Педагогический проект
Повышение уровня правовой грамотности студентов как условие формирования безопасной среды в образовательном учреждении
Сроки выполнения проекта: в течение учебного года
География проекта (сфера реализации): студенты ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Разработчик проекта:
Дозморов Валерий Александрович, преподаватель
Керчь, 2017
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Неотъемлемой стороной культуры личности является правовая культура. Это – совокупность правовых знаний и способность их полной и правильной реализации в различных видах деятельности. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений среди подростков.
В формировании общих компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС необходимо опираться на правовую грамотность, разъяснять права, обязанности и ответственность, которыми обладают обучающиеся в соответствии с законодательством. Каждый студент должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, знать свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов Российской Федерации.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и методов воздействия на сознание студентов состоит из разных компонентов: тематические классные часы,деловые игры, уроки-экскурсии и т.д. Это позволяетсоздавать условия для формирования привычек и социальных установок, соблюдать законы и следовать правовому поведению.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в стране достаточно актуальна. В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности подростков стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде подростков, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как обучающихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение. Таким образом, в правовом воспитании обучающихся необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого студента, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Одним из вариантов решения данной проблемы является необходимость построить работу по правовому образованию с использованием проектного метода.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
Создание эффективных условий для повышения уровня правовой грамотности.
Задачи:
Способствовать формированию законопослушного поведения обучающихся посредством вовлечения в систему образования и воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей обучающихся.
Выявить уровень правовой грамотности обучающихся.
Популяризировать идеи Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других правовых документов.
Мотивировать участников проекта на практическую деятельность в рамках заявленной проблемы.
Определить уровень эффективности проделанной работы.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Правовую основу и обеспечение предлагаемого проекта составляют (Приложение В):
Всеобщая декларация прав человека,
Конвенция о правах детей,
Конституция РФ,
Федеральный закон «Об образовании РФ»,
Проект реализуется на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, творческую,нравственно устойчивуюи физически здоровую личность.
- гуманистическое воспитание– гармоничное развитие личности и гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
- деятельностный подход–личность обучающегося развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой, что определяет осознанный выборспособов, форм и методов самостоятельной работы;
- комплексный подход–воспитание и развитие разнообразных качеств личности обучающегосяосуществляется в комплексе;
- принцип обеспечения успешности– успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала личности обучающегося, но и открывает перед ним новые возможности;
- принцип дифференциации - отбор содержания, форм и методов должен учитывать индивидуальные возрастные особенности, их этнические, религиозные, исторические, культурологические условия развития;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности обучающегося, наиболее общих (универсальных) выработанных способов действия (способности и умений), позволяющих понимать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности.
Для достижения конечной цели педагогического проекта необходимо комплексно и последовательно решить несколько задач:
Способствовать формированию законопослушного поведения обучающихся посредством вовлечения в систему образования и воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей обучающихся с помощью информирования всех участников процесса; визуализации правовых ситуаций; решения практических задач и проведения деловых игр в рамках уроков права, бесед, уроков-экскурсий и т.д.
Выявить уровень правовой грамотности обучающихся с помощью социологического исследования, которое включает в себя наблюдение и опрос. Корреспондентами и респондентами являются участники педагогического проекта.
Популяризировать идеи Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других правовых документов посредством проведения семинара-практикума «Основы правовой грамотности», а так же во время уроков права, бесед, тематических классных часов, родительских собраний и т. д.
Мотивировать участников проекта на практическую деятельность в рамках заявленной проблемы через проведение семинара «Технология создания комикса».
Определить уровень эффективности проделанной работы с помощью организации «открытого комикса» - листа для визуализации с помощью графических средств; проведение мониторинга в форме опроса, который поможет получить обратную связь.
Таким образом, реализация данного проекта позволит сделать правовое воспитание и обучение равноправными и взаимодействующими компонентами образовательного процесса.
Реализация целей и задач проекта предполагает использование активных форм обучения; взаимодействие всех участников процесса, их тесное сотрудничество друг с другом, метод проекта, студенческое исследование, использование ИКТ. Это обеспечит реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся решается с помощью использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающегося за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включения студентов в учебную, творческую деятельность, формирования его активной жизненной позиции.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Длительность проектной деятельности: в течение учебного года.
Участники проектной деятельности:
Координируют реализацию данного проекта его разработчики, они:
- организуют разработку проекта и внесение в нее необходимых изменений;
- разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные документы, необходимые для реализации проекта;
- дают предложения по уточнению сроков проведения мероприятий в рамках реализации проекта;
- разрабатывают перечень целевых показателей мониторинга хода реализации проекта;
- координируют деятельность по подготовке и реализации мероприятий;
- консультируют, оказывают необходимую методическую помощь;
- готовят предложения по привлечению общественности к реализации проекта.
Основные направления проектирования:
1. Содержательное направление.
Использование образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов;
Отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения студентов и навыков работы графическими средствами.
2. Социально-педагогическое направление
Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных участникам проекта;
Мониторинг в форме опроса с целью выявления уровня правовой грамотности.
3. Управленческое направление
Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации педагогического проекта;
Создание условий для реализации основных направлений педагогического проекта;
Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения подростков.
Данный проект предполагает наличие подпроекта на тему: «Что такое комикс?».
Цель: организация выставки комиксов на тему: «Это – права ребенка!».
Задачи:
1. Изучить жанр комикса;
2. Применить полученные знания в практической деятельности;
3. Организовать выставку комиксов.
Для реализации первой задачи подпроекта необходимо изучение жанра, технологии, графических средств, материалов и инструментов, истории появления комикса, актуальность данного жанра и перспектив развития, а так же знаменитых комиксов и принципов их композиционного решения. Посредствам проведения обучающего семинара, мастер-класса.
Полученные знания позволят самостоятельно создать комикс в рамках правовой тематики любыми графическими средствами, в т.ч. в технике компьютерной графики, что мотивирует исполнителей к самостоятельной исследовательской деятельности.
В рамках третей задачи для обобщения опыта по выполнению комикса проводится выставка работ с необходимыми комментариями участников в письменной форме. Результаты выставки будут проанализированы с помощью письменных комментариев и отзывов, представленных здесь же, в открытом доступе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация проекта призвана способствовать формированию у обучающихся правовой культуры и законопослушности. В результате обучающиеся должны:
принять активное участие в педагогическом проекте не менее 30 % от общего количества студентов творческих специальностей (опрос, семинары, конкурс, выставка, обсуждение и подведение итогов);
предоставить работы на конкурс в соответствии с заявленной тематикой конкурса;
обратная связь от зрителей (активное зрительское обсуждение выставочных работ, высказывание своего отношения к правовым проблемам, поднятых в работах участников, рефлексия в формате «открытого комикса»).
В результате реализации проекта созданы условия для формирования правового самосознания обучающихся, родителей, педагогов; для формирования положительной мотивации на исполнение правил, законов; для учебной и производственной деятельности.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Сроки | Содержание деятельности | Участники (обязанности) | Предполагаемый результат | Критерии оценки результатов |
1. | Сентябрь - Октябрь | Проведение исследования | Координаторы проекта; преподаватели права; социальный педагог; психолог; целевая аудитория | Получена информация об уровне правовой грамотности целевой аудитории | |
1. | Октябрь | Изучение и анализ информации по тематике проекта. Разработка проектной документации | координаторы проекта, инициативная группа | Постановка целей и задач проекта. Положение о конкурсе комиксов «Это – права детей!» | |
2. | Октябрь - Ноябрь | Информирование целевой аудитории | координаторы проекта, преподаватели | Создание комфортной образовательной и воспитательной среды | Установлены взаимосвязи между участниками и координаторами проекта |
3. | Ноябрь | Проведение семинаров | Координаторы проекта | Алгоритм действий для исследовательской и творческой деятельности участников проекта | Созданы условия для правового воспитания студентов |
4. | Ноябрь | Реализация проекта | Участники проекта | Графические работы, выполненные в жанре комикса | Графические работы соответствуют требованиям положения |
5. | Декабрь | Оценивание графических работ | Жюри конкурса | Работы-победители в номинациях конкурса | грамотность участников |
6. | Декабрь | Подведение итогов конкурса | Координаторы проекта | Оформлена выставка комиксов | |
7. | Январь - май | Работа выставки комиксов | Координаторы проекта | Получена обратная связь от зрителей в виде устных и письменных отзывов, комментариев | |
8. | Июнь | Опрос целевой аудитории на предмет заинтересованности тематикой проекта | Координаторы проекта, активные участники | Подведение итогов педагогического проекта на уровне целевой аудитории | |
9. | Июнь | Обобщение педагогического опыта | Координаторы проекта | Выступление на заседании ЦМК об опыте реализации педагогического проекта в рамках повышения уровня правовой грамотности | |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование ресурсов | Наличие ресурсов |
Кадровые ресурсы | Коллектив педагогов, владеющих профессиональными навыками проектной деятельности, обладающих достаточной квалификацией. |
Информационные ресурсы | Доступ к ресурсам Интернет. Электронный банк нормативно-правовых документов.. |
Организационные | Преподаватели, специалисты |
Материально-технические ресурсы | - Рабочие места участников проекта. - Мультимедиа проекторы и интерактивная доска. - Персональный компьютер и программное обеспечение - Графические средства |
Финансовые ресурсы | - Пожертвования благотворителей и спонсоров |
РИСКИ
№ п. п | Результат | Возможные риски | Минимизация рисков |
1 | Принять активное участие в педагогическом проекте не менее 30 % от общего количества студентов творческих специальностей (опрос, семинары, конкурс, выставка, обсуждение и подведение итогов) | Участие неактивное, менее заявленного % | Расширение целевой аудитории проекта |
2 | Предоставить работы на конкурс в соответствии с заявленной тематикой конкурса | Работы представлены в недостаточном количестве | Применение разных методов и способов стимулирования за участие в проекте |
Тема работ не раскрыта | Проведение консультаций |
Представленные работы не соответствуют тематике | Формулировка дополнительной номинации |
3 | обратная связь от зрителей (активное зрительское обсуждение выставочных работ, высказывание своего отношения к правовым проблемам, поднятых в работах участников, рефлексия в формате «открытого комикса»). | Нет обратной связи | Активное участие координаторов проекта в опросе; агитация в пользу отзывов; организация «открытого комикса» и его реклама |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Вопросы для выявления уровня грамотности целевой аудитории.
Какими правами вы обладаете?
Как Вы считаете, где записываются Ваши права?
Куда нужно обращаться, если вы считаете, что Ваши права нарушены?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Вопросы для выявления заинтересованности тематикой проекта.
Понравилась / не понравилась выставка?
Что нового узнали из материалов выставки?
Какими правами Вы обладаете?
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Ссылки на нормативно-правовые акты:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805 (Всеобщая декларация прав человека);
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959 (Конвенция о правах ребенка);
http://www.constitution.ru/ (Конституция РФ);
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/ (ФЗ «Об образовании в РФ»);
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»
Педагогический проект на тему: «Повышение уровня правовой грамотности»
Направленность педагогического проекта: инновации и традиции в воспитании и обучении правовой культуры. Педагогический проект реализуется на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
 | Дозморов Валерий Александрович, преподаватель вышей квалификационной категории. Преподаваемые дисциплины: «История», «Обществознание» |