СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии, лежащие в основе работы воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии, лежащие в основе работы воспитателя»

Орловское Спец ПУ





Выступление на МО





«Педагогические технологии, лежащие в основе работы воспитателя»













Подготовила и выступила

Ст. воспитатель

Алексеева Т.В.

I кв. категория















г. Орлов, 2016 г.

Воспитательная технология – это одно из средств воспитания, деятельность людей.

Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии.

Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат.

Существует своеобразный алгоритм способов действия воспитателя, задающий определенные качества деятельности воспитанников (например, творческий характер, соревновательность), а также определенные качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность). Из сказанного можно выстроить цепочку: воспитательные технологии = цели – методы – результаты.

По каким же критериям мы определяем, технологии ли это?

- это массовые, известные способы и формы работы;

- в способе должна быть некая устойчивость, типичность;

- должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата. Таким критериям соответствуют следующие технологии:

  • КТД;

  • Тренинги общения;

  • Шоу-технологии;

  • Групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждения ситуации, разработка проектов);

  • Диалог «Педагог-воспитанник»;

  • Создание ситуации успеха.


Технология «Тренинг общения».

Тренинг – как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитие навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций, понимание их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъектном плане для большинства из них.

Разнообразие тренингов велико. Но есть более узкое явление – формы групповой работы с общением: группы личностного роста, социально-психологические тренинги, тренинги общения, групповая психологическая работа.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных ситуациях).

В общем виде в тренинге выделяют 3 блока:

  • 1 блок – разминка, включает ряд заданий, упражнений, направленных на создание атмосферы открытости и внимания, слышания друг друга.

  • 2 блок – основные упражнения тренинга связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель.

  • 3 блок – рефлексия. Получение обратной связи по прошедшему занятию. Рефлексивные высказывания относительно темы и занятия в целом: «Самым важным на занятии для меня было…», «На занятии я понял…».

Принципы: Общение в условиях тренинга строится на принципах: «Здесь и сейчас» - на тренинге говорят о том, что происходит на занятии, о тех проявлениях, общении, отношениях, которые возникают и проявляются непосредственно на тренинге.

«Участие» - в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия. «Обратная связь» - каждый участник тренинга имеет право получить информацию, мнение, оценку своих действий.

Существуют 2 группы методов, на которых базируется любой тренинг:

Метод интерактивной игры: подвижные игры, ролевые игры.

Метод групповой дискуссии: тематическая дискуссия, биографическая дискуссия, интеракционная дискуссия.


Технология КТД.

Направленность КТД – стремление к общению, познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность воспитанников, причем не зрительская, а деятельностная.

Существует 6 этапов: - совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, решение о последействий.

2 типа КТД: классическое и личностно-ориентированное.

Отличия:

1 этап: - коллективное целеполагание: Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива. Дело как потенциал личностного развития и роста.

2 этап: - коллективное планирование: Акцент на групповой работе, групповом вкладе. Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений.

3 этап: - коллективная подготовка: Дружная групповая работа, добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность.

4 этап: - проведение дела: Участие группы, команд. Возможности для личного негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений.

5 этап: - коллективный анализ: Основные вопросы – критерии: «Как мы организовали дело? Как мы проявили свою коллективность?» и т.д.

Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развитие себя как индивидуальность.

Результат КТД – опыт позитивной совместной активности.



Технология «Шоу-технологии».

Мероприятия: «Звёздный час», «Счастливый случай», «КВН», и другие относятся к типу шоу-технологий. Общими являются три особенности: -деление участков на выступающих и зрителей; -соревновательность на сцене; -заготовленный организаторами сценарий;.

Структура: имеется 3 блока: - подготовка; - реализация; - анализ итогов.


Технология «Групповая проблемная работа».

Это работа с вербальным поведением воспитанников в проблемной ситуации.

Задачи: познавательная, организационная, аксиологическая.

Цель проблемной работы – разработка, принятие организационных решений. Цель групповой проблемной работы - прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания. Общие технологии групповой проблемной работы с этими задачами: - обращение к слову как средству, - действие педагога в условиях проблемной ситуации, - организация межличностного взаимодействия как движение от личных мнений, идей, позиций к общему результату.

Структура: действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации, перевода проблемной ситуации в конкретизированную задачу. И эта задача должна быть зафиксирована на доске, в тетрадях.

Следующий шаг – ведение определённой цепочки действий воспитанников. Существуют два варианта такой цепочки:

«Лепка» - Ключевым стартовым является групповая или микрогрупповая деятельность с разработкой идей в общий групповой результат. Результаты объединяются в единый список предложений, идей.

«Развивающая кооперация». Первоначальный список идей, предложений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и объединяются в квартетах, затем аналогичная работа проводится в восьмёрках. В итоге появляется общий список, который доводится до решения.


Технология «Создание ситуации успеха». Присутствует при использовании данной технологии сфера доброжелательности: - снятие страха («Ничего страшного»), - скрытая инструкция («Ты же помнишь, что….»), - авансирование (« У тебя всё получится….»), - персональная исключительность (« Только у тебя и может получиться….»), - усиление мотива (« Нам это так нужно для….»), -педагогическое внушение (« Приступай же!»), - высокая оценка детали (« Вот эта часть у тебя замечательно….»).











































Литература

  1. Л.И Маленкова. Педагогическое общество России, Москва 2004 г.

«Теория и методика воспитания».