Педагогические возможности развития воображения у младших школьников во внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня преимущественно понимается, как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Однако, внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Проявляемая вне уроков активность детей обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. [7]
Целью внеурочной деятельности является, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Данная цель реализуется через задачи внеурочной деятельности: включение учащихся в разностороннюю деятельность; формирование навыков позитивного коммуникативного общения; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Формы внеурочной деятельности, используемые в начальной школе очень разнообразны – это экскурсии, кружки, секции, диспуты, олимпиады, соревнования поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п. [35]
Организация внеурочной деятельности не ограничивается получением предметных показателей (количественных данных, объективно выраженных успехов, определенных умений и навыков). Гораздо важнее достижение высоких воспитательных целей: нравственного становления, формирование общественно-значимых мотивов, внутренних стимулов, проявляющихся в повседневном поведении и отношении к делам и обязанностям. От позиции классного руководителя во многом зависит преодоление формализма в оценке результатов воспитательной работы и создание условий для успешного использования внутренних и внешних стимулов деятельности учащихся во внеурочное время в целях их гармоничного развития.
В младших классах полезно организовывать практические занятия усвоению некоторых умений и навыков культурного поведения: форм вежливого обращения, приема и проводов гостей, поведения за столом, в общественных местах, манеры общения и т.д. можно ставить мини-спектакли на темы: «В школьной столовой», «Разговор по телефону», «В театре», «Общение с родителями», «Как мы разговариваем друг с другом, с учителями, с малышами». В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рисовании, в драматизации, а также в самостоятельных поисках и решениях. [4, с.25].
Эффективной формой внеурочной учебной деятельности является факультативные занятия по выбору школьников. Они дают возможность развивать проявившиеся познавательные интересы, серьезно содействовать углублению знаний, развитию склонностей и задатков. Обычно факультативные занятия представляют собой курсы, углубляющие и расширяющие знания, и навыки учащихся по учебному предмету. К особенностям внеурочной деятельности по овладению эстетической культурой относится возможность ее проведения вне стен школы - в форме экскурсий в музеи, посещение театров, организации походов на природу. Экскурсии на этическую тему расширяют и углубляют знания программного материала, открывают мир прекрасного, учат находить красоту в жизни, облагораживают сознание и чувства учащихся.
Таким образом, внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. В понятие внеурочная деятельность включается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.
Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно большое значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении, однако учебные показатели - не единственные критерии становления личности. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. Вот почему можно целенаправленно развивать творческое воображение во внеурочной деятельности. [18]
Для формирования творческого воображения необходимо:
1. Вызывать и закреплять у детей эмоционально положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной деятельности и процессу ее осуществления;
2. Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игровых приемов и ситуаций, что максимально способствует создания личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развития творчества у детей;
3. Исключение формализма, сухости и дидактизма, противоречащего творческой деятельности;
4. Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, Уважение к процессу и результативности его творческой деятельности;
5. Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии с детьми, формирование того же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей;
6. Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе вести ориентированный подход к обучению детей.
Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения - основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных способностей. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.
Учитель постоянно должен узнавать новое, интересоваться разработками, творчески относиться к работе, выбирать методику, близкую его взглядам и мировоззрению.
Во внеурочной деятельности школьник проявляет свое воображение интенсивно, например, на занятии «Воспитание сказкой». «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления личности. Сказки - это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.
Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных тонах и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Специфика сказки в том, что она является продуктом творчества определенного народа. Для ребенка важнее всего развитие своей внутренней жизни, творческой игры. Сказочный мир замечательно приспособлен для полноценного развития ребенка. [14]
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они учатся видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, они получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Таким образом, особенностью внеурочной деятельности младших школьников является объединение всех видов деятельности кроме урочной (экскурсии, кружки, секции, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения. Минск: Современная школа, 2007. — 32 с.
Баер Удо. Творческая терапия - терапия творчеством. М.: Класс, 2013. - 568 с.
Балагурова М. С., Баринова Н. И. Развитие воображения младших школьников // Молодой ученый 2015 №22.1 (102) ноябрь-2. Спецвыпуск: Материалы межвузовской научно-практической студенческой конференции Социально-педагогический потенциал современной литературы для детей и подростков. М.: Молодой ученый. 2015. - С. 29-33
Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2013. - 112 с.
Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2011. - 112 с.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва, Воронеж, 2010. — 392 с.
Бурцева О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 7-8.
Бурцева О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 7-8.
Выготский Л.С. Воображение, творчество в детском возрасте. /Психологический очерк кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 470 с.
Выготский Л.С. Воображение, творчество в детском возрасте. /Психологический очерк кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.
Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2011. - 121 с.
Гераимчук И.М. Активизация творческой деятельности. Монография. К.: ПП Нестроевый, 2014. - 552 с.
Голденберг Джекоб, Бойд Дрю. Творчество в рамках. Минск: Попурри, 2014. - 336 с.
Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 2010. – 98 с.
Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 2010. – 320 с.
Данилин А.Г. Прорыв в гениальность: беседы и упражнения. М.: Вершина, 2008. — 375 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2007. 387 с.
Дубина А.М. Тренинг развития памяти. М.: АРДИС, 2009 г. – 218 с.
Дубравская Д.М. «Основы психологии», Издательство «Свет», Львов 2001 г.
Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
Дьяченко О.М. Лес, полный чудес. Развитие воображения 3-5 лет. М.: Карапуз, 2010. — 20 с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М. , 1996 г., гл. 1-3, стр. 8-128
Колби К. Подключение второй натуры. / Conative connection. фрагмент книги. Монография. Электронная публикация с Amazon.com. Финикс, 2014. 32 с.
Короткая Е.В. Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе. Коррекционная работа психолога в школе. – Красноярск. - Центр ПМСС №5 «Сознание». – 2012. – 50 с.
Кравцова Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания: лекции 1-3. Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2005 г. - 315 с.
Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности – М.: Знание, 2006. – 114 с.
Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности – М.: Знание, 2006. – 410 с.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль, – 2008. – 340 с.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: 2009. – 70 с.
Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
Николаева Е.И. Психология детского творчества. Серия: Детский психолог. СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Брушлипский А.В., Петровский В.А. Общая психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр Академия, 1998. — 512 с.
Петухова С.А. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2009. – 80 с.
Поддьяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. – Волгоград, 1994. 7. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии. – 2010. – № 2.
Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 2010. 351с.
Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная. – М., 2008. – 560 с.
Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная. – М., 2008. – 210 с.
Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука, 2008. – 231 с.
Розин В. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ, 2012. - 360 с.
Синельников В.Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. – М., 2007. – 320 с.
Ушинский К.Д. Русская школа. М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 688 с.
Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М., 2012. — 215 с.
Фаррелл Н. Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей. СПб.: Весь, 2014. - 208 с.
Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии. – 2010. – № 2.
Харшман Э. Развитие нестандартного мышления. Необычные головоломки. Пер. с англ. Е. Гупало. М.: АСТ, Астрель, 2014. – 95 с.
Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. Москва : Айрис-Пресс : Рольф, 2009. - 203 с.
Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. Москва: Айрис-Пресс: Рольф, 2011. - 203 с.
Чернов Дмитрий. Коробка креативности. Интернет-издание, 2016. - 105с.
Шрагина Л. Управление творческим воображением. Журнал – Психолог. №07, 2012 г., c.8-10
Янушко Е.А. Развиваем воображение. Загадки с сюрпризом. М.: Карапуз, 2015. - 16 с.