СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический процесс как система.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом часе.Педагогический процесс как система.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический процесс как система.»

 Педагогический процесс как целостная система   О. П. Нестеренко,  канд. пед. наук

Педагогический процесс как целостная система О. П. Нестеренко, канд. пед. наук

 Сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности

Сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности

Система - (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство

Система - (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство

Структура  (от лат. struktura – строение) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними

Структура (от лат. struktura – строение) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними

Лихачев Б.Т. выделяет следующие компоненты:   а) целенаправленную педагогическую деятельность и ее носителя – педагога;   б) воспитуемых;  в) содержание педагогического процесса;

Лихачев Б.Т. выделяет следующие компоненты:

а) целенаправленную педагогическую деятельность и ее носителя – педагога;

б) воспитуемых;

в) содержание педагогического процесса;

г) организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты (ядром этого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения);  д) педагогическую диагностику;  е) критерии эффективности педагогического процесса;  ж) организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

г) организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты (ядром этого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения);

д) педагогическую диагностику;

е) критерии эффективности педагогического процесса;

ж) организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты .  Это образующие систему компоненты: целевой,  содержательный, деятельностный,  результативный.

Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты .

Это образующие систему компоненты:

  • целевой,
  • содержательный,
  • деятельностный,
  • результативный.
Целостность – важнейшее качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие.

Целостность – важнейшее качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие.

Педагогический процесс представляет собой единство трех взаимообусловленных, но разных явлений:    социализации, воспитания, саморазвития

Педагогический процесс представляет собой единство трех взаимообусловленных, но разных явлений:

  • социализации,
  • воспитания,
  • саморазвития

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. (А.С. Макаренко)

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

(А.С. Макаренко)

Каким бы маленьким ни был ребенок, он должен кого-то поддерживать, о ком-то заботиться, за чью-то судьбу переживать. (В А. Сухомлинский)

Каким бы маленьким ни был ребенок, он должен кого-то поддерживать, о ком-то заботиться, за чью-то судьбу переживать.

(В А. Сухомлинский)

Саморазвитие – процесс, который  включает:  во-первых, естественное психофизиологическое развитие организма,  во-вторых, желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения.

Саморазвитие – процесс, который включает:

  • во-первых, естественное психофизиологическое развитие организма,

  • во-вторых, желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения.
Специфика процессов воспитания, обучения, развития отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Специфика процессов воспитания, обучения, развития отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Закономерность целостного педагогического процесса можно определить как проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.

Закономерность целостного педагогического процесса можно определить как проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.

 В общем виде закономерности можно объединить в две группы:  1) закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей (операционально-деятельностные);  2) закономерности содержательно- процессуальные (отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса)

В общем виде закономерности можно объединить в две группы:

1) закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей (операционально-деятельностные);

2) закономерности содержательно- процессуальные (отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса)

Наибольшее значение имеют связи между:  процессами обучения, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;  - процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, то есть между деятельностью педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса;

Наибольшее значение имеют связи между:

  • процессами обучения, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;

- процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, то есть между деятельностью педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса;

деятельностью и общением личности и результатами ее развития;  возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;  - коллективом и личностью в педагогической системе
  • деятельностью и общением личности и результатами ее развития;

  • возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;

- коллективом и личностью в педагогической системе

Закономерности педагогического процесса ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ Содержание и характер деятельности детей определяет особенности и результаты педагогических процессов.  Педагогический процесс носит целенаправленный двусторонний, целостный характер. Единство и взаимосвязь внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность целевого, содержательного, деятельностного, операционного и результативного компонентов педагогического процесса. Взаимообусловленность педагогической деятельности взрослых и саморазвитие ребенка в результате содержательно насыщенной жизнедеятельности при ведущей роли воспитателей. Главная движущая сила совершенствования педагогического процесса - своевременное выявление и разрешение педагогических противоречий. Полнота и содержательность педагогических процессов обусловлены уровнем мастерства воспитателей. Обусловленность целостного педагогического процесса объективным характером воспитания.

Закономерности педагогического процесса

ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ

Содержание и характер деятельности детей определяет особенности и результаты педагогических процессов.

Педагогический процесс носит целенаправленный двусторонний, целостный характер.

Единство и взаимосвязь внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность целевого, содержательного, деятельностного, операционного и результативного компонентов педагогического процесса.

Взаимообусловленность педагогической деятельности взрослых и саморазвитие ребенка в результате содержательно насыщенной жизнедеятельности при ведущей роли воспитателей.

Главная движущая сила совершенствования педагогического процесса - своевременное выявление и разрешение педагогических противоречий.

Полнота и содержательность педагогических процессов обусловлены уровнем мастерства воспитателей.

Обусловленность целостного педагогического процесса объективным характером воспитания.

Этапы педагогического процесса На этапе подготовки педагогического процесса решаются следующие задачи:  целеполагание,  диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса .

Этапы педагогического процесса

На этапе подготовки педагогического процесса решаются следующие задачи:

  • целеполагание,
  • диагностика условий,
  • прогнозирование достижений,
  • проектирование и планирование развития процесса .
Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает взаимосвязанные элементы:  •  постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; •  взаимодействие педагогов и детей; •  использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; •  создание благоприятных условий; •  осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников; •  обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает взаимосвязанные элементы:

•  постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

•  взаимодействие педагогов и детей;

•  использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

•  создание благоприятных условий;

•  осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

•  обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов.