Современные образовательные технологии | Основные цели использования технологий | Краткое описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности | Результаты использования технологий |
Игровые технологии | 1. Обучать, воспитывать, развивать, вызывая интерес у детей посредством применения игр и игровых моментов на проводимых занятиях и мероприятиях. 2. Сохранять традиции игровой культуры народов. 3. Организовывать познавательную деятельность. 4. Учить анализировать, обобщать, сравнивать | 1. Использование игро- ритмических упражнений, пальчиковых и речевых игр, игрового массажа в структуре проводимых занятий. 2. Использование игр и игровых моментов в сценарии проводимых мероприятий (настрой на мероприятие, игры с залом и т.д.). 3. Создание благоприятного психологического климата: игры на сплочение, на снятие напряжения, тревоги и т.д. | 1. Удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. 2. Активизация познавательной и творческой деятельности воспитанников. 3. Создание благоприятного психологического климата |
Информационно-коммуникационные технологии | 1. Развитие умения работать с информацией (формирование информационной компетентности). 2. Подготовка личности «информационного общества». 3. Формирование исследовательских умений и навыков индивидуальной работы. 4. Повышение наглядности. 5. Развитие коммуникативных способностей. | 1. Использование компьютера в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. 2. Использование Интернет-ресурсов, мультимедийных презентаций, игр-триггеров, электронных музыкальных энциклопедий, видеороликов и видеофильмов. 3. Самостоятельное создание презентаций, роликов, фильмов. Электронные презентации эффективно используются на различных этапах работы с детьми, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет воспитанникам быстрее и глубже воспринимать предлагаемый материал. | Позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников, существенно повысить мотивацию детей к занятиям, развивает аудиовизуальное восприятие и творческий потенциал детей, помогает формировать художественный вкус и способствует гармоничному развитию личности. Возможности Интернет-ресурсов позволяют получать необходимую методическую информацию, знакомиться с опытом коллег. |
Проектные технологии | 1. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. 2. Создание благоприятного психологического климата на занятиях. 3. Стимулирование познавательной деятельности. 4. Формирование навыков презентации и самопрезентации, | Дети рисуют афиши, объявления, поздравительные открытки, оформляют плакаты, выпускают стенгазеты, делают поделки, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации), затем демонстрируют свои работы, рассказывают об их достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации. В работе также применяются: - ролевые проекты, например, драматизация музыкального произведения; - сценарные проекты: подготовка и проведение мероприятия. | 1. Самостоятельное осуществление детьми исследовательской и познавательной деятельности. 2. Применение полученных знаний в практической деятельности. 3. Развитие самостоятельности. |
Технология сотрудничества | Развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов. | Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности в разных ситуациях. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество и продуктивное общение: - детей и педагогов; - сотрудничество детей между собой; - сотрудничество детей, родителей (родственников) и педагогов. «Сотрудники» совместно вырабатывают цели, содержание занятия или мероприятия, работают в группе, дают общие оценки работы, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. | Способность воспитанников: - взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами; - работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; - вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; - испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров; - полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд. |
Технология коллективной творческой деятельности (КТД) | Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. | Это «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» (по определению автора данной технологии И. П. Иванова) | КТД дают возможность воспитаннику: - реализовать и развивать свои способности; - расширить знания об окружающем мире; - приобрести навыки проектирования; - проявить организаторские умения; - закрепить коммуникативные навыки; - формировать способности к рефлексии (анализу) |
Арттерапия (относится к коррекционным технологиям) | Обеспечение максимально благоприятных условий для развития здоровой, творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. | Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. В работе используются: - музыкотерапия; - сказкотерапия; - драмтерапия; - вокалотерапия; - танцетерапия; - фольклорная арттерапия; - терапия творчеством. | Укрепление психического и физического здоровья, снятие нервно-психических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса детей, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. |
Технология активного слушания | Научиться понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника | Использование особых приёмов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений (пауза, уточнение, пересказ, повтор и др.) Схема для общения: внимание, выраженное в позе – повторение фраз — утверждающая фраза – пауза – обозначение чувства – выражение своего восприятия — итоги. | Помогает понять личность собеседника и демонстрирует заинтересованность в нём. Приёмы активного слушания помогают побудить воспитанника к ответам, направить беседу в нужную сторону, а также понять, дать оценку и запомнить передаваемую собеседником информацию |
Технология развития критического мышления | Использование, развитие и обобщение опыта воспитанников и их представлений о мире | Занятие или мероприятие в технологии развития критического мышления – это занятие, на котором: - воспитанники сначала формулируют проблему, которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения; - каждое утверждение требует доказательства, каждый вывод – аргументации; - любой имеет право на собственную точку зрения, лишь бы она была обоснованной; - результаты работы обсуждаются, полученные результаты и сделанные выводы сравниваются. Занятие или мероприятие, построенные в рамках технологии критического мышления, содержат три основные фазы: вызов, осмысление содержания, рефлексия. | Развитие критического мышления воспитанников |
Групповые технологии. | 1. Развитие речи, коммуникативности, мышления, интеллекта. 2. Взаимное обогащение. 3. Самостоятельное решение поставленной задачи. | Групповая форма работы - это форма самостоятельной работы детей на занятиях при непосредственном взаимодействии их между собой. Используя групповые технологии в образовательном процессе, педагог руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С педагогом нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно | 1. Групповые технологии оптимизируют образовательный процесс, делают его более эффективным и личностно направленным. 2. Снимается состояние неуверенности детей, что способствует обретению желаемого статуса в среде сверстников. |
Метод индивидуального подхода | 1. Активизация имеющихся у ребёнка знаний и навыков, умения работать самостоятельно. 2. Укрепление положительных качеств воспитанника и устранение недостатков. | На начальном этапе важно установление контакта с ребёнком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы - диалогическое общение. В ходе работы устанавливаются партнерские отношения с ребёнком (с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения). | 1. Повышение активности воспитанника, в результате - повышение качества усвоения материала. 2. Воспитанник – полноправный участник взаимодействия. |
Интерактивные технологии | Активизация обратной связи между педагогом и воспитанником, активизация познавательной деятельности ребёнка | При возникновении вопросов, трудностей или потребности обсуждения какого-либо явления происходит активизация обратной связи между педагогом и воспитанником. Устраняются трудности, обсуждаются проблемы, вопросы. | Происходит устранение возникших трудностей, активизируется познавательная деятельность воспитанника. |