1. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | Обсуждение названия сказки - Прочитай названия сказок А.С. Пушкина, подчеркни в них общее слово. Сравни с названиями фольклорных сказок. Сделай вывод. – Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок («Поп и работник», «Три царства», «По щучьему веленью», «Царь-девица», «Петушок и бобовое зёрнышко»). В чём разница? – Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел? (Наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!) – Что ещё необычного в названии сказки? ( Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора.) – Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами? (По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.) – У кого из героев нет имени? Впиши название сказки А.С. Пушкина напротив подходящей ей характеристики. Если ты не читал какую-либо сказку, проанализируй её название. Это задание поможет учащимся обобщить ранее прочитанные сказки А.С. Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане...». Самая печальная и безысходная – известная всем «Сказка о рыбаке и рыбке». Самая насмешливая – «Сказка о попе и о работнике его Балде». Самая лиричная – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Самая непонятная – «Сказка о золотом петушке». Значит, «Сказка о царе Салтане...» – самая добрая и просторная. | Самостоятельное чтение учащимися начала сказки – Какая это сказка, по-вашему? – На что обратили внимание при первом чтении? – Какой эпизод особенно взволновал? Деление текста на смысловые части (составление плана). – На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чём они? 1-я часть – выбор невесты; 2-я часть – обман царя; 3-я часть – чудесное спасение. – Приведите пример зачина. – Кто помнит, как начинаются другие сказки Пушкина? – О чём говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.) – Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие? (Три девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…».) – С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. (Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.) – В чём необычность царя Салтана (с. 119)? Похож ли он на царя в нашем представлении? (Ведёт себя он необычно, подслушивает(!) под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.) Комментированное чтение 2-й части. "Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? (Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь-отец, но бывает несправедливый, гневный: В гневе начал он чудесить И гонца хотел повесить, Но, смягчившись на сей раз… Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.) По ходу чтения обращаем внимание на эти особенности царя Салтана. – Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас. Выборочное чтение 3-й части. – Вернёмся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя. – Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строки надо читать? – Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Учащиеся не просто находят подтверждение, но и обсуждают, какие пейзаж, разговор, чувства и действия в сказке Пушкина – реальные или сказочные? Делается вывод о реальности происходящих событий, чувств, силе и мощи пейзажа.) – Как же спасаются герои сказки? | Беседа по тексту: – Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой.) – Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли его считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына? – Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они являются воплощением зла (добра)? Почему? Творческое задание: нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста). Творческое задание. Прослушайте фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Найдите соответствующие им строки сказки Пушкина. Сделайте вывод. (Учащиеся слушают фрагменты, связанные с чудесным городом, арию Царевны Лебеди и др.) Выпиши из сцены «Царевна Лебедь и коршун» слова и сочетания слов, которые, на твой взгляд, можно назвать «тёплыми» и «холодными». Сделай вывод.
Сравни мир, в котором живёт царь Салтан, и мир, в котором существует его сын, князь Гвидон. Сделай вывод.
Прочитай слова-характеристики. Отметь, что можно отнести к царю Салтану, что-к князю Гвидону. Сделай вывод: что в первую очередь объединяет отца и сына?
Заботливый сын Добрый Справедливый Милосердный Благородный Энергичный Простой Вспыльчивый Любящий Сильный Внимательный
Иллюстрирование сказки. Подпиши каждую иллюстрацию-кадр. |
2. | В.А. Жуковский «Спящая царевна» | Обсуждение названия сказки – Что вы помните о В.А. Жуковском? – Для кого он написал эту сказку? – Как это может отразиться на тексте? – Знакомо ли вам название сказки? Где вы встречались с этим сюжетом? (Впервые подобный сюжет использовал Шарль Перро, написав в конце XVII в. сказку «Спящая красавица», затем в начале XVIII в. братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек» с похожим сюжетом.) – Прочитаем сказку и увидим, удалось ли Василию Андреевичу написать для детей сказку не столько поучительную, сколько увлекательную. | Комментированное чтение сказки. Вопросы после чтения: – Как звучат стихи Жуковского? Сумели ли вы их услышать? – Действительно ли это сказка? – Что тронуло вас в ней? 2) Выборочное чтение сказки. – Чем привлекателен царь Матвей? – Где уже в начале сказки борются добро и зло? (Дары чародеек.) – Почему смерть царевны обернулась всего лишь сном? – А почему вместе с царевной уснул весь дворец? – Прочитайте выразительно картину спящего дворца. Передайте чтением калейдоскопичность картины. (Лаконично сказано о многом, быстрые переходы от одной фигуры к другой.) – Почему повторяется в сказке картина уснувшего дворца? – На что автор смотрит с улыбкой, на что с иронией (лёгкой насмешкой), а на что – всерьёз? – Как встретили вы развязку сказки? Могла ли сказка по-другому закончиться? | Беседа с учащимися: – В чём проявляются лёгкость и незатейливость сказки Жуковского? – Какие страницы сказки вам показались самыми удачными, особенно выразительными? – Жуковский стремился к тому, чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли». Так ли это в сказке «Спящая царевна»? Ведь в ней есть злая чародейка. -Для написания «Спящей царевны» Жуковский взял сюжет сказки братьев Гримм, которую незадолго до этого перевёл с немецкого языка. Однако его сказка получилась русской. Подумайте, что именно делает её такой (имена героев, детали быта – какие? Что ещё? |
3. | А. Майков «Весна» | Беседа с учащимися: – Только ли эти поэты (А.К. Толстой, А. Плещеев) писали о природе, весне? – Послушайте знакомые вам строки, вспомните имя поэта, чьё стихотворение будем читать сегодня. 1. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром… Продолжают учащиеся. 2. Зима недаром злится… 3. Ещё в полях белеет снег… 4. Есть в осени первоначальной… – Конечно, это Фёдор Иванович Тютчев. – Имя другого поэта, возможно, вам тоже знакомо. Его фамилия начинается с названия последнего весеннего месяца. (А. Майков.) – Какой же эти поэты видят родную природу? | Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. Выявление первичного восприятия. – В чём его необычность? На что обратили внимание? – Кому посвящено это стихотворение? – Большой он или ещё маленький? Почему вы так думаете? Аналитическое чтение стихотворения. – На что похоже стихотворение? (На сказку, на игру, на спор…) – Сколько в нём героев? – Какая Зима? (Седая, старая, тщедушная, то есть слабая.) – А какая Весна? (Красавица, царица цветов, улыбающаяся.) – В чём сила Весны? – А как рисуется слабость Зимы? («Подобрав свой саван белый, поползла в овраг, в кусты!..») | «Разыгрывание» стихотворения. –Стихотворение напоминает игру, близко к веснянке-закличке. Как можно его сыграть? (Найти слова, обращённые к Зиме, и слова, рассказывающие о Весне. Первые читаются наступательно, с угрозой, вторые – хвастливо, напористо. Можно читать стихотворение по вариантам.) I в. – Уходи, Зима седая! II в. – Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горней вышины! После чтения-игры – подведение итогов: – Удалось ли нам своим чтением прогнать седую Зиму? Пригласить красавицу Весну? Сравнение стихотворения со сказкой. – Придумайте сказку, где героями будут Зима, Весна, птицы, ветра… Кто ещё? А почему я назвала птиц, ведь эти слова отсутствуют в стихотворении? (Зато есть строка о них – «и чиликанья, и пенья!».) Начать сказку можно так: Жила на свете Зима, не тужила – не грустила, ледяные мосты мостила, да так незаметно и состарилась. И вот однажды … (Коллективное сочинение сказки.) – Какая Зима в нашей сказке? А Весна? Похожи ли они на Зиму и Весну в стихотворении Майкова? |
4. | Ф. Тютчева «Весна» | Установка на художественное восприятие произведения. Эксперимент «Образы природы в русской поэзии» (Составление ассоциативного ряда, музыкальное оформление) - Ребята, я буду называть слово, а вы молча будете записывать поэтические ассоциации, которые возникают у вас. (В это время звучит тихо музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского) Слова для эксперимента: природа, зима, осень, лето. Затем ученики читают свои записи вслух. Сравнивая ответы, мы увидим, что у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, образы, воспоминания. Самостоятельное чтение текста учащимися. Выявление первичного восприятия: – Что вы представили, читая стихотворение? – О чём оно, о каком времени года? . | Беседа с учащимися: – Сколько раз гром пугал и солнце, и землю, и нас, читателей, в стихотворении? – Как, с помощью каких слов передаёт поэт состояние тревоги, волнения в природе? – Как менялось настроение в стихотворении? Выразительное чтение стихотворения.
Аналитическое чтение стихотворения. 1-я строфа. – О чём предупреждает нас первая строка? – Чей голос мы слышали в третьей строке? («Чу, …») – Как вы понимаете строку «Принахмурилась земля»? Нарисуйте словами принахмурившуюся землю, что вы видите, что изменилось в ожидании грозы и как? (По итогам словесного рисования учитель обращает внимание учащихся на ёмкость художественного слова: всего одна строка – а за ней множество картин.) 2-я строфа. – Почему описание надвигающейся грозы прерывается многоточием? (Чтобы читатель дорисовал картину в своём воображении.) – Есть ли разница между словами «зеленеющие» и «зеленее» или употребление этих слов рядом – лишь авторская небрежность? Подберите синоним к слову «зеленеющие» (растущие, поднимающиеся …). 3-я строфа. – О чём рассказывает, что рисует глагол «пробилась» – тучу или молнию? (В первую очередь – тучу, она плотная, тяжёлая, низкая, огромная и т.д.) – А с чем сравнивается молния? С чем бы вы её сравнили? 4-я строфа. – Как поэт рисует усиление грозы? 5-я строфа. – Что значит «взглянуло исподлобья»? (Тучи уходят, но краешек ещё прикрывает солнце.) – Прочитайте строчки, в которых солнце смотрит на землю уже смело и охотно | – Отгадайте две загадки. На дворе горой, а в избе водой. (Снег.) Бежит, звенит, о весне кричит. (Ручей.) – Как вы думаете, снегу или ручейку больше понравились бы стихи Тютчева, Толстого, Майкова, Плещеева? Почему? Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений с обоснованием выбора. |
5. | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Беседа с учащимися: – Знаком ли вам автор Н.А. Некрасов? – Читали ли вы стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»? – Если да, то, какое осталось впечатление от встречи с текстом? – Если нет, то чего ждёте от этой встречи? – О чём рассказывает иллюстрация на с. 176? – Можете ли ещё до чтения стихотворения сказать, о каком герое рассказал Некрасов? – Сколько частей в стихотворении? (Две.) Просмотрите текст. Какую разницу заметили? | Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. – Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило? Комментированное чтение 1-й части. С. 176. – С какой картины начинается стихотворение? – Прочитайте описание летнего дождя. – Какой дождь можно назвать «жестоким»? – С чем сравнивает автор струи дождевые? Как подчёркивается сила дождя? С. 177. – Чем замечательна деревенька Мазая? – Почему край назван «низменным»? – Каким видит Мазай лес днём и ночью? – С каким чувством рассказывает Мазай о своих впечатлениях, какие красивые и необычные слова находит? Какими звуками наполнен лес? С. 179. – С какой неожиданной стороны открывается Мазай? – Прочитайте рассказы Мазая про деревенских «охотников славных» так, чтобы каждый слушатель «от души хохотал». | Работа с текстом после чтения. – Что бы изменилось, если бы в 1-й части стихотворения не было картин природы? – Как бы вы озаглавили 1-ю часть текста? – Какой получилась цитатная характеристика дедушки Мазая? – С кем вам предстоит встретиться во 2-й части? – Можно ли деда Мазая считать просто добрым дедушкой, который очень любит зверей и их спасает? (Как правило, мнения учащихся разделяются.) – Перечитайте 2-ю часть и попробуйте ответить на этот вопрос. Самостоятельное (повторное) чтение текста. Комментированное чтение. С. 180. – Что наболело на душе у Мазая? С каких мыслей он начинает свой рассказ? – Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? – Нарисуйте словами картину половодья. С. 180–181. – Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? – Какую находку было жаль бросать Мазаю? – Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Он плыл к месту, где река не вышла из берегов.) С. 181–182. – Почему вдруг строки стали короче, а потом опять удлинились? Найдите подсказку в первой за короткими строчками строке («мигом»). – Не боялись ли вы за судьбу четырёх ослабевших зайцев, когда первый раз читали текст? – Всерьёз ли предупреждает Мазай зайцев: «А чур, зимой не попадайся!» (Всерьёз, охота – это часть его жизни.) – А почему ни предупреждение, ни последние строчки стихотворения не производят на нас гнетущего тяжёлого впечатления? Сравните свой ответ с авторским (с. 178–179). – Как вы думаете, имя Мазай можно считать говорящим? Беседа с учащимися: – Почему стихи 2-й части не разбиты на отдельные строфы? (Это единый взволнованный рассказ.) – Найдите и зачитайте примеры, говорящие о том, что Мазай хорошо знает повадки зайцев, любит природу, с нежностью относится ко всему живому. Обратите внимание на его поступки, на то, что и как он говорит. - Как вы думаете, нравится ли автору дед Мазай? Найдите в тексте строчки, которые подтвердили бы вашу мысль. Определи по памяти последовательность «спасательной операции» Мазая. Пронумеруй. Проверь себя по тексту. Зайцы на бревне Зайчишка на пне Зайцы на островке Зайчиха у куста Выразительное чтение сцены «Мазай и зайцы в лодке». Составь цитатную характеристику дедушки Мазая. |