Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках
Тема педсовета выбрана не случайно. Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в школе.
Психологи отмечают
нежелание учиться детей связано со многими причинами:
огромное количество социальных
проблем (в том числе нежелание родителей заниматься воспитанием).
У школьников полностью отсутствуют такие мотивы, как долг перед обществом (не желание быть культурным, образованным)
и мотив самообразования (не желание получить дополнительные знания из книг, познавательных телевизионных программ).
Остановимся на последнем.
Именно клиповое мышление обвиняют педагоги, когда возникают проблемы с обучением детей.
Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям и самим школьникам?
В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.
Клип -это быстро сменяющие друг друга кадры, мелькание на экране разных мест, образов.
То есть клип не создается единой цельной картинки, нет системы. Мышление наподобие мельканию картинок в клипах -это разорванное мышление, не создающее монолита.
Таким людям сложно читать большие произведения, сложно сосредоточиться на чем-то в течение нескольких минут
Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.
Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:
ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
увеличение разнообразия поступающей информации;
увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;
рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину.
Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек.
В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.
У клипового мышления есть свои признаки.
1. Первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность Мы знаем, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение.
А быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами.. Речь для них-груз
2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.
Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: «смотреть» ближе к физиологии, «видеть»связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.
3.Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным.
Исследования показывают, что клиповое мышление приводит к:
массовому синдрому расстройства внимания и гиперактивности;
потере желания познавать и создавать новое;
уничтожению потребности и способности к творчеству
несоответствию образа мыслей образу жизни;
Психологи, изучая детей с клиповым мышлением, описывают такие нарушения внимания как:
Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас 10-15 минут
снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
частые забывания того, что нужно сделать;
повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: ученики суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
Как же формируется клиповое мышление?
Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к тому, что современное общество существует на новом этапе развития - информационном. Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, учреждениях, системе образования. Созданное глобальное пространство обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворяет их потребности.
Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети.
Все эти каналы структуры используют приемы клиповой подачи информации. Это формирует у молодых людей новое визуальное восприятие и клиповое мышление.
Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод:
клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах.
Клиповое мышление при желании можно быстро перестроить в понятийное-глубокое и осмысленное мышление, когда появляется желание думать, мыслить и делать выводы.
Педагогам в современной школе не рекомендуется бороться с клиповым мышлением, а использовать его особенности для процесса обучения. При этом рекомендуется учитывать ,что
1. Дети не виноваты, что они не любят читать книги.
2. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.
.
Учителям необходимо искать новые подходы к решению проблем обучения молодого поколения.
Эти подходы могут опираться на разработанные рекомендации по разрушению клипового мышления, которые включают:
специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);
чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;
ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;
включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;
упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);
многократное повторение изученного материала.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка должен так построить управленческое воздействие, чтобы ученик хотел учиться.
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых
формируется и изменяется образ управляемого объекта;
устанавливаются цели совместной деятельности;
определяются способы их достижения;
разделяется, если необходимо, работа между участниками.
Управление на уроке –это управление познавательной деятельностью
Управление необходимо на любом этапе урока.
Чем же необходимо управлять?
Учитель должен управлять:
целеполаганием учащихся;
мотивацией их деятельности;
формированием их деятельности;
созданием обратных связей: учитель – ученик;
созданием проблемных ситуаций;
комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Послушаем опыт наших учителей, как необходимо управлять познавательной деятельностью, тем самым развивая понятийное мышление
Решение
Проведя анализ и осмысление путей управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, прослушав опыт учителей
Педагогический Совет РЕШИЛ:
Использовать управленческие знания при планировании и организации урока
Осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся
Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке
Учитывать в работе индивидуальные особенности ученика
Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков