СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет в школе "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема педсовета выбрана не случайно. Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в школе.

Просмотр содержимого документа
«педсов»

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках

Тема педсовета выбрана не случайно. Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в школе.

Психологи отмечают
нежелание учиться детей связано со многими причинами:

  • огромное количество социальных
    проблем (в том числе нежелание родителей заниматься воспитанием).

  • У школьников полностью отсутствуют такие мотивы, как долг перед обществом (не желание быть культурным, образованным)

и мотив самообразования (не желание получить дополнительные знания из книг, познавательных телевизионных программ).

  • высокая информативность жизни, что
    приводит к интеллектуальному и физическому переутомлению, что пораждает у современного школьника клиповое мышление



Остановимся на последнем.

Именно клиповое мышление обвиняют педагоги, когда возникают проблемы с обучением детей.

Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям и самим школьникам?

В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.

Клип -это быстро сменяющие друг друга кадры, мелькание на экране разных мест, образов.

То есть клип не создается единой цельной картинки, нет системы. Мышление наподобие мельканию картинок в клипах -это разорванное мышление, не создающее монолита.

Таким людям сложно читать большие произведения, сложно сосредоточиться на чем-то в течение нескольких минут


Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.

Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:

  • ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

  • потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

  • увеличение разнообразия поступающей информации;

  • увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;

  • рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину.

Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек.

В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.


У клипового мышления есть свои признаки.

1. Первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность Мы знаем, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение.

А быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами.. Речь для них-груз

2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.

Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: «смотреть» ближе к физиологии, «видеть»связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3.Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным.

Исследования показывают, что клиповое мышление приводит к:

  • массовому синдрому расстройства внимания и гиперактивности;

  • потере желания познавать и создавать новое;

  • уничтожению потребности и способности к творчеству

  • несоответствию образа мыслей образу жизни;

Психологи, изучая детей с клиповым мышлением, описывают такие нарушения внимания как:

  • неспособность сохранять внимание на уроке;

Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас 10-15 минут

  • снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;

  • частые забывания того, что нужно сделать;

  • повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: ученики суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;


Как же формируется клиповое мышление?

Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к тому, что современное общество существует на новом этапе развития - информационном. Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, учреждениях, системе образования. Созданное глобальное пространство обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворяет их потребности.

Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети.

Все эти каналы структуры используют приемы клиповой подачи информации. Это формирует у молодых людей новое визуальное восприятие и клиповое мышление.

Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод:

клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах.

Клиповое мышление при желании можно быстро перестроить в понятийное-глубокое и осмысленное мышление, когда появляется желание думать, мыслить и делать выводы.


Педагогам в современной школе не рекомендуется бороться с клиповым мышлением, а использовать его особенности для процесса обучения. При этом рекомендуется учитывать ,что

1. Дети не виноваты, что они не любят читать книги.

2. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.

.

Учителям необходимо искать новые подходы к решению проблем обучения молодого поколения.

Эти подходы могут опираться на разработанные рекомендации по разрушению клипового мышления, которые включают:

  • специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);

  • чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;

  • ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;

  • включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;

  • упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);

  • многократное повторение изученного материала.


Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка должен так построить управленческое воздействие, чтобы ученик хотел учиться.


Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых

  • формируется и изменяется образ управляемого объекта;

  • устанавливаются цели совместной деятельности;

  • определяются способы их достижения;

  • разделяется, если необходимо, работа между участниками.

Управление на уроке –это управление познавательной деятельностью


Управление необходимо на любом этапе урока.

Чем же необходимо управлять?

Учитель должен управлять:


  • целеполаганием учащихся;


  • мотивацией их деятельности;


  • формированием их деятельности;


  • созданием обратных связей: учитель – ученик;


  • созданием проблемных ситуаций;


  • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.


Послушаем опыт наших учителей, как необходимо управлять познавательной деятельностью, тем самым развивая понятийное мышление


Решение



Проведя анализ и осмысление путей управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, прослушав опыт учителей

Педагогический Совет РЕШИЛ:

  1. Использовать управленческие знания при планировании и организации урока

  2. Осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся

  3. Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке

  4. Учитывать в работе индивидуальные особенности ученика

  5. Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков



Просмотр содержимого презентации
«педсовет»

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке Добавить обложки 2016 год

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке

Добавить обложки

2016 год

Причины не желания учиться  .   Огромное количество социальных проблем Высокая информативность жизни Отсутствие долга перед обществом (не желание быть культурным, образованным ) Отсутствие мотива самообразования

Причины не желания учиться

.

 

Огромное количество социальных проблем

Высокая информативность жизни

Отсутствие долга перед обществом (не желание быть культурным, образованным )

Отсутствие мотива самообразования

Клиповое мышление Клип  Клип -это быстро сменяющие друг друга кадры, мелькание на экране разных мест, образов. Он не создает единой цельной картинки, нет системы.

Клиповое мышление

Клип

Клип -это быстро сменяющие друг друга кадры, мелькание на экране разных мест, образов.

Он не создает единой цельной картинки, нет системы.

Клиповое мышление способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.  потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления ускорение темпов жизни и возрастание объема информационного потока     увеличение разнообразия поступающей информации увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы

Клиповое мышление

способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами,

но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.

потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления

ускорение темпов жизни и возрастание объема информационного потока

увеличение разнообразия поступающей информации

увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно

рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы

Признаки клипового мышления   языковой минимализм, речевая бедность визуальное мышление     преобладание конкретного мышления над абстрактным рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания

Признаки клипового мышления

языковой минимализм, речевая бедность

визуальное мышление

преобладание конкретного мышления над абстрактным

рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания

Психологи: - неспособность сохранять внимание на уроке -снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете  -частые забывания того, что нужно сделать  -повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: ученики суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое   

Психологи:

- неспособность сохранять внимание на уроке

-снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете

-частые забывания того, что нужно сделать

-повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость:

ученики суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое 

 

Подходы к решению проблем  - специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);  - чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;  -ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;  -включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, -упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);  -многократное повторение изученного материала.  

Подходы к решению проблем

- специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);

- чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;

-ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;

-включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации,

-упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);

-многократное повторение изученного материала.

 

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка должен так построить управленческое воздействие, чтобы ученик хотел учиться.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка должен так построить управленческое воздействие, чтобы ученик хотел учиться.

Управление –  процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта;  устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения;  разделяется, если необходимо, работа между участниками.   .  

Управление

процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых

  • формируется и изменяется образ управляемого объекта;
  • устанавливаются цели совместной деятельности;
  • определяются способы их достижения;
  • разделяется, если необходимо, работа между участниками. .

 

Учитель должен управлять:  - целеполаганием учащихся;  -мотивацией их деятельности;  -формированием их деятельности;  -созданием обратных связей: учитель – ученик;  -созданием проблемных ситуаций;  -комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.  

Учитель должен управлять:

- целеполаганием учащихся;

-мотивацией их деятельности;

-формированием их деятельности;

-созданием обратных связей: учитель – ученик;

-созданием проблемных ситуаций;

-комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

 

Использовать управленческие знания при планировании и организации урока  Осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся  Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке  Учитывать в работе индивидуальные особенности ученика  Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков
  • Использовать управленческие знания при планировании и организации урока

  • Осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся

  • Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке

  • Учитывать в работе индивидуальные особенности ученика

  • Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков

Решение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!