Орловское Спец ПУ
Выступление на МО
«Педагогические технологии, лежащие в основе работы воспитателя»
Подготовила и выступила
Ст. воспитатель
Алексеева Т.В.
I кв. категория
г. Орлов, 2016 г.
Воспитательная технология – это одно из средств воспитания, деятельность людей.
Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии.
Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат.
Существует своеобразный алгоритм способов действия воспитателя, задающий определенные качества деятельности воспитанников (например, творческий характер, соревновательность), а также определенные качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность). Из сказанного можно выстроить цепочку: воспитательные технологии = цели – методы – результаты.
По каким же критериям мы определяем, технологии ли это?
- это массовые, известные способы и формы работы;
- в способе должна быть некая устойчивость, типичность;
- должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата. Таким критериям соответствуют следующие технологии:
КТД;
Тренинги общения;
Шоу-технологии;
Групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждения ситуации, разработка проектов);
Диалог «Педагог-воспитанник»;
Создание ситуации успеха.
Технология «Тренинг общения».
Тренинг – как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитие навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций, понимание их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъектном плане для большинства из них.
Разнообразие тренингов велико. Но есть более узкое явление – формы групповой работы с общением: группы личностного роста, социально-психологические тренинги, тренинги общения, групповая психологическая работа.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных ситуациях).
В общем виде в тренинге выделяют 3 блока:
1 блок – разминка, включает ряд заданий, упражнений, направленных на создание атмосферы открытости и внимания, слышания друг друга.
2 блок – основные упражнения тренинга связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель.
3 блок – рефлексия. Получение обратной связи по прошедшему занятию. Рефлексивные высказывания относительно темы и занятия в целом: «Самым важным на занятии для меня было…», «На занятии я понял…».
Принципы: Общение в условиях тренинга строится на принципах: «Здесь и сейчас» - на тренинге говорят о том, что происходит на занятии, о тех проявлениях, общении, отношениях, которые возникают и проявляются непосредственно на тренинге.
«Участие» - в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия. «Обратная связь» - каждый участник тренинга имеет право получить информацию, мнение, оценку своих действий.
Существуют 2 группы методов, на которых базируется любой тренинг:
Метод интерактивной игры: подвижные игры, ролевые игры.
Метод групповой дискуссии: тематическая дискуссия, биографическая дискуссия, интеракционная дискуссия.
Технология КТД.
Направленность КТД – стремление к общению, познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность воспитанников, причем не зрительская, а деятельностная.
Существует 6 этапов: - совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, решение о последействий.
2 типа КТД: классическое и личностно-ориентированное.
Отличия:
1 этап: - коллективное целеполагание: Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива. Дело как потенциал личностного развития и роста.
2 этап: - коллективное планирование: Акцент на групповой работе, групповом вкладе. Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений.
3 этап: - коллективная подготовка: Дружная групповая работа, добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность.
4 этап: - проведение дела: Участие группы, команд. Возможности для личного негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений.
5 этап: - коллективный анализ: Основные вопросы – критерии: «Как мы организовали дело? Как мы проявили свою коллективность?» и т.д.
Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развитие себя как индивидуальность.
Результат КТД – опыт позитивной совместной активности.
Технология «Шоу-технологии».
Мероприятия: «Звёздный час», «Счастливый случай», «КВН», и другие относятся к типу шоу-технологий. Общими являются три особенности: -деление участков на выступающих и зрителей; -соревновательность на сцене; -заготовленный организаторами сценарий;.
Структура: имеется 3 блока: - подготовка; - реализация; - анализ итогов.
Технология «Групповая проблемная работа».
Это работа с вербальным поведением воспитанников в проблемной ситуации.
Задачи: познавательная, организационная, аксиологическая.
Цель проблемной работы – разработка, принятие организационных решений. Цель групповой проблемной работы - прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания. Общие технологии групповой проблемной работы с этими задачами: - обращение к слову как средству, - действие педагога в условиях проблемной ситуации, - организация межличностного взаимодействия как движение от личных мнений, идей, позиций к общему результату.
Структура: действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации, перевода проблемной ситуации в конкретизированную задачу. И эта задача должна быть зафиксирована на доске, в тетрадях.
Следующий шаг – ведение определённой цепочки действий воспитанников. Существуют два варианта такой цепочки:
«Лепка» - Ключевым стартовым является групповая или микрогрупповая деятельность с разработкой идей в общий групповой результат. Результаты объединяются в единый список предложений, идей.
«Развивающая кооперация». Первоначальный список идей, предложений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и объединяются в квартетах, затем аналогичная работа проводится в восьмёрках. В итоге появляется общий список, который доводится до решения.
Технология «Создание ситуации успеха». Присутствует при использовании данной технологии сфера доброжелательности: - снятие страха («Ничего страшного»), - скрытая инструкция («Ты же помнишь, что….»), - авансирование (« У тебя всё получится….»), - персональная исключительность (« Только у тебя и может получиться….»), - усиление мотива (« Нам это так нужно для….»), -педагогическое внушение (« Приступай же!»), - высокая оценка детали (« Вот эта часть у тебя замечательно….»).
Литература
Л.И Маленкова. Педагогическое общество России, Москва 2004 г.
«Теория и методика воспитания».