Педагогические мастерские по праву можно считать инновационной технологией, поскольку она готовит личность к сознательному построению своей жизни, к активному участию в жизни коллектива и общества.
Феномен новой образовательной технологии заключается в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, открытие собственных средств взаимодействия с миром и людьми.
Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. В мастерской ребёнок приобретает жизненный опыт, открывает истину, сам устанавливает ценности, выстраивает собственные знания, культуру. Работа в мастерской построена на принципах свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор. Свободно и независимо выстраивая свои мысли, свою деятельность, ребёнок учится по-своему, индивидуально реагировать на то, что происходит вокруг.
Особая ценность технологии в разрыве (наличии разных точек зрения), в создании собственного продукта творчества, в подъёме на вершину открытия. Незавершённость мастерской, когда итогом оказываются новые вопросы, темы для размышления, формирует собственную культуру действия, мысли.