СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектно - исследовательскую деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стандарты второго поколения  направлены на формирование   метапредметных  умений и навыков.    Формирование экологической культуры учащихся напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник начальной школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. Поэтому данный проект актуален, реализуется в рамках программы «Окружающий мир».

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектно - исследовательскую деятельность"»

   Автор проекта: Родионова Т.Н.,  учитель начальных классов  МБОУ Шпикуловской СОШ  Жердевского района  2015г .

Автор проекта: Родионова Т.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ Шпикуловской СОШ

Жердевского района

2015г .

 Актуальность темы Стандарты второго поколения направлены на формирование метапредметных умений и навыков. Формирование экологической культуры учащихся напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник начальной школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. Поэтому данный проект актуален, реализуется в рамках программы «Окружающий мир». Тип проекта: практико - ориентированный По содержанию: научно-практический По количеству участников: групповой Продолжительность: 3 года

Актуальность темы

  • Стандарты второго поколения направлены на формирование метапредметных умений и навыков. Формирование экологической культуры учащихся напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник начальной школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. Поэтому данный проект актуален, реализуется в рамках программы «Окружающий мир».
  • Тип проекта: практико - ориентированный
  • По содержанию: научно-практический
  • По количеству участников: групповой
  • Продолжительность: 3 года

Противоречия между современными требованиями к развитию ключевых компетентностей и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы обучения.

Противоречия

между современными требованиями к развитию ключевых компетентностей и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы обучения.

Проблемный вопрос Способствует ли проектно-исследовательская деятельность формированию у учащихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих?

Проблемный вопрос

Способствует ли проектно-исследовательская деятельность формированию у учащихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих?

Гипотеза Проектно-исследовательская экологическая деятельность эффективный способ формирования  ключевых компетенций школьников

Гипотеза

Проектно-исследовательская

экологическая деятельность

эффективный способ формирования

ключевых компетенций школьников

Цель проекта  реализация потребностей обучающихся  познании, общении, самоутверждении через  проектно-исследовательскую экологическую деятельность и формирование  ключевых компетенций.

Цель проекта

реализация потребностей обучающихся

познании, общении,

самоутверждении через

проектно-исследовательскую экологическую

деятельность и формирование

ключевых компетенций.

Задачи проекта создать условия для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала и вовлечения обучающихся в поисково - исследовательскую деятельность; разработать и апробировать содержание и технологии уроков, внеклассных мероприятий через активные методы обучения; воспитывать эстетическое отношение к миру, чувству любви к природе; формировать экологическую культуру, ответственность за состояние окружающей среды; развивать у школьников проектно – ориентированную деятельность по изучению экологической ситуации своей местности.

Задачи проекта

  • создать условия для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала и вовлечения обучающихся в поисково - исследовательскую деятельность;
  • разработать и апробировать содержание и технологии уроков, внеклассных мероприятий через активные методы обучения;
  • воспитывать эстетическое отношение к миру, чувству любви к природе;
  • формировать экологическую культуру, ответственность за состояние окружающей среды;
  • развивать у школьников проектно – ориентированную деятельность по изучению экологической ситуации своей местности.

 План деятельности  2012-2013г. 1.Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, поиск информации в сети Internet . 2 .Определение экологических объектов изучения и тем исследовательских работ.  2013-2014г. 1.Разработка и реализация программы кружковой работы «Школа –юного исследователя». 2.Разработка методических рекомендаций к интегрированному уроку окружающего мира и русского языка на тему «Человек и природа», дидактических материалов. 3.Акция «Очистим наши родники» (исследование, благоустройство и озеленение родников на территории села Петровка) в ходе турпоходов.  2014-2015г.  1.Реализация учебных проектов с целью изучения основных экологических вопросов.  2.Распространение опыта работы .  3.Анализ результативности проекта.

План деятельности

2012-2013г.

1.Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, поиск информации в сети Internet .

2 .Определение экологических объектов изучения и тем

исследовательских работ.

2013-2014г.

1.Разработка и реализация программы кружковой работы «Школа –юного исследователя».

2.Разработка методических рекомендаций к интегрированному уроку окружающего мира и русского языка на тему «Человек и природа», дидактических материалов.

3.Акция «Очистим наши родники» (исследование, благоустройство и озеленение родников на территории села Петровка) в ходе турпоходов.

2014-2015г.

1.Реализация учебных проектов с целью изучения основных экологических вопросов.

2.Распространение опыта работы .

3.Анализ результативности проекта.

Планируемые образовательные результаты повышение уровня мотивации познавательного интереса к предмету; повышение качества знаний обучающихся;  формирование у обучающихся экологической культуры; приобретение компетенций: знаниевых, практических и творческих.

Планируемые образовательные результаты

  • повышение уровня мотивации познавательного интереса к предмету;
  • повышение качества знаний обучающихся;
  • формирование у обучающихся экологической культуры;
  • приобретение компетенций: знаниевых, практических и творческих.

  Планирование учебного  сотрудничества Применяемые технологии:  Личностно-ориентированное обучение  Проектно-исследовательская деятельность Методы и приемы активного взаимодействия на уроках: дискуссия мозговой штурм ролевая игра метод приобретения  взаимных знаний:  прием взаимопроверки, взаимовопросов, создание тестовых заданий.

Планирование учебного сотрудничества

Применяемые технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Проектно-исследовательская деятельность

Методы и приемы

активного взаимодействия

на уроках:

  • дискуссия
  • мозговой штурм
  • ролевая игра
  • метод приобретения

взаимных знаний:

прием взаимопроверки, взаимовопросов, создание тестовых заданий.

Содержание проектно-исследовательской деятельности Замысел деятельности Подготовка, проведение исследования Оформление, проверка результатов Защита  результатов Планирование деятельности

Содержание проектно-исследовательской

деятельности

Замысел деятельности

Подготовка,

проведение

исследования

Оформление,

проверка результатов

Защита

результатов

Планирование

деятельности

Результаты проектно-исследовательской деятельности  умение выдвигать и  обосновать гипотезы; умение планировать деятельность; умение формулировать цель; умение осознавать и анализировать информацию; умение выполнять  эксперимент; умение представлять результаты эксперимента; умение осуществлять рефлексию. Расширение и углубление предметных знаний Знания о структуре проектной и исследовательской  Проектно-исследовательская компетенция

Результаты

проектно-исследовательской

деятельности

  • умение выдвигать и
  • обосновать гипотезы;
  • умение планировать
  • деятельность;
  • умение формулировать цель;
  • умение осознавать и

анализировать информацию;

  • умение выполнять

эксперимент;

  • умение представлять

результаты эксперимента;

  • умение осуществлять

рефлексию.

Расширение

и углубление

предметных знаний

Знания о структуре

проектной и

исследовательской

Проектно-исследовательская компетенция

Учебно-методический пакет Дидактические материалы Тестовые задания Результаты представления исследований Исследовательские работы Интегрированный урок Презентация  Кружковая работа Публикация

Учебно-методический

пакет

Дидактические

материалы

Тестовые задания

Результаты представления исследований

Исследовательские работы

Интегрированный урок

Презентация

Кружковая работа

Публикация

      Удалось в ходе проекта:                   Мониторинг сформированности ИКТ компетентности    1. Познакомиться с ПК и приемами работы с ним  2. Познакомиться с Интернет ресурсами  48 91 3.Овладеть умениями работать с Power Point, Publisher  56 92 55 4.  Научиться создавать собственные информационные ресурсы  88 37 5.Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках  ? 56 6. Изменилось ли ваше отношение к предмету при компьютеризации предмета? 78 66 7. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам?  100 100 45 56

Удалось в ходе проекта:

Мониторинг сформированности ИКТ компетентности

1. Познакомиться с ПК и приемами работы с ним

2. Познакомиться с Интернет ресурсами

48

91

3.Овладеть умениями работать с Power Point, Publisher

56

92

55

4. Научиться создавать собственные информационные ресурсы

88

37

5.Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках ?

56

6. Изменилось ли ваше отношение к предмету при компьютеризации предмета?

78

66

7. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам?

100

100

45

56

Внеклассная работа В рамках недели экологии  прошли следующие мероприятия  :  Экологический турнир «Судьба природы – наша судьба». Урок- конференция в форме круглого стола, с использованием ИКТ на тему: «Будь природе другом!» В  рамках «Дней защиты от экологической опасности» в 2014 году прошли природоохранные мероприятия: очистка, благоустройство, озеленение родников.

Внеклассная работа

  • В рамках недели экологии прошли следующие мероприятия :
  • Экологический турнир «Судьба природы – наша судьба».
  • Урок- конференция в форме круглого стола, с использованием ИКТ на тему: «Будь природе другом!»
  • В рамках «Дней защиты от экологической опасности» в 2014 году прошли природоохранные мероприятия: очистка, благоустройство, озеленение родников.

      Экскурсии, походы  (в лес, поле, на луг, к водоемам) «…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» К.Д. Ушинский

Экскурсии, походы (в лес, поле, на луг, к водоемам)

«…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»

К.Д. Ушинский

 Творческие работы обучающихся Сочинения детей

Творческие работы обучающихся

Сочинения детей

Праздники

Праздники

  Результаты проекта Оценка усвоения школьниками экологической информации анкетирование «Отношение к природе»    Н – не обнаруживает, о – обнаруживает, ч – часто обнаруживает Начало проекта н о 20 Конец проекта ч 32 23 н 35 45 48 о 10 42 35 56 Содержание  ч 24 27 15 30 25  13 25 20 10 63 20 65 56 11 30 23 Задумывались ли вы о своем отношении к природе? 50 24 67 34 57 30 21 Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 10 14 33 13 20 Всегда ли обращаете внимание на окружающую вас природу? 68 9 78 56 Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? 56 34 12 20 20 55 78 0 Влияет ли природа на ваше настроение? 22 Часто ли вы отдыхаете на природе? 13 0 12 46 0 32 Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? 48 30 12 88 10 57 20 10 90 Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать в природе? 27 13 68 Вы принимаете посильное участие в деле охраны природы? 9 63 Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу? 78 Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы на благо природы? Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие занятия?

Результаты проекта

Оценка усвоения школьниками экологической информации

анкетирование «Отношение к природе»

Н – не обнаруживает, о – обнаруживает, ч – часто обнаруживает

Начало проекта

н

о

20

Конец проекта

ч

32

23

н

35

45

48

о

10

42

35

56

Содержание

ч

24

27

15

30

25

13

25

20

10

63

20

65

56

11

30

23

Задумывались ли вы о своем отношении к природе?

50

24

67

34

57

30

21

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

10

14

33

13

20

Всегда ли обращаете внимание на окружающую вас природу?

68

9

78

56

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

56

34

12

20

20

55

78

0

Влияет ли природа на ваше настроение?

22

Часто ли вы отдыхаете на природе?

13

0

12

46

0

32

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

48

30

12

88

10

57

20

10

90

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать в природе?

27

13

68

Вы принимаете посильное участие в деле охраны природы?

9

63

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу?

78

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы на благо природы?

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие занятия?

Повышение экологической компетентности

Повышение экологической компетентности

Мониторинг  «Отношение к предмету»  В анкете предлагаются три основных мотива, побуждающих школьников учиться: интерес к предмету (Я изучаю окружающий мир не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие), сознательность (Занятия по данному предмету мне не очень интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься), принуждение (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя. Таким образом наблюдается повышение  познавательного интереса и мотивации обучающихся.

Мониторинг «Отношение к предмету»

В анкете предлагаются три основных мотива, побуждающих школьников учиться: интерес к предмету (Я изучаю окружающий мир не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие), сознательность (Занятия по данному предмету мне не очень интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься), принуждение (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя. Таким образом наблюдается повышение познавательного интереса и мотивации обучающихся.

Успеваемость и качество знаний  по окружающему миру  в динамике за 3 года

Успеваемость и качество знаний по окружающему миру в динамике за 3 года

Распространение опыта работы 1.Районный «Фестиваль методических идей»- доклад с презентацией «Методы и приемы работы по экологическому образованию и воспитанию» (2014г) 2.Школьный методический семинар- доклад  «Проектная деятельность с использованием ИКТ на уроках» (2014г) 3.Сайт http://pedsovet.org - доклад «Формирование экологической культуры в младшем школьном возрасте» 4.Сайт http://pedsovet.org - конспект урока математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

Распространение опыта работы

1.Районный «Фестиваль методических идей»- доклад

с презентацией «Методы и приемы работы по

экологическому образованию и воспитанию» (2014г)

2.Школьный методический семинар- доклад

«Проектная деятельность с использованием ИКТ на уроках» (2014г)

3.Сайт http://pedsovet.org - доклад «Формирование экологической культуры в младшем школьном возрасте»

4.Сайт http://pedsovet.org - конспект урока математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

Выводы:

  • Проект способствует формированию у учащихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих и умений применять их на практике в различных ситуациях.
  • Проектно - исследовательская деятельность помогает раскрыть творческие возможности учащихся, расширить их кругозор, позволяет на практике осуществить интеграцию различных научных дисциплин.
  • Реализация данного проекта позволило обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения ключевых компетенций средствами экологии.
  • Проектно - исследовательская деятельность является здоровьесберегающей технологией обучения: совместная деятельность организована с учетом способностей и возможностей каждого ученика.
  • Мой опыт работы по проекту «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами экологического образования и воспитания» дает положительные результаты и имеет перспективы дальнейшего использования другими педагогами.

Информационные ресурсы Артемов И. С. Край родной. Воронеж. Центр.- Чернозем. кн. Изд., 1978. Воротникова Р. В. Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж Центр.- Чернозем. Кн. изд – во. 1986. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М, 1990. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990. Леонтьев А.А. Психология общения. – М, 1997. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. – Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007. 5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Информационные ресурсы

  • Артемов И. С. Край родной. Воронеж. Центр.- Чернозем. кн. Изд., 1978.
  • Воротникова Р. В. Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж Центр.- Чернозем. Кн. изд – во. 1986.
  • Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  • Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М, 1990.
  • Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.
  • Леонтьев А.А. Психология общения. – М, 1997.
  • Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. – Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007. 5.
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Интернет-ресурсы http://www.pedsovet.ru http://www.it-n.ru http://www.proshkolu.ru www.vestnik.edu.ru http://nachalka.com http://festival.1september.ru www.mega.km.ru www.bibliofond.ru

Интернет-ресурсы

http://www.pedsovet.ru

http://www.it-n.ru

http://www.proshkolu.ru

www.vestnik.edu.ru

http://nachalka.com

http://festival.1september.ru

www.mega.km.ru

www.bibliofond.ru

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!