СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое и психологическое изучение готовности младших умственно отсталых школьников к овладению умениями и навыками чтения, письма и счета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое и психологическое изучение готовности младших умственно отсталых школьников к овладению умениями и навыками чтения, письма и счета.Серия 2.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое и психологическое изучение готовности младших умственно отсталых школьников к овладению умениями и навыками чтения, письма и счета.»

Педагогическое и психологическое изучение готовности младших умственно отсталых школьников к овладению умениями и навыками чтения, письма и счета.



СЕРИЯ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

(оценка готовности ребенка к его обучению со стороны необходимых психологических предпосылок к овладению умениями и навыками чтения, письма и счета)

Чтение и письмо

8. Выявление умений выделять в устно названном педагогом слове отдельный звук и соотносить слуховой образ звука с его буквенным обозначением.

Инструкция: «Давай поиграем с тобой в «звуки»… Вот, я называю тебе звук «а-а-а» … его надо услышать в словах … Когда ты услышишь в слове «а-а-а», то поднимешь «этот» кружок… (сделать из картона кружок на палочке). Слушай внимательно: -к-о-от… -лу-ук… -ма-а-ма…-у-уши…».

При правильных действиях ребенка просить его показать нужную букву, выделив ее из набора лежащих на столе нескольких букв.

Инструкция: «Какую ты покажешь нужную букву?» (Сер.2, Протокол-8)

Примечание: аналогично проделанному провести работу с другими знакомыми ребенку звуками и буквами.

9. Выявление умений определять в заданном устно слове «место» звуков в названных педагогом словах по отношению друг к другу: первый, последний, в середине, перед, после.

Примечание: предполагается, что понимание ребенком значения слов, обозначающих положение звуков, должно входить в обучение детей звуко-буквенному анализу и синтезу.

Инструкция: «Послушай, какое я назову тебе слово: лук… Какое слово я назвала?.. Давай обозначим это слово длинной полоской… (Приготовить полоски разной длины для наглядно-практического обозначения слов и звуков - по методике Д.Б. Эльконина). Теперь послушай, какой в слове «лук» первый звук: -л-лук.. Давай обозначим звук «л» квадратиком… Положи его «сюда» (первый под полоской)… Теперь послушай, какой в слове «лук» последний звук: -лук-к.. Давай обозначим его тоже квадратиком… положим его «сюда» (последним под полоской)… А теперь послушай, какой звук ты слышишь после звука «л»: -л-у-у-к… Куда ты положишь квадратик?.. (длина полоски должна быть равна ряду квадратиков). …Какое слово мы с тобой разбирали?..



При правильном ответе попросить ребенка показать предмет, обозначаемый словом «лук», расположенный среди нескольких предметных изображений.

Инструкция: «Покажи предмет, который называется таким словом» … (Сер.2, Протокол -9).

10. Выделение в устно названном предложении отдельных слов и определение места их расположения по отношению друг к другу. Соотнесение устного предложения с сюжетной картинкой.

Инструкция - 1: «Послушай, какое я скажу тебе предложение: «Маша нашла гриб»… Повтори это предложение… Какое «здесь» первое слово?… (Повторить предложение с акцентированием слова «Маша»)… Давай обозначим это слово длинной полоской… Какое слово ты слышишь после слова «Маша»?.. (Повторить предложение с акцентированием слова «нашла»)… Давай обозначим это слово другой длинной полоской… Какое слово ты слышишь последним?… (Повторить предложение с акцентированием слова «гриб»)… Давай обозначим это слово еще одной полоской»..

Инструкция - 2: «Какое мы составили предложение?… Давай его повторим… Покажи «про это» картинку… 

Счет

11. Понимание характера количественных отношений между предметными множествами (совокупностями) и умениями обозначать эти отношения знаковыми средствами (Сер.2, Протокол-11).

Задание 1. Отношения неравенства между предметными множествами. Обозначение отношений графическими средствами.

Инструкция-1. «Смотри; … «Это» - мои кубики… Сколько их?.. «Это - твои кубики… Сколько их?.. У кого кубиков больше?.. У кого меньше?.. Давай положим твои и мои кубики рядом друг с другом… (соблюдая между множествами некоторое расстояние)… Каким значком можно показать, что твоих кубиков больше, чем моих … Как его надо положить?.. Что говорит значок о моих кубиках?).

Задание-2. Отношения равенства между предметными множествами.

Инструкция-2. «Давай теперь сделаем так, чтобы у тебя и у меня кубиков стало поровну… Каким значком ты покажешь, что теперь у нас кубиков поровну?…

Задание-3. Преобразование предметных множеств: разделение (перед глазами ребенка находятся только два рассмотренных множества - других кубиков не должно быть).

Инструкция-3. «Теперь сделай так, чтобы кубиков стало больше чем у меня… Как ты покажешь значком, что кубиков стало больше у меня?.. Как ты положишь этот значок?..».

Задание-4. Преобразование предметных множеств: сложение.

Инструкция-4: «Теперь давай сложим твои и мои кубики… Каким значком ты покажешь, что мы сделали?...

Примечание: не употреблять слов «стало» и «вместе».



Начало формы