Педагогический совет
«Реализация системно-деятельностного подхода – основа развития универсальных учебных действий учащихся» (обобщение опыта работы)
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В.Путин
Живем в эпоху нано-технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Добрый день, уважаемые коллеги! На дворе осень - прекрасная пора. Как говорится - цыплят по осени считают. Вот и мы решили сегодня подвести промежуточные итоги нашей с вами работы. В образовательном пространстве идут процессы обновления. Какие? – Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС – важный шаг в реформировании школы, предполагающий переход системы образования на качественно новый уровень. Обучение по новым стандартам требует от учителя новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий. Естественно, у педагога появилось много вопросов.
Задание учителям: перед вами на столе лежат листы и фломастеры. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. Нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите: каких умений новый стандарт требует от учителя, чем принципиально отличается ФГОС от ГОС, какими новыми педагогическими технологиями должен овладеть учитель. (время работы - 5 минут).
Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов мы выполняем требования стандартов, по вашему мнению. Соедините эти точки и у вас получится круг (Забрать листики и повесить на доску). Это колесо деятельности всех участников образовательного процесса. Удобно ли ученику или учителю ехать на этом колесе? (да или нет, в зависимости от ответов).
Так вот, на сегодняшнем заседании педагогического совета, который мы предлагаем провести в форме круглого стола, опять возвращаемся к ФГОС, вспоминаем изученное и изучаем новое, подводим итоги работы всего коллектива по введению стандартов нового поколения.
Эпиграфом будут слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
1 сентября 2011 года все первоклассники страны перешли на обучение по ФГОС НОО и уже тогда, 4 года назад, мы с вами говорили о трудности и даже бесперспективности делать прогноз о результатах обучения, рисовать портрет выпускника 2020 года. В этом учебном году мы продолжаем работать в апробационном режиме введения ФГОС ООО, при этом уже есть результат прохождения одного из уровней общего образования по стандартам второго поколения. Это НОО. И я хотела бы обратиться к учителям начальных классов, которые получили первые плоды ФГОС и могут обратить наше внимание на риски, проблемы, решения и перспективы в работе в данном направлении.
Дмитриева И.А., учитель начальных классов
При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) на любом уровне общего образования мы должны руководствоваться возрастными особенностями и возможностями учащихся и обеспечивать результативность образования с учетом этих факторов. Хорошо или плохо, что никто не указал в требованиях стандарта необходимость организации психолого-педагогического сопровождения учащихся во время внедрения ФГОС, потому что это является неотъемлемой частью ООП организационного раздела. Это одно из условий организации образовательного процесса. И я слово предоставляю педагогу-психологу гимназии Мордвиновой Т.Ю.
Как отметила Т.Ю., большинство респондентов ответили, что знают про СДП, и постепенно осваивают механизм его практической реализации.
К числу базовых технологий могут быть отнесены:
- технология деятельностного метода;
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
- технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности.
Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при использовании информационных технологий обучения.
Какую технологию вы выбираете в своей деятельности зависит от целеполагания - Какую цель вы сегодня перед собой поставите?
Самым трудным перед проектированием урока по СДП являются выбор типа урока, форм, методов и т.д.
По целеполаганию выделяют 5 типов уроков:
I – урок «открытия» новых знаний;
II – урок отработки умений и рефлексии;
III – урок построения системы знаний (общеметодологической направленности);
IV – уроки развивающего контроля;
V – урок – исследование (урок творчества).
Какова особенность, например, урока «открытия» новых знаний по истории расскажет и покажет Острикова Л.В., учитель истории.
Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе.
Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Поэтому нельзя пройти мимо такой проблемы, как активизировать познавательную деятельность, прививая интерес к учению, давая возможность проявить себя каждому ребенку, чтобы обучение было радостным и увлекательным, какие методы и приемы способствуют активизации познавательной деятельности, проявлению интереса к учению, развитию мыслительной деятельности.
О приемах активизации деятельности учащихся на уроках иностранного языка сегодня рассказывает Тихонова Н.Н., учитель французского языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках географии может поделиться Марсуева Т.В., учитель географии.
В условиях введения ФГОС значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.
И обратимся мы с этим вопросом к зам. директора по ВР Назаровой О.В., которая как никто другой может нам ответить на вопрос об особенностях воспитательной деятельности в рамках новых стандартов, к тому же она сама участвует в апробации как учитель и классный руководитель.
Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется ФГОС.
Слово Серпуховитиной И.В., учитель начальных классов.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). Какова роль МО в организации работы в условиях введения ФГОС ООО обозначит Бельман Е.С., руководитель МО учителей иностранного языка.
Стандарты нового поколения основаны на формировании общих и предметных компетенций у обучающихся. Процесс формирования компетенций у обучающихся представляет собой образование сложного интегрального продукта, задачу создания которого, невозможно решить средствами только одного какого – либо предмета. Необходимо выстроить целостную педагогическую систему, способную объединить усилия педагогов по реализации компетентностного подхода.
В стандартах СОО четко прописано, что основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Результаты сегодняшней работы на педсовете позволяют сделать вывод, что определенные шаги по интеграции урочной и внеурочной деятельности уже сделаны, однако они не всегда имеют плановый системный характер.
А это предполагает выполнение следующих рекомендаций.
Проект решения педагогического совета от 11.11.2015
Одобрить положительный опыт работы учителей Дмитриевой И.А., Остриковой Л.В., Тихоновой Н.Н., Марсуевой Т.В., Серпуховитиной И.В., Бельман Е.С., педагога-психолога Мордвиновой Т.Ю. по реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Продолжить начатую апробационную деятельность по дальнейшему введению ФГОС ООО в 7-х классах гимназии.
Учителям-предметникам использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации системно-деятельностного подхода в учебном и воспитательном процессе. (постоянно)
Классным руководителям 1-7 классов использовать в своей работе Программу психолого-педагогического сопровождения для организации психологического сопровождения обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС.
Руководителям методических объединений рассмотреть на заседаниях МО во II четверти 2015-2016 учебного года риски, проблемы и перспективы введения ФГОС.
Председателю НМС, зам. директора по УВР Жиленковой Н.Н. продолжить методическое просвещение педагогов по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через педсоветы, заседания МО, семинары, курсы повышения профмастерства. Срок выполнения – 30.05.2016 г.
Утвердить адаптированную образовательную программу НОО для детей с ОВЗ.
Утвердить Положение о проведении психолого-педагогического сопровождения.
Рефлексия
ТЕХНОЛОГИЯ "РЕСТОРАН"
На доске приклеиваются картинка "Повар" и вопрос: "Насытились?", выполненные на отдельных карточках.
Насытились?