СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект на тему: « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект

на тему: « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект на тему: « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»»

Краснобаковский филиал

варнавинский технолого экономический техникум







Педагогический проект

на тему: « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Разработано преподавателем специальных дисциплин

Криворучко Елена Викторовна













2017г

Красные Баки



Тема: «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Гипотеза: работа над проектом позволяет создать дидактические и технологические условия осмысленности учения, включение в него студентов на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.

Описание проекта.

Основная цель:

- повышение качества образования по специальности «Коммерция (по отраслям)», расширение и углубление знаний при подготовке студентов для получения профессионального образования, получение дополнительных умений и знаний ,необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования в Вузах.

Выделяют:

Образовательные цели:

а) исследование и анализ ассортимента и качества потребительских товаров;

б) умение обеспечивать более качественной информацией заинтересованных пользователей;

в) обосновать методологическую базу при проведении экспертизы, изучить нормативные документы ;

г) развитие инициативы и умения действовать самостоятельно, решать современные проблемы на рынке товаров.

Воспитательные:

а) прививать интерес к будущей профессии;

б) системность подхода позволяет как будущим руководителям и специалистам в значительной степени повысить обоснованность принимаемых или управленческих решений.

Развивающие:

а) развитие логического мышления;

б) развитие интереса к самопознанию;

в) умение правильно и быстро принимать решения;

г) разработка стратегий успеха работы предприятия.

Задачи проекта:

- доказать, что использование метода экспертизы качества потребительских товаров способствует созданию и повышению мотивации к обучению;

- развивать навыки структурирования информации и идентификации проблем;

- способствовать развитию коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

- стимулировать инновации за счет синергетики знаний – развития системного, концептуального знания.

- использовать и применять методику анализа качества товаров на предприятии и торговых организациях.

Методы исследования: анкетирование, опрос , анализ ситуаций, экспертные заключения по проделанной работе , лабораторный метод, метод исследований , органолептический метод.

В целях реализации проекта студенты формировали навыки в идентификации и оценке качества свежих плодов и овощей.

Для этого студенты были разделены на 4 подгруппы. Студентам было выдано определенное задание. В задании определены цели, задачи, виды проводимой работы. Выделены профессиональные компетенции. При разработке содержания работы учитывался уровень сложности освоения студентами соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций. Группа использовала следующие источники: (государственные стандарты по определению качества, внешнего вида, запаха, вкуса, соответствия, учебную литературу, наглядные образцы овощей и фруктов). Каждая группа занимается решением определенной ситуации, проводит сравнительный анализ, изучает качество свежих овощей и фруктов, болезни , составляется заключение.

Полученные данные и приобретенный опыт очень важен в учебной и в производственной деятельности студентов. Исследовательская группа активно разрабатывает технологии изучения качества и ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров ,ведется оценка их конкурентоспособности. Исследования носят фундаментальный и прикладной характер.



Актуальность проекта.

В современных условиях развития народного хозяйства возникла необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность формирования индивидуальной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Противоречие: между возросшими требованиями к процессу обучения специальным дисциплинам и снижением мотивации у студентов к изучению специальных дисциплин.

Необходимо объединить два основных направления товароведения: практическое и теоретическое, что долгое время вызывало разногласие преподавателей и практиков. Возникло требование в изменении и реформировании содержании учебных планов ( с переходом к модульному обучению). С изменением социально-экономических условий проблемы обучения по дисциплине «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) требуют новых подходов в обучении и прохождении производственной практики.

Аргументированность основных положений проекта.

Проект позволяет эффективно решить основополагающие задачи, влияющие на качество обучения и развитие обучающихся и их профессиональные компетенции.

Проект четко нацеливает на эффективность внедрения новых идей, методов изучения качества товаров, исследований на практике.

Новизна идеи.

- проект направлен на повышение качества образования;

-инновационный подход заключается в том ,что проект удовлетворяет потребности социальных партнеров;

-формирует новые общие и профессиональные компетенции;

-удовлетворяет потребности студентов в получении новых рабочих профессий.

Наиболее значимые компетенции:

  • Выполнять работу по управлению ассортиментом , идентифицировать товар по ассортиментной принадлежности.

  •  Организовывать и проводить оценку качества товаров, диагностировать их дефекты и градации качества.

  • Организовывать и проводить договорную работу с поставщиками.

  • Организовывать закупку и реализацию товаров, управлять товарными запасами и потоками.

  • Выявлять потребности и спрос на товары, изучать конъюнктуру рынка.

  • Анализировать маркетинговую среду торговой организации,

выявлять организации и товары-конкуренты.

  • Принимать участие в проведении товароведной экспертизы

Анализ образовательной ситуации филиала.

В Краснобаковском филиале «ВТЭТ» с 2012 года применяется в обучении модульная программа. Мной разработана ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУля «Управление ассортиментом , оценка качества и обеспечение сохранности товаров» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям ).

Он включает МДК 1. «Теоретические основы товароведения» и МДК 2«Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.»

Данный проект позволяет получить новую информацию и материал непосредственно с рабочих мест и применять полученную информацию на занятиях , на учебной и производственной практике.

Внедрение профессионального модуля и новых требований в образовании может открыть возможность к получению новых рабочих профессий:

  • Агент по снабжению

  • Агент по закупкам

  • Мерчендайзер

  • Продавец

  • Кассир

Дополнительная профессия:

  • Оператор склада (предложение работодателей)



Научное обоснование.

Следует отметить два основных направления развития то­вароведения — практическое и научное. Причем на разных эта­пах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.
На ранних этапах развития товароведения доминирова­ло практическое направление, для которого были характер­ны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсут­ствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.
Накопление описательной информации и развитие есте­ственно-научных методов оценки качества товаров привело к возникновению и развитию научного направления в това­роведении. Постепенно это направление становится до­минирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения, где начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их ис­следований.
В процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление. Переход к рыночным отношениям выявил приоритет товароведных зна­ний в коммерческой деятельности.
Ослабление контроля за качеством товаров на государст­венном и внутрифирменном уровне в начале 1990-х гг. привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированны­ми, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.
В результате Правительство РФ приняло постановление «О мерах по защите потребительского рынка Российской Фе­дерации от проникновения некачественных импортных това­ров» (от 12 июля 1996 г. № 799).
В связи с этим усилился интерес практических торговых ра­ботников к товароведным знаниям, а в средних и высших про­фессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на то­вароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направ­ления — практическое и научное, так как они дополняют и обо­гащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является ис­пользование в товароведении маркетинговых принципов, в ча­стности рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовле­творения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.







Проблема.


В товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы — изучение новых то­варов и новых потребительских свойств уже известных това­ров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук.
С изменением социально-экономических условий некото­рые проблемы вновь становятся злободневными и требуют но­вых подходов. К таким проблемам относится в первую очередь идентификация товаров для обнаружения и/или предупрежде­ния их фальсификации.
Современный этап развития науки характеризуется ин­теграцией научных знаний различных отраслей и использование компьютерных технологий. Эта про­блема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — то­вароведения пищевых продуктов и товароведения непродо­вольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основопо­лагающие характеристики всех товаров независимо от их на­значения и применение полученного материала на учебной и производственной практике.

Предполагаемый результат.

Внедрение проекта способствует сформировать новые профессиональные компетенции для студентов – выпускников:

- применять полученные теоретические и практические знания при организации и осуществлении профессиональной деятельности в области товароведения и экспертизы товаров;

- способствовать обеспечению эффективной коммерческой деятельности путём управления ассортиментом с целью оптимального его формирования, управлением качеством товаров и осуществления его контроля, идентификации товаров и выявления их фальсификации, регулирования процессов транспортирования и хранения;

- осуществлять и развивать деловые связи с поставщиками;

- принимать своевременные и обоснованные решения по вопросам, входящим в компетенцию товароведа.

Студенты, обучающиеся по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» получают фундаментальные знания в области стандартизации, подтверждения соответствия и метрологии, безопасности товаров, товароведения и экспертизы и оценки конкурентоспособности однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также овладевают основами экономики предприятия, организации и управления коммерческой деятельности, финансов, информационных систем, бухгалтерского учета и аудита, маркетинга, товарного менеджмента, логистики.

Овладев необходимыми знаниями и умениями и получив диплом государственного образца, выпускники, получившие рабочую профессию могут успешно работать в торговле, государственных органах по контролю за качеством и безопасностью потребительских товаров, в лабораториях экспертной службы, отделах экспертиз Торгово-промышленной Палаты, органах независимой экспертизы или продолжить обучение в Вузах.

План реализации проекта.

Необходимость проекта обусловлена тем, что студенты, получая конкретные знания, не обладают сформированными умениями и навыками мыслительной деятельности, способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, системно и эффективно действовать в условиях кризиса.

Переход экономики России на рыночные отношения дает ясно понять, что выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

Данный вывод сделан на основании наблюдений и анкетирования студентов.

Через использование в урочное и внеурочное время различных новейших технологий обучения позволяет более успешно развивать творческие способности студентов, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как индивидуальность и самостоятельность.

Немаловажным является интенсивное использование персонального компьютера, в том числе Интернет-ресурсов, изучение прессы. Это формирует техническую и информационную культуру студентов, расширяет их кругозор.

Разнообразие методов и приемов обучения создает у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его программировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять перед лицом критики представляется очень ценным качеством современного специалиста .

Важно проследить связь изучаемых дисциплин с практической направленностью, связью с производством и торговыми точками региона.

Вывод:

Одним из центральных задач обучения и в частности профессиональной подготовки специалиста являются формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира. Решение этих задач требует использования содержания, форм, методов, направленных на активизацию обучения, которая, в свою очередь, реализуется за счет создания дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него студента на всех трех уровнях интеллектуальной, личностной и социальной активности, что и отражается в данном проекте.