Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
На педагога возложена ответственная миссия не только обучать, но и воспитывать новое поколение. Поэтому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, является его духовно-нравственная культура и этика. Актуальность выбранной темы подтверждается общим спадом уровня культуры в обществе. Новыми задачами. Которые ставятся перед учителем и тем что в профессиональной этике педагога мелочей не бывает. (слайд 1)
Учитель, который обладает высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к школьнику независимо от успехов в учении, понимает психологию школьника, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения. Сухомлинский подчеркивал. «Что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания- наукой нравственности, этикой».
Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступая бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и мстительности.
Настоящий учитель, воспитатель, как не затерто это звучит, учит добру, причем делая это как словесно, так и личным примером.
Здесь следует добавить о педагогическом авторитете учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.. Педагогический авторитет основывается на принципе единства требований и доверия к личности испытуемого.. Доброжелательность и искренность – неотъемлемые черты авторитетного педагога. Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или оной вид ложного авторитета
Авторитет подавления
|
Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать учащихся в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер
|
Авторитет педантизма
|
У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах. Могут грубо нарушать дисциплину
|
Авторитет резонерство
|
Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога ученики быстро перестают обращать внимание.
|
Авторитет мнимой доброты
|
Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами ученики чаще всего посмеиваются
|
Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт. Мы все с вами знаем, что это чувство меры в поведении и действиях учителя
Основными элементами педагогического такта являются:
- Требовательность и уважительность к ученику
- Умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему
- Деловой тон общения
- Внимательность и чуткость педагога
Профессиональный такт проявляется:
- Во внешнем облике педагога
- В умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в тоже время не торопиться с выводами о поведении и способностях учеников
- В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладание в сложной ситуации
- В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся
- В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- В самокритичной оценки своего труда
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Так как он обладает своей спецификой, влияющей и на взаимоотношения между его членами, а в конечной итоге – на морально-психологический климат школы в целом. В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из учителей может усиливать или ослаблять воспитательные возможности другого. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения же недобросовестности, создающие постоянную напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают учителя отвлекаться от учебно-воспитательного процесса на урегулирование своих отношений с коллегами.
Многим приходилось слышать. Что истинным педагогом надо родиться. Это так если речь идет о ярком даровании. Но я считаю что любой учитель желающий работать с детьми, передавать свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно. Развивать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать передовой опыт учителей и твердо верить в свой успех.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Важно, чтобы каждый учитель хранил Кодекс этики не в папке профессионального мастерства, а у себя в душе.
Список литературы:
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия. Глобус, М,2006.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
- Андреева И. В. Этика деловых отношений. СПб., 2005.
- Баныкина С.В. , Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: изучение и управление - М.: КомКнига, 2006.
- Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., 2001.