СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет на тему: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации  учащихся»

 

Место проведения: СШ№8 г.Аксу

Дата проведения: 8 января 2014 года

 

Цели педсовета:

  1. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
  2. Систематизировать приемы и методы конструирования на уроке ситуации успеха.
  3. Начать создание школьного «Банка ситуаций успеха».

 

Предварительная подготовка к педсовету

 

  1. Организационный этап

 

  • Выбор руководителей в будущих творческих группах;
  • Выбор цели, организация деятельности группы;
  • Индивидуально-групповая работа руководителей групп;
  • Самоопределение педагогов относительно творческих групп, в которых они хотели бы работать.

 

2. Подготовительный этап

 

  • Деление коллектива на группы, распределение заданий:

1 группа «Теоретики»: цель группы - изложить теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на уроке;

 

2-3 группы «Практики»: цель группы - рассмотреть способы использования приемов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока;

 

4 группа «Пессимисты»: цель группы – выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность ученика;

 

5 группа «Оптимисты»: цель группы – доказать необходимость создания ситуаций на уроке;

 

6-7 группы «Аналитики»: цель группы – проанализировать предложенные действия педагога;

 

8 группа (экспертная): цель группы – проанализировать анкеты, подвести итоги и предложить проект решения педсовета.

 

 Оборудование: интерактивная доска, 8 ноутбуков, флипчарты, фломастеры, анкеты для педагогов, плакат «Банк ситуаций успеха», плакат «Обучение и воспитание успехом» с изображением кораблика с развевающимися парусами

 

Ход проведения педсовета

 

I. Объявление темы педсовета, плана проведения

 

Тема педсовета: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации  учащихся»

Время проведения: 08 января с 09.15. до 12.00.

 

План проведения педсовета

 

1. Теоретическая часть – погружение в проблему «ситуация успеха» (9.15-9.45)

1.1.Введение в тему: Игра «Незаконченные предложения»

1.2. Анкетирование учителей «Незаконченные предложения».

1.3. Теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на уроке (выступление группы «Теоретики»)

 

2. Практическая часть – работа по группам (09.45- 10.05)

2-3 группы: рассмотреть способы использования приемов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока;

4 группа: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность учителя;

5 группа: доказать необходимость создания ситуаций успеха на уроке.

6-7 группы: проанализировать предложенные действия педагога;

8 группа: проанализировать анкеты педагогов.

 

3. Аналитическая часть (с 12.15 до 13.00)

3.1. Основные выводы (презентация групп) (10.05- 11.20)

3.2. Создание межшкольного  «Банка ситуаций успеха»

3.3.Обсуждение проекта решения педсовета (11.20-11.45)

 

II.          Введение в тему Бещембаева С.Н.

 

- Успех имеет огромное значение в жизни людей. Об этом говорят следующие высказы­вания:

"Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать" (Франсуа де Ларошфуко);

"Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть" (В.А. Сухомлинский).

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» (В.А.Сухомлинский)

 

- Какое из них более удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашему педсовету? (Высказывания написаны на слайде. Участники педсовета выбирают эпиграф).

 

- Для того чтобы лучше сориентироваться в теме, я предлагаю сыграть в игру "Незакон­ченные предложения". Я начинаю предложение, а вы в роли ученика продолжаете его.

(Игра проводится с мячом).

Игра "Незаконченные предложения".

1.          Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...

меня похвалят родители;

я хорошо знаю материал;

учительница будет рада;

у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.

2.         Если я получаю плохую отметку - это значит, что...

у меня испортится настроение;

меня накажут;

учительница будет недовольна;

я буду считаться плохим учеником;

у меня пропадет интерес к учебе.

3.         Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...

меня уважают;

обращают на меня внимание;

меня хвалят;

разговаривают со мной вежливо;

доверяют мне;

чувствуют, когда мне плохо;

называют по имени;

справедливо оценивают каждого.

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...

меня хвалят;

ставят хорошие оценки;

вызывают меня к доске;

мне помогают;

доброжелательны ко мне;

меня понимают и поддерживают.

 

Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.

Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха учителем

на уроке, ведь успех в учении – один из источников внутренних сил школьника,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

 

III. Проведение анкетирования «Незаконченные предложения» (10 мин.)

 

Анкета «Незаконченное предложение»

 

Закончите предложение.

 

Начиная урок, я произношу слова: ……………………………………

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: ………………………..

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю:……………………………………………………….

По моему мнению, на эффективность урока влияет: ………………..

 

IV. Самостоятельная работа в группах (15 мин.)

 

I группа «Теоретики»

 

     Цель: изложить теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на уроке.

 

              Вопросы и задания:

1. Психолого - педагогическое значение ситуации успеха

2.Сформулируйте правила конструирования ситуации успеха на уроке.

3.Предложите приемы создания ситуации успеха на уроке.

 

IIIII группа «Практики» (2 группы)

 

Цель: рассмотреть способы использования приемов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока.

 

           Вопросы и задания:

1.Какова роль ситуации успеха:

А) при изучении  нового материала

Б) при закреплении знаний учащихся

В) на других этапах урока.

     Приведите примеры из школьной практики.

 

2."Эврика". Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

Как учитель может поддержать ребенка, поставив перед ним новые, более серьезные задачи?

 

3.Предложите примеры создания ситуации успеха на уроке.

 

IV группа «Пессимисты»

 

     Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность учителя.

 

                 Вопросы и задания:

1.Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?

"Холодный душ". На уроке у способных учеников можно наблюдать, что пери­оды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.

Чем может быть полезен для таких учеников прием "Холодный душ"? Как его можно использовать?

 

2.Как ситуация неуспеха влияет на становление личности?

Приведите примеры из школьной жизни.

 

3."Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!".

Не грозит ли это девальвацией похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Какие виды таких "поглаживаний" вы можете привести?

 

V группа «Оптимисты»

 

                Цель: доказать необходимость создания ситуаций успеха на уроке.

   Вопросы и задания:

1. Формирование положительной "Я"-концепции у школьников.

«Я – КОНЦЕПЦИЯ»

- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

Положительная "Я"-концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает резуль­таты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Что, по вашему мнению, нужно для формирования положительной "Я"-концепции?

 

2.Предложите приемы создания ситуации успеха на уроке

 

6 группа «Аналитики»

 

1.Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя.

 

2. Коротко сформулируйте выводы по работе каждой группы.

 

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном

2. Улыбка, добрый взгляд

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

4. Даёт ярлыки (плохой, ленивый …)

5. Сравнение одного ребёнка с другим

6. Отмечает персональную исключительность

7. Аргументирует надобность действий

8. Учит алгоритму действий

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали

10. Учитель много говорит за детей

11. Выражает недовольство учеником, группой учеников

12. Верит в способность ученика

13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

 

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на паруса – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд.

 

7 группа «Аналитики»

 

1. Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

 

2. Коротко сформулируйте выводы по работе каждой группы.

 

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ (те же)

 

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на волны, которые не способствуют созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.

8 группа «Эксперты»

 

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать анкеты наших педагогов. Для эффективности вашей работы необходимо: 1) разрезать все анкеты на 4 части (по вопросам); 2) сформировать 4 микрогруппы для обработки каждого вопроса; 3) каждая микрогруппа делает вывод по большинству ответов; 4) вся группа выбирает одного представителя для представления общего результата по всей анкете (лучше цифровыми данными, можно вычислить процентное содержание типичных ответов).

 

V. Презентация творческих групп.

 

Выступления спикеров каждой группы. Отчет групп о проделанной работе – создание банка данных. 

Группа «Аналитики» делают вывод о действиях педагогов школы: направлены они на создание ситуации успеха или нет, а также  формулируют выводы по работе каждой группы.

Эксперты анализируют, какие проблемы вскрываются этой анкетой.

По результатам работы групп должен получиться плакат «Обучение и воспитание успехом», который заранее заготовлен, а участники творческих групп должны наполнить его содержанием. На плакате изображён корабль с развевающимися парусами и учеником на палубе, олицетворяющим образовательный процесс в школе.

Каждая группа добавляет свои примеры ситуаций успеха на уроке в межшкольный «Банк ситуаций успеха».

 

VI. Рефлексия.

 

VII. Подведение итогов. Принятие решения.

 

Проект решения педсовета:

 

  1. Использовать в работе рекомендации межшкольного  «Банка ситуации успеха».
  2. Учителям – предметникам  на всех этапах урока создавать «ситуации успеха» учащихся, учитывая  индивидуально-психологические особенности.
  3. Классным руководителям постоянно работать над повышением самооценки детей, находящихся в статусе «непринятых», используя новые приемы и методы воспитательной работы.
  4. Руководителям МО обсудить вопросы создания на уроке ситуации успеха.
  5. Провести тематическую проверку с целью проверки реализации условий, обеспечивающих ситуацию  успеха на уроке (зам. директорам)