СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переговоры. Первые шаги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить суворовцев относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Просмотр содержимого документа
«Переговоры. Первые шаги.»

Час воспитателя

«Переговоры: первые шаги»

Цель: научить суворовцев относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого обучащегося.

Ход классного часа.

Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель говорит детям о том, что мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Этому будет посвящён час.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Сформируйте пары.

Суворовцы объединяются в пары.

•• Теперь один человек из пары должен встать слева от меня, а другой – справа от меня, напротив своего партнера.

Воспитатель помогает выстроиться обучащимся в линии так, чтобы расстояние между линиями было равно двум большим шагам (около 1,5-2 м).

Воспитатель говорит:

•• Вы находитесь на разных берегах бурной и глубокой реки. Вам очень нужно перейти на другой берег, и сделать это надо как можно быстрее, не упав при этом в реку и не замочив ноги.

•• Для того чтобы перейти на другой берег, вы можете воспользоваться «кам-

нем» – его вам заменят эти листы бумаги. Вы можете положить этот лист на пол и наступать на него при переходе через реку. Как вы будете переходить реку – решать вам: у вас будет одна минута для того, чтобы договориться. Есть ли какие-нибудь вопросы?

Воспитатель отвечает на вопросы, повторяя условия задания, но не развивая идеи обучащихся.

Например, на вопрос «Мы должны перейти реку одновременно или по очереди?»

Воспитатель должен ответить: «Это вы решаете сами, главное, чтобы ни один из вас не упал в воду». Воспитатель говорит: Минута на переговоры!

Обучащиеся начинают обсуждение, преподаватель следит за временем. По истечении минуты, по команде, суворовцы переходят реку.

Воспитатель говорит:

Теперь обсудим результаты эксперимента:

•• Кто перешел реку очень быстро, не замочив при этом ноги? Как у вас это получилось?

•• Кто переходил реку, наступая на камень одновременно?

•• Кто переходил по очереди?

•• Почему у вас получилось?

•• Есть ли среди вас те, кто наступил в воду? Почему это произошло?

•• Как вы пришли к решению? Были ли трудности в принятии решений?

Выслушав по 2-3 ответа на каждый вопрос, учитель делает небольшое обобщение:

•• Очень важно уметь договариваться о том, что вы будете делать, так чтобы ваши действия не были неожиданными для партнера, а его действия – неожиданными для вас.

Ситуативный практикум

Упражнение

Воспитатель предлагает обучающимся назвать хотя бы одно конфликтное слово на каждую букву алфавита (А – агрессия, Г – гнев, Р – разрыв, С – ссора, Д – драка, К – клички, С – сплетни, О – оскорбление, О – обида и т. Д.) и записывает слова на доске. После этого просит учащихся объяснить, что означают эти слова.

Упражнение «Облака».

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.

Воспитатель раздаёт всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребёнок пишет обидное слово, сказанное ему.

Воспитатель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

Воспитатель обращается к ребятам с вопросом: «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Воспитатель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные реакции записываются на доску в две колонки.

Действия Чувства

Я просто отошёл в сторону. Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.


В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Воспитатель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: « Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.

В ходе занятия предлагает обучащимся изучить и обсудить правила выхода из конфликтных ситуаций:

  1. Говори только о своих чувствах, а не о промахах других ( например: «Опять, бессовестный, ты вернулся домой с прогулки поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома!»

  2. Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.

  3. « Уход от проблемы». Если ты понимаешь, чтобы ты не сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь, кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.

  4. Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого – то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.

  5. Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ предотвратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», « Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»

  6. Переговоры. « Давай обсудим ситуацию».

  7. Отложи обсуждение. Иногда решить конфликтную ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: « Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», « Я тороплюсь, давай встретимся после обеда и всё обсудим».

  8. Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я сделаю это, а ты сделай вот это», «Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».

  9. Привлеки посредника. Это означает попросить кого – то, кто не участвует в конфликте, помочь вам.

Упражнение

Чтобы закрепить полученные знания о способах выхода из конфликтов, разделить класс на 4 команды. Каждая команда получает карточку – задание с названием одного из способов выхода из конфликта. В течение 5 минут необходимо инсценировать свой способ так, чтобы остальные догадались, о чём идёт речь.

В заключение часа воспитатель может предложить ребятам оформить памятку «Учимся жить без конфликтов».

  1. Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.

  2. Если вам предстоит сказать что – то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.

  5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!






Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Итог.