Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
п. Лёвиха, г. Кировград Свердловская область
Методическое объединение естественных наук и математики.
Педагогический практикум
Системно – деятельностный подход как основа формирования УУД
Руководитель – учитель высшей категории
специализация география и биология
Вершинина Ирина Николаевна
Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении для формирования универсальных учебных действий обучающихся.
План
Введение - аукцион « СДП – это….»
Краткая история понятия СДП
«С чего всё началось?» - педагогическое исследование
Работа в парах: анализ статистических данных (метапредметные результаты на уроках).
Самоконтроль по диаграмме в презентации.
Работа в группах «Формирование УУД на разных этапах урока»
Подведение итогов – рефлексия «Синквейн»
ВВЕДЕНИЕ – АУКЦИОН
СДП – это…..( на доске пишутся разные варианты ответов)
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ СДП.
Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно-деятельностный подход?
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте — будь это система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем, не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной деятельности.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.
Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»
И еще одна цитата в тему:
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.
Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы:
- проектный
- ролевые \ деловые игры
- проблемный метод
- исследовательский метод
- метод решения практических задач
- коллективной творческой деятельности
- поисковый метод
- дискуссионный метод
- коммуникативный
Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения). К сожалению в нашей школе очень и очень мало, да и не всегда грамотно используется данная технология в обучении учащихся на уроках и в организации воспитательной работы с ними.
Теперь рассмотрим технологию СДП. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
Мотивацию к учебной деятельности;
Актуализацию знаний;
Проблемное объяснение нового знания;
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексия.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
урок открытия нового знания;
урок рефлексии;
урок построения системы знаний;
урок развивающего контроля.
Структура уроков введения нового знания
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2. Актуализация и пробное учебное действие
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Используя требования к составлению плана урока, можно приготовить занятие в соответствии с другими уровнями деятельностного метода обучения.
«С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?» - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Среди учеников 5-х, 6-х, 9-х и 10 класса было проведено анкетирование (см. приложение №1). После этого результаты обработали и получили следующие результаты (Приложение № 2)
РАБОТА В ПАРАХ: АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОКАХ).
1) По сводной таблице результатов (5-е и 6-е классы обучаются по ФГОС), выделить самые высокие (более 80%) и самые низкие (менее 50%) результаты.
2) Найти среднее арифметическое по каждой группе формируемых УУД в каждом классе.
3)Сделать выводы.
САМОКОНТРОЛЬ ПО ДИАГРАММЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ.
1)Полученные данные сравнить с диаграммой на доске (см. презентацию)
2) Сравнить данные диаграммы КИМов на начало года (5-х и 6-х классах) и данные анкетирования.
3) Сделать выводы.
РАБОТА В ГРУППАХ «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА»
В течение четверти были проведены открытые уроки. На таких уроках приглашённые учителя заполняли диагностическую карту анализа урока с позиции формирования УУД в рамках ведения системно-деятельностного подхода ФГОС (См. Приложение № 3)
Обсудив урок, группа должна определить, на каких этапах урока формировались те или иные УУД.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – РЕФЛЕКСИЯ «СИНКВЕЙН»
Приложение 1
Исследовательская работа «Формирование УУД на уроках»
Анкета для учащихся
Ответьте на вопросы и поставьте «+» или «-»
На каких уроках…..
| | русский .язык | литература | английский.яз | математика | история | обществознание | география | биология | ОБЖ | физкультура | технология | Информатика | музыка |
1 | учат ставить задачи на урок? | | | | | | | | | | | | | |
2 | планировать свою деятельность? | | | | | | | | | | | | | |
3 | Читаете вслух? | | | | | | | | | | | | | |
4 | Пересказываете учебный текст или произведение? | | | | | | | | | | | | | |
5 | Работаете в группах? | | | | | | | | | | | | | |
6 | Учат самооценке? | | | | | | | | | | | | | |
7 | Учитесь самоконтролю? | | | | | | | | | | | | | |
8 | Делаете работу над ошибками? | | | | | | | | | | | | | |
9 | Учитесь моделировать?. | | | | | | | | | | | | | |
10 | Объясняют, зачем нужно изучать предмет. | | | | | | | | | | | | | |
11 | Выдвигаете гипотезы и их обоснование? | | | | | | | | | | | | | |
12 | Занимаетесь исследованием? | | | | | | | | | | | | | |
13 | Применяете знания на других предметах (устанавливаете межпредметную связь?) | | | | | | | | | | | | | |
14 | Учат сравнивать? | | | | | | | | | | | | | |
15 | Устанавливать причинно-следственные связи? | | | | | | | | | | | | | |
16 | Работать с разными источниками информации? | | | | | | | | | | | | | |
Приложение 2.
АНАЛИЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ п/п | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | 5А | 5Б
| 6А
| 6Б
| 9 | 10 |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | % |
1 | Самоцелеполагание | 75 | 78 | 71 | 89 | 52 | 32 |
2 | Планирование своей деятельности | 88 | 84 | 63 | 58 | 51 | 65 |
3 | Самооценка | 55 | 43 | 71 | 66 | 37 | 42 |
4 | Самоконтроль | 75 | 43 | 71 | 57 | 43 | 39 |
5 | Работа над ошибками | 75 | 63 | 71 | 66 | 40 | 48 |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
|
|
|
|
|
|
6 | Чтение вслух | 79 | 85 | 85 | 87 | 64 | 47 |
7 | Создавать модели (схемы) | 57 | 39 | 44 | 75 | 35 | 40 |
8 | Выдвигать гипотезы (предположения) и их обоснование | 69 | 64 | 67 | 55 | 40 | 45 |
9 | Заниматься исследованием | 35 | 46 | 50 | 45 | 37 | 73 |
10 | Устанавливать межпредметную связь | 80 | 83 | 83 | 61 | 50 | 64 |
11 | Сравнивать | 62 | 82 | 75 | 66 | 43 | 50 |
12 | Устанавливать причинно-следственные связи | 65 | 56 | 65 | 48 | 61 | 72 |
13 | Работать с разными источниками информации | 72 | 83 | 87 | 82 | 51 | 100 |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
|
|
|
|
|
|
14 | Пересказывать учебный текст или произведение | 52 | 62 | 64 | 60 | 32 | 41 |
15 | Работать в группах | 60 | 66 | 71 | 66 | 17 | 41 |
| ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
|
|
|
|
|
|
16 | Зачем нужно изучать предмет | 87 | 90 | 92 | 55 | 87 | 93 |