СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переводные экзамены по географии. 10 класс. БИЛЕТЫ № 1, 2, 3, 4, 5.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В щколе для глухих обучеющихся переводные экзамены проводятся по социально - экономической географии мира. За основу взяты 15 билетов,вопросы, тексты, задания адаптированы . Контроль понимания "выжимки" необходим. 

Просмотр содержимого документа
«Переводные экзамены по географии. 10 класс. БИЛЕТЫ № 1, 2, 3, 4, 5.»

География

Билет №1

1. Рассказать о типологии государств.

2. Охарактеризовать предмет и задачи экономической и социальной географии мира.

3. Географическая задача.



1. Рассказать о типологии стран.

Типология – это группировка стран по определенному критерию. Необходимость в типологии стран возникает из-за их большого разнообразия. Страны имеют разную площадь, количество населения, природные ресурсы, географическое положение.

По форме правления страны делят на монархии (Великобритания) и республики (Россия).

По форме административно-территориального устройства страны мира являются унитарными (Япония) или федеративными (США).

По структуре занятости в отраслях экономики страны делят на:

       аграрные (Эфиопия)

       аграрно-индустриальные (Индия)

       индустриально-аграрные (Россия)

       индустриальные (Норвегия)

       постиндустриальные (США)

По уровню социально-экономического развития выделяют 4 типа стран:

       высокоразвитые страны (США)

       развивающиеся страны (Индия)

       страны с переходной экономикой (Россия)

       страны плановой экономики (Китай)

Универсальными показателями, которые характеризуют состояние экономики, являются валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), годовой доход на душу населения.



Задание. Прочитать текст, ознакомиться с таблицей и ответить на вопросы.

1. Почему разделяют государства по типам?

2. Сколько групп выделяют по социально – экономическому развитию?

3. Что является универсальным показателем экономического развития стран?

4. Россия - это государство: республика, федеративное, индустриально – аграрное, с переходной экономикой. Правильное это определение?


2. Охарактеризовать предмет и задачи экономической и социальной географии мира.

Экономическая и социальная география мира – это наука, которая исследует население и его хозяйственную деятельность в мире, в отдельных странах и регионах.

Предмет изучения: общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на Земле, а также в отдельных регионах и странах.

Основные задачи:

       получить представление о современной политической карте мира;

       научиться различать государства по форме правления, административно-территориальному устройству и уровню экономического развития;

       познакомиться с закономерностями размещения мировых природных ресурсов, научиться оценивать ресурсообеспеченность мира и отдельных стран;

       рассмотреть глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения;

       выявить наиболее характерные черты населения и хозяйства мира и отдельных стран.



Задание. Прочитать текст, ответить на вопросы..

1. Что исследует социально – экономическая география?

2. Какие задачи стоят перед экономической географией?

3. Что изучает социально – экономическая география мира?


3. Практическое задание. Задача. Рассчитать ресурсообеспеченность страны каменной солью, если население республики 2,125 млн. чел, а запасы соли 3 млрд. тонн, среднегодовая добыча составляет 1 млн. тонн.



Билет №2

1. Охарактеризовать группу развивающихся стран.

2. Назвать основные последствия глобального потепления климата.

3. Географическая задача.



1. Охарактеризовать группу развивающихся стран.

В эту группу входит более 120 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, в которых проживает большая часть населения Земли. Эти страны – важнейший поставщик сырья на мировой рынок. Во многих из них не решена продовольственная проблема, высокий уровень безработицы, низкая производительность труда и доходы населения. Развивающиеся страны сильно отличаются друг от друга по экономическому потенциалу и темпам развития, поэтому их разделяют на 5 подтипов.


Тип

Характеристика

Примеры

Развивающиеся страны

Высокие темпы экономического роста; специализируются на товарах народного потребления.

Южная Корея, Сингапур, Мексика, Бразилия, Турция

Специализируются на добыче и экспорте нефти.

Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Иран, Бруней, Ливия

Специализируются на туризме и банковском деле.

Кипр, Багамские, Сейшельские острова

Аграрные страны; развиты горнодобывающая, легкая, пищевая промышленность.

Индия, Египет, Чили

Низкие доходы; аграрно-сырьевая специализация.

Чад, Эфиопия, Мали, Бутан, Афганистан, Гаити


Задание. Прочитать текст, ознакомиться с таблицей и дополнить схему

120


в ходят проживает поставщик не решена безработица


отличаются «азиатские тигры» ключевые страны

«четвёртый мир»



2. Назвать и охарактеризовать основные последствия глобального потепления климата.

Уничтожение лесов, выхлопы автомобилей, выбросы промышленных предприятий, сжигание органического топлива приводят к увеличению содержания углекислого газа (СО2) в воздухе. Это приводит к парниковому эффекту и, как следствие, к потеплению климата. Влияет на климат и непосредственное тепловое загрязнение воздуха в больших агломерациях.

          Изменения климата влияют на здоровье людей, санитарное состояние стран. Увеличиваются показатели выживания и воспроизводства бактерий, заражающих пищевые продукты и воду. Потепление уже привело к увеличению показателя смертности в  бедных странах. Потепление климата может привести к таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, затоплению прибрежных территорий, увеличению количества ливней и ураганов, наводнений. Внутренние районы материков станут более сухими, увеличатся площади пустынь.

Решить проблемы, связанные с глобальным потеплением можно, если страны сократят объемы выбросов в атмосферу.



3. Задача. Рассчитать уровень безработицы в республике, если количество трудовых ресурсов 2 млн. 210 тыс. чел., а безработных – 86 тыс. чел.





Билет №3

1. Охарактеризовать географию машиностроения мира.

2. Рассказать о демографической политике стран мира.

3. Практическое задание на знание географической карты.


1. Охарактеризовать географию машиностроения мира.

Машиностроение – совокупность отраслей, производящих машины и оборудование, а также некоторые предметы потребления.

Оно занимает первое место среди всех отраслей промышленности мира как по стоимости продукции, так и по числу занятых. Современное машиностроение имеет более 70 различных отраслей.

Отраслевая структура:

1) Общее машиностроение (тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, станкостроение) достаточно металлоемко, поэтому ориентировано на потребителя и районы черной металлургии.

2) Транспортное машиностроение очень трудоемко, поэтому тяготеет к крупным городам с квалифицированными кадрами.

Автомобилестроение: Япония, Германия, США, Франция, Южная Корея.

Судостроение: Япония, Республика Корея, Германия.

Авиаракетостроение: США, Франция, Китай, Россия

3) Точное машиностроение (приборостроение, электротехника, электроника) наукоемкое, поэтому тяготеет к крупным городам - научным центрам.

В мире сложились четыре больших региона, где сосредоточены предприятия машиностроения:

1) Северная Америка - США

2) Западная Европа - Германия, Франция, Великобритания, Италия

3) Восточная и Юго-Восточная Азия - Япония, Китай, Республика Корея

4) Восточная Европа - Россия, Беларусь, Украина


Задание. Прочитать текст, Ответить на вопросы.

1. Подумай, нужны ли нам машины?

2. Назвать лидеров машиностроения.

3. Назвать самые крупные регионы машиностроения на Земле.





2. Рассказать о демографической политике стран мира.

Демографическая политика - система государственных мероприятий, направленных на регулирование демографических процессов.

В странах с первым типом воспроизводства она направлена на повышение рождаемости (отпуска по уходу за ребенком, выплаты на детей, льготы многодетным семьям). Можно отметить успешную демографическую политику Франции.  

В странах со вторым типом воспроизводства населения демографическая политика направлена на снижение рождаемости (увеличение брачного возраста, штрафы, пропаганда планирования семьи). Это удалось осуществить в Китае.

Задание. Прочитать текст, ответить на вопросы.

1. Что такое «демографическая политика?»

2. Что предпринимаю страны первого типа?

3. Почему в странах второго типа говорят о снижении рождаемости?


3. Задание. На контурной карте обозначить не менее 7 государств, входящих в состав «Большой двадцатки».









Билет №4

1. Назвать основные закономерности размещения топливных ресурсов.

2. Охарактеризовать мировую торговлю.

3. Практическое задание на знание географической карты.



1. Назвать основные закономерности размещения топливных ресурсов. Приведите примеры.

Топливные полезные ископаемые (нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, торф) имеют осадочное происхождение и залегают в чехлах платформ или в предгорных прогибах.


Виды топливных ресурсов

География

- нефть


- природный газ


- каменный уголь

Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Венесуэла, Россия, Ливия, Мексика

Россия, Иран, Катар, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Туркменистан

США, Китай, Россия, Австралия, Германия, Индия, Украина, Казахстан



Задание. Прочитать текст, ознакомиться с таблицами, ответить на вопрос.

1. Для чего нужны топливные ресурсы?

2. Каким топливным ресурсом богат Донецкий регион?



2. Охарактеризовать мировую торговлю.

2/3 всего товарооборота приходится на высокоразвитые страны. Ведущими мировыми экспортерами и импортерами товаров и услуг являются: США, Великобритания, Германия, Франция, Япония. Наблюдается концентрация торговли в странах, входящих в международные экономические организации (ЕС, НАФТА, АСЕАН).

В товарной структуре мировой торговли 78 % приходится на готовые изделия и полуфабрикаты, 13 % - на минеральное сырье, 9 % - сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары.

Самый мощный мировой поток товаров соединяет Северную Америку и Азию. На втором месте – Западная Европа и Азия. На третьем – Северная Америка и Западная Европа.

Задание. Прочитать текст, ответить на вопросы.

1. Какие страны являются ведущим экспортёром и импортёром?

2. Назвать мощные мировые потоки:

на первом

на втором…

на третьем….

3. Нужна ли торговля между государствами и почему?



3. Практическое задание на знание географической карты. На контурной карте обозначить семь ведущих в экономике государств и их столицы.


Билет № 5

1. Охарактеризовать группу экономически развитых стран.

2. Рассказать о глобальной проблеме освоения ресурсов Мирового океана.

3. Практическое задание на знание географической карты.


1. Охарактеризовать группу экономически развитых стран.

Для экономически развитых стран характерна рыночная экономика, высокие показатели ВВП на одного жителя (более 20 тыс. $). Это постиндустриальные и индустриальные страны. Они владеют огромными финансовыми ресурсами. Они производят почти половину промышленной продукции мира.



Тип

Характеристика

Примеры

Высокоразвитые страны

Высокие доходы; постиндустриальные страны; оказывают решающее влияние на мировую политику и экономику.

США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада

Высокие доходы; большой экспорт и импорт.

Норвегия, Швеция, Дания, Швейцария, Австрия, Бельгия

Аграрно-сырьевая специализация; высокий уровень индустриализации.

Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Южная Африка

Индустриально-аграрные страны; важна роль туризма.

Португалия, Греция, Ирландия, Мальта





Задание. Ответить на вопросы.

1. Как ты понимаешь выражение «экономически развитые страны»?

2. В какую группу ты отнесёшь страны: США, Финляндия, Андорра, Исландия, Испания.



2. Рассказать о глобальной проблеме освоения ресурсов Мирового океана.

Глобальные проблемы - это проблемы, которые характерны для всего мира, угрожают существованию человечества и требуют для своего решения согласованных действий всех стран.

Несмотря на то, что Мировой океан дает нам пищу, энергию, полезные ископаемые, люди не берегут его. Они используют его как свалку для опасных отходов, отравляя его обитателей и угрожая здоровью людей. Хищническая охота и сбор морских животных и растений поставили некоторые виды на грань исчезновения.

          Одним из основных загрязнителей Мирового океана является нефть. Каждый год в океан попадает около 3,5 млн. т нефти. Нефть образует пленку на поверхности воды. Нефть губит множество морских птиц, отравляет планктон, рыбу, моллюсков и ракообразных, а также животных и людей, которые их едят. Нефть может убить коралловые рифы и донных животных. Нефть, выброшенная волнами на берег, покрывает скалы и песок и убивает жизнь в приливной зоне.

Проблема освоения Мирового океана проявляется также в снижении биологической продуктивности океана, военных базах и испытаниях ядерного оружия на островах.

Для решения этой проблемы необходимо рациональное использование ресурсов, охрана и возобновление биологических ресурсов, запрет испытаний ядерного оружия.



Задание.

1.Что даёт человечеству Океан?

2. А что даёт Океану человечество?




3. Практическое задание. На контурной карте обозначить 7 европейских государств и их столицы.


Условные обозначения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!