ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И РАЗРАБОТОК М.В. ЛОМОНОСОВА В ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ПО СТОПАМ МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВА - педагогические принципы обучения Ломоносова и их реализация в информатике и ИКТ
науку пользуют везде...
Михаил Васильевич Ломоносов был воистину энциклопедистом,
одним их тех гениев мысли,
которые своими трудами подготовили почву для последующего развития человеческой цивилизации.
Внедрах кибернетики зародилась информатика
Меняется общество, развивается человеческая цивилизация,
появляются новые учебные дисциплины .
Так, в недрах кибернетики зародилась информатика, наука, которая способна интегрироваться со многими учебными дисциплинами-возникают новые самостоятельные направления науки.
Развитие междисциплинарных связей информатики
развитие междисциплинарных связей
биоинформатика
информатика-
БИОЛОГИЯ
информатика- БИОЛОГИЯ
биоинформатика
информатика- ИСКУССТВО артоника
информатика- социокультурные системы (психология, социология и др.)
соционика
информатика- КИБЕРНЕТИКА неокибернетика
конвергенция технологий, повышающая возможности человека, нанотехнологий, информационных. биотехнологий мегатехнология
артоника
информатика-
ИСКУССТВО
информатика-
социокультурные
системы (психология,
социология и др.)
соционика
неокибернетика
информатика-
КИБЕРНЕТИКА
мегатехнология
конвергенция технологий,
повышающая возможности человека,
нанотехнологий, информационных.
биотехнологий
дерево информатики
Роль информатики как учебно-научной дисциплины
РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ КАК
УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Мировоззренческая -
общеобразовательная,
фундаментальная дисциплина,
направленная на формирование
целостной информационной
картины мира
Утилитарная
(прикладная)-
основа
информационных
технологий
Учебная - дисциплина,
способствующая лучшему
усвоению учебной программы и
организации учебного процесса
(элементы электронного обучения,
управления учебным заведением
и образовательным процессом
М.В. Ломоносов был прекрасным педагогом.
М.В. Ломоносов был прекрасным педагогом. Ведущими дидактическими принципами Михаил Васильевич Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения :в основе обучения должен лежать познавательный интерес , вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова , творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений .
« Информатика и ИКТ- молодая учебная дисциплина, но в учебных программах чётко прослеживается следование принципам развития, совершенствования, исследовательских устремлений. Информатику и информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как базовую надстройку для эффективного изучения всех без исключения общеобразовательных и специальных дсциплин. Современные методики в образовании позволяют соблюдать принцип посильности (дифференцированные задания, индивидуальный подход). В учебной программе интегрированы три взаимосвязанные части: теоретическая, практическая и лабораторно-проектная.
Распределение учебных часов в программе по предмету «Информатика и ИКТ» в ПЛКМ
информатика и ИКТ
99 часов
теория
часть
20часов
практикумы
31час
лабораторно-
проектная
часть
48часов
Освоение алгоритмического типа деятельности, реализация междисциплинарных знаний, умений и навыков-основа формирования конкурентоспособных специалистов готовых трудиться в современных экономических условиях.
алгоритм
результат
информатика- БИОЛОГИЯ
биоинформатика
информатика- ИСКУССТВО артоника
информатика- социокультурные системы (психология, социология и др.)
соционика
информатика- КИБЕРНЕТИКА неокибернетика
конвергенция технологий, повышающая возможности человека, нанотехнологий, информационных. биотехнологий мегатехнология
система команд
исполнителя
исполнитель
составитель
система команд
составителя
продукты
инвентарь
оборудование
исходные
данные
последовательност ь
действий
работа
по шагам
Интегративный модульно-компетентносный подход в формировании профессиональной компетентности позволяет достичь поставленные цели. Учебные элементы по специальным предметам
санитария
производств.
обучение
оборудование
калькуляция
специальная
технология
товароведение
информатика и ИКТ
конкурентоспособный ученик
Интегративный модульно-компетентносный подход в формировании профессиональной компетентности позволяет достичь поставленные цели. Учебные элементы по общеобразовательным предметам
литература и
русский язык
математика
физическая
культура
биология и
география
физика
химия
информатика и ИКТ
конкурентоспособный ученик
«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно» - говорил Ломоносов, а где как не на моделировании, систематизации, системном анализе и проектировании обучающиеся приобретают исследовательский, профессиональный опыт? Естественно, на практикумах, лабораторных работах обучающиеся решают профессионально ориентированные задачи, помогающие адаптироваться в дальнейшем на предприятии. Так, изучаемые блюда можно представить в виде системы, которая будет «исправна», когда все компоненты качественно приготовлены. При этом, необходимо учитывать разделение труда при приготовлении сложных блюд, а это воспитывает ответственность, самостоятельность, прививает умения работы в коллективе. Создание на уроках элементов соревновательности, исследовательская и проектная деятельность способствуют развитию мышления, формированию навыков самостоятельного получения знаний, развитию интеллекта, формированию активной жизненной позиции. Проведение уроков-олимпиад эмоционально воздействует на участников, воспитывает трудолюбие, настойчивость, развивает волевые качества обучающихся.
Содержание лабораторных работ, темы творческих заданий тесно связаны с историческими событиями, текущими моментами. Ежегодно выполняются презентации на темы: «Блокада», «Мой Пушкин А.С.», «Я», «Мой лицей» Выполнение индивидуального творческого проекта по информатике и ИКТ является существенной частью курса «Информатика и ИКТ». Темы проектов разнообразны и обязательно в них находят отражение актуальные для общества события, памятные даты. К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова в тематику проектов вошли темы: «Имени Ломоносова. Гимназия №73 Санкт- Петербурга», «Имени Ломоносова. Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова, ЛФЗ (1925-2005гг.)», «Имени Ломоносова. Улица Ломоносова в Петербурге.», «Имени Ломоносова. Станция метро Ломоносовская, в Петербурге», «Имени Ломоносова. Площадь Ломоносова в Петербурге.», «Имени Ломоносова. Мост Ломоносова в Петербурге», «Имени Ломоносова. Компьютер «Ломоносов» в Московском Государственном Университете.», «Имени Ломоносова. ПАТЭС «Академик Ломоносов.(Плавучая атомная теплоэлектростанция),», «М.В. Ломоносов-первый русский академик», «М.В. Ломоносов-учёный мировой науки», Михаил Васильевич Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного (тогда не было колледжей и лицеев профессионального мастерства) образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. В своих предсмертных записях Ломоносов пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились Россияне, чтобы показали своё достоинство...Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют...»
Спа си бо за вни ма ние
преподаватель ПЛКМ Санкт-Петербурга
Смирнова
Елена Александравна
2012год