ИКТ на тему: «Будь природе другом!»
- В рамках «Дней защиты от экологической опасности» в 2014 году прошли природоохранные мероприятия: очистка, благоустройство, озеленение родников.
Экскурсии, походы (в лес, поле, на луг, к водоемам)
«…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»
К.Д. Ушинский
Творческие работы обучающихся
Сочинения детей
Праздники
Результаты проекта
Оценка усвоения школьниками экологической информации
анкетирование «Отношение к природе»
Н – не обнаруживает, о – обнаруживает, ч – часто обнаруживает
Начало проекта
н
о
20
Конец проекта
ч
32
23
н
35
45
48
о
10
42
35
56
Содержание
ч
24
27
15
30
25
13
25
20
10
63
20
65
56
11
30
23
Задумывались ли вы о своем отношении к природе?
50
24
67
34
57
30
21
Всегда ли вы бережно относитесь к природе?
10
14
33
13
20
Всегда ли обращаете внимание на окружающую вас природу?
68
9
78
56
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?
56
34
12
20
20
55
78
0
Влияет ли природа на ваше настроение?
22
Часто ли вы отдыхаете на природе?
13
0
12
46
0
32
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?
48
30
12
88
10
57
20
10
90
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать в природе?
27
13
68
Вы принимаете посильное участие в деле охраны природы?
9
63
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу?
78
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы на благо природы?
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие занятия?
Повышение экологической компетентности
Мониторинг «Отношение к предмету»
В анкете предлагаются три основных мотива, побуждающих школьников учиться: интерес к предмету (Я изучаю окружающий мир не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие), сознательность (Занятия по данному предмету мне не очень интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься), принуждение (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя. Таким образом наблюдается повышение познавательного интереса и мотивации обучающихся.
Успеваемость и качество знаний по окружающему миру в динамике за 3 года
Распространение опыта работы
1.Районный «Фестиваль методических идей»- доклад
с презентацией «Методы и приемы работы по
экологическому образованию и воспитанию» (2014г)
2.Школьный методический семинар- доклад
«Проектная деятельность с использованием ИКТ на уроках» (2014г)
3.Сайт http://pedsovet.org - доклад «Формирование экологической культуры в младшем школьном возрасте»
4.Сайт http://pedsovet.org - конспект урока математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»
Выводы:
- Проект способствует формированию у учащихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих и умений применять их на практике в различных ситуациях.
- Проектно - исследовательская деятельность помогает раскрыть творческие возможности учащихся, расширить их кругозор, позволяет на практике осуществить интеграцию различных научных дисциплин.
- Реализация данного проекта позволило обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения ключевых компетенций средствами экологии.
- Проектно - исследовательская деятельность является здоровьесберегающей технологией обучения: совместная деятельность организована с учетом способностей и возможностей каждого ученика.
- Мой опыт работы по проекту «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами экологического образования и воспитания» дает положительные результаты и имеет перспективы дальнейшего использования другими педагогами.
Информационные ресурсы
- Артемов И. С. Край родной. Воронеж. Центр.- Чернозем. кн. Изд., 1978.
- Воротникова Р. В. Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж Центр.- Чернозем. Кн. изд – во. 1986.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М, 1990.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – М, 1997.
- Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. – Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007. 5.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Интернет-ресурсы
http://www.pedsovet.ru
http://www.it-n.ru
http://www.proshkolu.ru
www.vestnik.edu.ru
http://nachalka.com
http://festival.1september.ru
www.mega.km.ru
www.bibliofond.ru
Спасибо за внимание!