СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические чтения «золотые россыпи»: Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения «золотые россыпи»: Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников.»

Педагогические чтения «золотые россыпи»:

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

«расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит«я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

В нашей группе сформирован уголок экспериментирования.

Приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

Красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Подобрана познавательная литература( энциклопедии о различных явлениях природы ; «все обо всем» дидактические игры поисково-исследовательского содержания. Картотека опытов, конспекты занятий по познавательно- исследовательской деятельности

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты и эксперименты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности  с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "волшебница вода" проводили  опыты: "наливаем - выливаем", "снежинка на ладошке", "превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Эксперименты провожу в совместной  деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.

 у детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой,  как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской  деятельности использую эксперименты и опыты с неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п

Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. 

При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "что это?", то в четыре уже появились "почему?", "зачем?", а в пять- шесть лет очень важный для развития "как это происходит?"

Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "большой - маленький", "времена года", "с какого дерева листик", "назови, кто я?", "где, чей домик?"  такие игры помогают мне в ознакомлении детей с  явлениями природы.

Словесные игры:  "что лишнее?", "хорошо-плохо", "это кто к нам пришёл?" и др. Развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.    

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

 - наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр виде о презентаций об изучаемых явлениях и др. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

-  словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы указания и др.).        

-  практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

В заключение хотелось бы отметить, что экспериментирование оказывает влияние на:

Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повышение уровня развития познавательных процессов. Из выше изложенного можно отметить, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.





















МДОУ комбинированного вида

«Детский сад «Ивушка» г. Слободзея













Педагогические чтения «Золотые россыпи»: Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников.







Выполнила воспитатель:

Чебручан А. М.











2016





2016





























Цель.

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

Задачи.

Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям.

Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.

Знакомить с различными свойствами предметов.

Учить детей делать выводы на основе опытов.

Участвовать в посильной практической деятельности.















Педагогические чтения «золотые россыпи»:

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

«расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит«я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

В нашей группе сформирован уголок экспериментирования.

Приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

Красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Подобрана познавательная литература ( энциклопедии о различных явлениях природы ; «все обо всем» дидактические игры поисково-исследовательского содержания. Картотека опытов, конспекты занятий по познавательно- исследовательской деятельности

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты и эксперименты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности  с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "волшебница вода" проводили  опыты: "наливаем - выливаем", "снежинка на ладошке", "превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное ( например: выслушав вопрос, не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Сережа говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?»)

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) Предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению хода эксперимента. Конечно, иногда опыт провожу, давая команду, но стараюсь не злоупотреблять этим, так как такой прием лишает детей инициативы и свободы воли, точно так же заранее не предсказываю конечный результат, чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей.

Для поддержания интереса экспериментирования мы практикуем задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой,  как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской  деятельности больше предпочтение отдаю экспериментам и опытам с неживой природой

Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. 

При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "что это?", то в четыре уже появились "почему?", "зачем?", а в пять- шесть лет очень важный для развития "как это происходит?"

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "большой - маленький", "времена года", "с какого дерева листик", "назови, кто я?", "где, чей домик?"  такие игры помогают мне в ознакомлении детей с  явлениями природы.

Словесные игры:  "что лишнее?", "хорошо-плохо", "это кто к нам пришёл?" и др. Развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.    

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные:

 - наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр виде о презентаций об изучаемых явлениях и др. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

-  словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, указания и др.).        

-  практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

В заключение хотелось бы отметить, что экспериментирование оказывает влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы). Из выше изложенного можно отметить, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

  1. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

  2. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

  4. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.