Осипова Марина Алексеевна
МБОУ «Гимназия №19» г. Калуги (РФ)
Педагогические технологии в работе современного учителя-словесника.
Для того, чтобы стать успешным и востребованным в современном мире, сегодня человеку необходимо обладать достаточно обширным набором личностных и профессиональных качеств. Формированием и развитием этих качеств и должна заниматься современная школа. Выпускники, успешно освоившие курс школьной программы, прежде всего должны уметь гибко адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях. Для этого необходимо научиться грамотно работать с информацией, самостоятельно приобретать необходимые знания, критически и творчески мыслить, работать в коллективе, постоянно самосовершенствоваться.
Свежие идеи в школьном образовании дают возможность каждому учителю искать свой путь реализации обновлённого содержания обучения. Задача педагога в современной образовательной системе заключается в организации самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. И на этом пути учитель встречается с понятием «технология». Технология – это совокупность операций, осуществляемых определённым образом и в определённой последовательности, т.е. процесс. Известный учитель-новатор И.П. Волков определяет педагогическую технологию, как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
В своей работе я как учитель-словесник использую разнообразные педагогические технологии и их элементы. Технологию класса «Организационные формы» (коллективный способ обучения) нельзя назвать новой. Однако именно эта технология, на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям к образованию предъявляемым ФГОС.
КСО (коллективный способ обучения) – это технология:
-педагогического процесса в контексте деятельностного подхода;
-здоровьесберегающая;
-самообучения и самоуправления;
-гуманного обучения;
-демократического способа обучения по способностям;
-интеллектуально развивающая.
Самое ценное в этой технологии: каждый ребёнок учится, а не просто присутствует на уроке. На таких занятиях учащиеся объясняют, рассказывают, рассуждают в парах и в группах. Класс делится на группы «сильные», «средние» и «слабые». Все группы получают одинаковые блоки заданий. «Сильные» и «средние» группы работают самостоятельно, а «слабые» - под руководством учителя. Получив карточку, ученик работает идивидуально. Закончив работу по своей карточке, он объединяется в пару с товарищем по группе. Обменявшись информацией, они вместе составляют опору по двум заданиям. Пара распадается, и начинается работа с новым партнером. Таким образом, каждый ученик в группе объяснит своё задание несколько раз и выслушает материал партнеров. К концу занятия все усваивают тему.
Другая технология, часто используемая мной на уроках литературы, – развитие критического мышления через чтение и письмо («РКМЧП»), тоже активно применяется в педагогике в течение последнего десятилетия. Но и она в полной мере вписывается в современную систему образования.
В основу программы положены идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского. о творческом сотрудничестве учителя и ученика, о необходимости развития аналитического мышления. Цель организации «РКМЧП» заключается в формировании навыка работы с научным и художественным текстом, развитием умения создавать собственные творческие письменные работы, воспитывать умение сотрудничать. Идея заключается в том, что целью образования является не объём знаний, а то, как ученик умеет обращаться с полученной информацией. Изменяются роли учеников и учителя. Именно ученики становятся главными действующими лицами урока (рассуждают, пишут, читают, обсуждают).
Технология «РКМЧП» предполагает построение уроков по «базовой модели», состоящей из трёх стадий.
Первая стадия – «вызова», во время которой активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения материала.
Вторая стадия – содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа с текстом, осмысление, понимание.
Третья стадия – размышление. Формируется личностное отношение к тексту. Происходит переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретённых знаний.
Самое важное на таком уроке – развитие умения слушать и слышать другую точку зрения, принимать её, делать выводы.
Школа должна создать условия для формирования полноценной личности. Овладение теорией и применение на практике технологий личностно-развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе.