Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
в школе искусств.
Педсовет. Подготовила завуч по ВР Худякова С.Ю. январь 2015г.
Цель: Способствовать формированию мотивации педагогов на использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:Познакомиться с опытом применения ЗОЖ технологий в УВП школы.
Участники: администрация, преподаватели школы.
Подготовительная работа: оформление презентации. Подготовка содокладчиков.
План педсовета:
Вступительное слово зам дир по ВР
Выступления содокладчиков
Решение педсовета.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» Сократ.
Проблема сохранения здоровья детей, обучающихся в школе, стоит остро в силу ряда объективных и субъективных причин. Что влияет на здоровье человека? Это критическое состояние окружающей среды, социальные факторы развития экономики, уровень жизни семьи. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 15 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Примечательно так же, что 90% инновационных процессов в школе сводится к расширению содержания образования и только 10% - к разработке здоровьесберегающих технологий обучения. Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.
«Здоровое поколение – будущее государства»
К настоящему времени в науке сложилось более 70 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Так что же такое «здоровье»? (Ответы преподавателей).
В уставе ВОЗ дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Надо заметить, что в учебном процессе участвуют учитель и ученик. И здоровье учителя так же имеет большое значение. Слово предоставляется Кайыповой С.Ж. с докладом о здоровье преподавателей нашей школы.
От учителя зависит, какое влияние на здоровье ученика оказывает процесс обучения. Основными направлениями работы учителя при организации здоровьесберегающего пространства являются:
Построение образовательного процесса на индивидуальной основе;
Здоровьесберегающая организация учебного процесса;
Здоровьесберегающая методика обучения;
Обеспечение здоровья учащихся;
Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
Второй год наша школа работает по программе формирования культуры здорового образа жизни. Я попрошу честно поднять руки преподавателей, которые читали эту программу и планировали мероприятия по программе. Предлагаю в анализ воспитательной работы в конце года включить отчет по проведенным мероприятиям по программе.
Представление данных состояния здоровья учащихся школы.
Начало учебного года | Сент. 2014 г | Сент. 2015 г.. |
| Кол-во детей | % | Кол-во детей | % |
Всего детей | 450 | 334 |
Хронические заболевания | 58 | 12,8 | 47 | 14 |
ДЖВП – дискенизия желчевыв. пут. | 1 | 0,2 | 5 | 1,5 |
ЗПР – задержка психич. развития | | | - | - |
Органы зрения | 13 | 2,6 | 6 | 1,8 |
Органы дыхания | 15 | 3 | 4 | 1,2 |
Вегето-сосудистая дистония | 3 | 0,6 | 4 | 1,2 |
ЖДА – железодефицитная анемия | 3 | 0,6 | | |
Ожирение | 3 | 0,6 | 3 | 0,9 |
Пиелонефрит | 2 | 0,4 | 6 | 1,8 |
Др. хронические заболевания | 15 | 3 | 19 | 5,7 |
Заболевания ОРЗ за учебный год | 159 | |
Сейчас подробнее остановимся на направлениях работы учителя при организации здоровьесберегающего пространства.
Построение образовательного процесса на индивидуальной основе возможно, если учитель ведёт учёт типологических особенностей ученика. Эти особенности зависят от типа темперамента, доминирующего полушария мозга, преобладающего типа памяти, модальности и т.д. Не меньшее значение имеет и учёт возрастных, половых и семейно-бытовых обстоятельств.
Вся совокупность данных позволяет довольно точно представить личность ученика, что при заинтересованном отношении педагогов обеспечит действительно индивидуальный подход к обучению. Именное такой подход позволит сгладить отрицательное влияние самого образования на здоровье учащихся. Когда я просматривала ваши портфолио классного руководителя, я не увидела ни у кого карты психофизических качеств класса. Требуем социальный паспорт – он есть, не требуем диагностику психофизических качеств – ну и не надо заморачиваться.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса – важнейшая задача как образования в целом, так и каждого учителя в частности.
Понятие “образовательная среда” включает в себя весь комплекс условий образовательного процесса, т.е. организацию учебного процесса, обстановку в классе, в школе. Несомненно, что особое значение имеет рациональная организация самого процесса образования: структура учебного года и расписание учебных занятий.
Следует учитывать тот факт, что в первые две недели обучения каждой четверти происходит постепенное врабатывание учащихся в учебную деятельность, затем на протяжении 4-5 недель умственная работоспособность остаётся постоянной с последующим её снижением.
Есть целый ряд способов ускорить врабатывание: утренняя зарядка, вторая половина которой должна включать упражнения, подготавливающая школьника к последующей умственной деятельности; своеобразная разминка, ускоряющая врабатывание, роль которой непосредственно перед уроком может играть тщательная подготовка рабочего места и др.
Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности, когда учащийся усваивает информацию наиболее продуктивно. Длительность этой фазы, а, следовательно, и эффективность занятий определяется видом самой работы, её характеристиками (интенсивность, смена периодов высокой и более низкой активности и т.д.), индивидуальными особенностями школьника (мотивацией, интересом), условиями выполнения самой работы (показателями состояния воздуха, обстановкой, шумом и др.), самочувствием и т.д. Несомненно, что правильной организацией учебной деятельности можно заметно удлинить фазу высокой работоспособности.
Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков.
Внешние признаки утомления при умственном труде
Объекты наблюдения | Утомление |
незначительное | значительное | резкое |
Внимание | редкие отвлечения | рассеянное, частые отвлечения | ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют |
Поза | непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища | частая смена поз, повороты головы в стороны | стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула |
Движения | точные | неуверенные, замедленные | суетливые движения рук, пальцев |
Интерес к новому материалу | живой интерес, задаёт вопросы | слабый интерес, отсутствие вопросов | полное отсутствие интереса, апатия |
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, конечным звеном которого в биологическом плане является движение. Если же ученик в процессе умственной деятельности двигаться не может, это приводит к формированию очага застойного возбуждения в центральной нервной системе. Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления.
Физические упражнения решают целый ряд задач:
предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности (решение этой задачи достигается активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания);
устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе (эффективными оказываются ритмичные чередования сокращений и расслаблений мышц брюшного пресса и ног);
предупреждение нарушений зрения (обеспечивается упражнениями с последовательным напряжением и расслаблением мышц, отвечающих за аккомодацию);
устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку (с помощью упражнений именно на эти мышцы).
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (при обычной структуре урока это происходит приблизительно на 25-30-й минутах). В течение урока проводится 1-2 физкультминутки, включающие 3-5 физических упражнений. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спёртый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложит детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст. Желательно, чтобы учитель не оставался безучастным наблюдателем (или надзирателем), но и сам выполнял упражнения.
Я приглашаю для выступления рабочие группы, которые покажут нам интересные физразминки. (Авагян Г.С, Висмер В.В, Ершова Л.В, Силантьева Е.А.)
Здоровьесберегающая методика обучения предполагает рациональную организацию урока. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин. Для учащихся 5-6 лет время урока – 30 минут, в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 мин любого урока занимает врабатывание, т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин для младших школьников, 20-25 мин – для среднего звена. После этого на несколько минут наступает переутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в классе.
Критерии рациональной организации урока
№ п/п | Факторы урока | Уровни рациональности урока |
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный |
1 | Число видов учебной деятельности (опрос, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, диалог и т.д.) | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
2 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 мин | 11-15 мин | более 15 мин |
3 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена через 7-10 мин | смена через 11-15 мин | смена через 15-20 мин |
4 | Число видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) | не менее 3 | 2 | 1 |
5 | Чередование видов преподавания | через 10-15 мин | через 15-20 мин | не чередуются |
6 | Наличие эмоциональных разрядок (число) (шутки, улыбки, стихи) | 2-3 | 1 | нет |
7 | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
8 | Чередование поз | поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель наблюдает за посадкой учащихся | имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда контролирует посадку учащихся | частые несоответствия позы виду работы, поза не контролируется учителем |
9 | Физкультминутки | две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого | одна физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью | отсутствуют |
10 | Психологический климат | преобладают положительные эмоции | имеются случаи отрицательных эмоций | преобладают отрицательные эмоции |
11 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее чем через 40 мин | не ранее чем через 35-37 мин | менее чем через 30 мин |
Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условиям здоровьесберегающей педагогики.
Обеспечение здоровья учащихся решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя школы.
Организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся и семьи в целом, координация работы с другими учителями. Важно уточнить общие требования к оценке освоения учебного материала; скоординировать межпредметные связи так, чтобы каждая дисциплина способствовала подкреплению знаний, полученных на других уроках, а с другой – расширению общего кругозора; выработать стратегию и тактику индивидуального обучения; согласовать объем и трудность домашних заданий, сроки проведения контрольных заданий.
В качестве критериев оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя может быть использован перечень задач:
включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
отслеживание соответствия СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса: частично – на переменах, сквозного – до и после занятий;
психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку;
обеспечение интереса к предмету и уроку;
обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне;
обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;
планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;
проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;
постоянное внимание к охране зрения: посадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;
реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знании: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика;
обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям с хроническими заболеваниями;
контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.
Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий возможно учителями в ходе самообразования. Мы все знаем, что существуют здоровьесберегающие технологии, мы их применяем. Более подробно со здоровьесберегающими технологиями вас познакомит Ультаракова О.М.
Большое значение имеет положительная психологическая атмосфера в школе и на уроке. Преподаватель должен создавать ситуацию успеха. Поэтому экзамены для первоклассников и учащихся общеэстетического отделения проводятся в форме праздничных концертов. Так же ситуацию успеха создает участие детей в различных мероприятиях, концертах, выставках. Обратить внимание на моральную подготовку ученика к участию в конкурсах. Надо помнить, что это большое испытание для учащихся. Приведу пример результатов анкетирования участников конкурса «Юный виртуоз». В анкетировании приняли участие 21 участник. На что необходимо обратить внимание: «Ощущение перед конкурсом» - волнение – 18, дети называют волнение причиной, которая мешала им выступить лучше (14). Радует то, что все высказали желание участвовать в других конкурсах.
Необходимо помнить и об адаптации поступающих детей к школьной жизни. Нас хорошо выручает тесное сотрудничество с родителями. Для родителей проводятся собрания с рекомендациями по подготовке детей к школе, организации режима дня учащихся, повышения работоспособности и т.д.
В заключении коротко хочу сказать о мероприятиях, проводимых в школе для сохранения здоровья детей:
- в школе разработана и выполняется «Программа формирования культуры ЗОЖ»
- проводятся профилактические беседы и внеклассные мероприятия
- составлен оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 34 учебные недели разбиты на 4 четверти
- для детей 5-6 лет время урока сокращено до 30 минут
- определен рациональный объем домашних заданий – в младших классах до 60 минут, в старших классах до 2 часов
- расписание составляется с учетом загруженности в общеобразовательной школе
- в учебном процессе используются здоровьесберегающие технологии
- контролируется применение ИКТ с учетом санитарных норм
- соблюдается санитарно – гигиенический противоэпидемический режим
- проводятся физкультминутки на каждом уроке по1,5 – 2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минуте урока)
- организуются уроки ИЗО на открытом воздухе при благоприятной погоде
- поддержание благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха
- проводятся тематические общешкольные родительские собрания
Закончить я хочу словами Джона Локка: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».
Проект резолюции:
через родительские собрания продолжить просветительскую деятельность среди родителей.
Включить в анализ воспитательной работы в конце года отчет по проведенным мероприятиям по программе формирования культуры здорового образа жизни.
В анализе посещения уроков выделять здоровьесберегающую направленность урока.