СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит ответы на разнообразные вопросы, касающиеся данной темы.

Просмотр содержимого документа
«Педагогика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС .»

Задание 1

Можно ли проассоциировать инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями с интегрированным или коррекционным? На какие категории детей рассчитано инклюзивное образование? Какие из этих категорий детей присутствуют в Вашей организации? Как Вы можете посодействовать их включению в образовательный процесс исходя из приобретенных знаний об инклюзивном образовании?

Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями можно проассоциировать с интегрированным или коррекционным подходом. Важным этапом формирования инклюзивного подхода в образовании является социальная интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями. Коррекционный подход в инклюзивной практике предусматривает вариативные формы получения образования. Каждое направление коррекционной работы должно быть направлено на создание благоприятной психически безопасной среды для каждого учащегося.

Интегрированное обучение предполагает «внедрение» детей-инвалидов в общеобразовательную систему, которая хотя и учитывала некоторые особые потребности детей, но сама оставалась практически неизменной. При этом организационные, педагогические и финансовые механизмы такого обучения не были достаточно проработаны, для того чтобы процесс стал действительно эффективным.

Инклюзивное образование рассчитано на детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития).

В нашей школе присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Я должна учесть различия индивидуального своеобразия учащихся. Создать и поддерживать атмосферу принятия, толерантности, сотрудничества в классе. Участвовать в командном взаимодействии педагогов, организующих процесс обучения и социализации. Активно сотрудничать с родительской общественностью. Составить индивидуальный учебный план и индивидуальную образовательную программу учащегося – ребёнка с ОВЗ по развитию знаний и жизненных компетенций.


Задание 2

Какие элементы мониторинга в образовании Вы используете или планируете использовать в своей профессиональной деятельности в рамках Вашей предметной области? Исходя из приобретённых знаний о педагогике инклюзивного образования сформулируйте основные направления совершенствования организованного (или планируемого) Вами мониторинга.

В своей профессиональной деятельности я планирую использовать такие элементы мониторинга, которые могли бы мне получить информацию:

  • о категориях детей, включенных в инклюзивный процесс, их анализ;

  • о формах инклюзии, об образовательных и социальных потребностях детей с ОВЗ,

  • о методической обеспеченности,

  • о степени готовности себя к реализации инклюзивного подхода, об отношениях учителя и ребёнка, меня и родителей.

Перед проведением мониторинга рассмотрю подготовительные работы: сформирую план, проблемы, цели, задачи, подберу, установлю сроки, график мониторинга. После проведения мониторинга обработаю информацию, проанализирую их в форме отчёта, составлю рекомендации.

Мониторинг всегда работает на отслеживание актуальной ситуации. На современном этапе развития инклюзивного образования, при существующих условиях его развития, программы мониторингов в сфере инклюзивного образования могут быть ориентированы на отслеживание основных показателей развития инклюзивной практики и культуры: готовность педагогов к включению ребенка с ОВЗ в массовый класс;

оценка потребности в инклюзивном образовании как детей с ОВЗ, так и обычных детей; состояние образовательной среды и ее готовность к включению; отношение учителей и родителей к инклюзии в образовании.

Задание 3

Раскройте принципы, которые, как Вы считаете, необходимо соблюдать при планировании и организации занятий по Вашей предметной области в рамках инклюзивного обучения. Кратко охарактеризуйте требования к режиму организации урока в инклюзивном классе по Вашей предметной области.

Принципы:

  • Принцип педагогического оптимизма.

  • Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

  • Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

  • Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

  • Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

  • Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе.

1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

2. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

3. К.Д. Ушинский придавал большое значение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках в первоначальный период, так как:

  • во-первых, стимулирует элементарные умственные процессы;

  • во-вторых, развивает устную речь;

  • в-третьих, способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся.

Что должен учитывать и знать учитель при использовании средств наглядности:

  • учитывать роль наглядности в решении учебных задач;

  • учитывать, будут ли понятны данные пособия учащимся;

  • учитывать функции наглядных пособий в данном учебном процессе;

  • знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

  • учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте.

4. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер. Его проверка проводится поочередно или совместно в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы, а выполнение оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Задание 4

Каким целям служит психолого-медико-педагогический консилиум? Какие специалисты могут входить в его структуру? Существует ли в Вашей образовательной организации психолого-медико-педагогический консилиум? Если да, то ответьте на вопрос А, если нет, то на вопрос Б. А) Какие специалисты входят в психолого-медико-педагогический консилиум Вашей образовательной организации? Какие основные сложности в работе консилиума возникают? Как, с Вашей точки зрения, их можно преодолеть? Б) Какое значение для Вашей образовательной организации имеет создание психолого-медико-педагогический консилиума? Для каких групп детей он необходим в условиях Вашей организации?

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

В состав специалистов ПМПк ОУ должны входить завуч по инклюзии или старший воспитатель, руководитель ОУ, психолог, логопед, дефектолог, учителя или воспитатели, непосредственно работающие с ребёнком, тьютор, соцпедагог, педагоги дополнительного образования, педагог продлённого дня, медработник.

В нашем образовательном учреждении существует психолого- медико- педагогический консилиум. Туда входят такие специалисты, как: руководитель ОУ, пихолог, логопед, соцпедагог, медицинский работник и учитель, работающий с ребёнком.

Создание психолого – медико-педагогического консилиума в школе является необходимым условием приёма детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Консилиум ставит общие комплексные задачи по включению ребёнка с ограничением здоровья в образовательный процесс. Консилиум необходим для грамотного, профессионального подхода к ребёнку и его семье, для достоверного информирования о продвижении ребёнка, динамики его развития, для чёткой организации действий в ситуациях, для привлечения дополнительных методических, материальных и других ресурсов. Консилиум осуществляет консультативную , диагностико - аналитическую , развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную работу, создаёт условия для адаптации, обучения, социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.


Задание 5

Какие педагогические методы и технологии, используемые в инклюзивном образовании, Вы применяете или планируете применить в своей профессиональной деятельности? Какие особенности (изменения) они могут (если это необходимо) приобрести в рамках Вашей предметной области?


1.Дистанционные технологии в инклюзивном образовании.
Дистанционное образование является одной из альтернатив для получения комплексного и качественного обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь можно вести обучение в стенах дома, при этом активное общаясь с сокурсниками через форумы и социальные сети, видеоконференции и чаты, что позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации.
Использование дистанционных образовательных технологий помогает свести к минимуму возможные психологические барьеры детей с ограниченными возможностями в общении со сверстниками, обеспечивая при этом в сетевом взаимодействии конфиденциальность медицинских диагнозов и другой личной информации.

2.Использование игровых методик.

В классах где обучаются дети с разными познавательными возможностями, необходимо вести мониторинг достижений по каждому ребёнку. Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. Игра может быть использована на любом этапе урока. Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания обучающихся, самое широкое распространение получили на этапе повторения и закрепления. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания.

3.Интерактивные технологии, которые позволяют:

  • наладить контакт детей в группе, а также со взрослым;

  • незаметно и ненавязчиво вмешиваться преподавателю в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;

  • в работе в группе создать различные проблемные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

В инклюзивных классах учащиеся с ОВЗ быстро утомляются и нуждаются в частой смене деятельности, физминутках, минутках психологической разгрузки проводимых на каждом уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!