СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет: «Психологическое обследование в структуре комплексного обследования.»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только комплекс данных совместного медицинского, психологического и педагогического изучения учащегося позволяет  составить полный  социально-психологический портрет школьника, правильно определить пути педагогической помощи.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет: «Психологическое обследование в структуре комплексного обследования.»»

Педсовет

Тема:

«Психологическое обследование в структуре комплексного обследования.»



В нашей работе очень важно комплексное воздействие, неразрывная связь специалистов. Только такое единство позволяет добиться положительных результатов в работе. Одним из основных составляющих такого комплексного воздействия является комплексное обследование, которое включает в себя психологическое, логопедическое, педагогические и социальное обследования и предполагает участие различных специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психолога и социального педагога. При необходимости к обследованию могут привлекаться другие специалисты – сотрудники ЦППРиК, врач психиатр.

Только комплекс данных совместного медицинского, психологического и педагогического изучения учащегося позволяет составить полный социально-психологический портрет школьника, правильно определить пути педагогической помощи; На основании данных комплексного обследования даются рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию ребёнка, преодолению имеющихся отклонений в его развитии.

Логопедическое обследование выявляет имеющиеся у ребёнка отклонения в развитии устной и письменной речи (нарушения письма и чтения у школьников). Исследуются все стороны речевой деятельности:

Педагогическое обследование направлено на оценку степени готовности к обучению по той или иной программе, уровня усвоения учебной программы, сформированности базовых школьных навыков, выявление трудностей в освоении школьной программы.

Психологическое обследование проводится в русле психодиагностического направления работы психолога с использованием традиционных отечественных и зарубежных методик. Направлено на изучение индивидуальных особенностей психического развития ребенка. Исследуются познавательная, игровая, учебная деятельность. Оценивается уровень развития психических процессов, характер деятельности ребёнка, особенности его поведения. В результате психологического исследования определяется уровень психического развития ребёнка, его потенциальные возможности и личностные особенности. Выявляются возможные психологические причины трудностей и нарушений в развитии, определяются наиболее эффективные пути психологической помощи ребёнку и родителям. 

Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.

  2. Проведение исследования.

  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и родителей.

При профессиональном взаимодействии специалистов: по завершению логопедического обследования детей учитель-логопед передает педагогу-психологу для дальнейшей совместной коррекционной деятельности по классу в целом и подробно по каждому ученику сведения об имеющихся:

  • нарушениях общей, тонкой, артикуляционной моторики;

  • недостатках фонетико-фонематического восприятия;

  • виде и группе дефектного звукопроизношения;

  • ограничениях объема активного и пассивного словаря;

  • пробелах в формировании лексико-грамматического строя речи;

  • навыках сформированности связной речи;

  • видах нарушений письменной речи.

Педагог-психолог передает учителю-логопеду следующие данные об индивидуальных особенностях детей:

  • мотивация деятельности и самооценка;

  • работоспособность;

  • объем внимания, его устойчивость и способность к распределению;

  • объем слуховой и зрительной памяти, прочность запоминания, качества опосредованного запоминания;

  • целостность и избирательность восприятия;

  • сформированность понятийного мышления, мыслительных операций, навыков суждений и умозаключений.

Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи. По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям и педагогам по наиболее эффективному построению дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания развивающей среды в группе, изменения обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми.

Психологическая диагностика проводится в соответствием с основными направлениями психологического сопровождения:

Прием в 1-й класс.

Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в первом классе.

Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в 5 классе.

Диагностика профессиональных интересов, способностей, склонностей старшеклассников.

Основная задача- профилактика школьной дезадаптации.

Анализируя опыт прошлых лет, можно отметить, что дети, поступившие в первый класс, имеют следующие общие проблемы:

  • неустойчивое внимание;

  • недостаточное развитие способности к переключению;

  • недостаточное развитие словесно-логического мышления;

  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;

  • недостаточно развитая функция самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;

  • недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

И, как следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности;

Ведется работа по профилактике дезадаплации при переходе в среднее звено: при помощи психологичеcкого обследования выявляются дети «группы риска» , причины дезадаптации.



Для старших классов большое значение имеют решения вопросов будущего, связанного как с выбором профессии, так и с социальным самоопределением. Для того чтобы выбор профиля обучения был осознанным, продуманным, ученикам необходима информация о собственных психологических особенностях, склонностях, качествах. Диагностическая работа позволила выявить профессиональные интересы и склонности у старшеклассников, что позволило дать им дальнейшие рекомендации.

Т.О психологическое обследование направлено на повышение качества образования и эффективности учебного процесса.