1-2 Периодический закон и периодическая система. Строение атома
Цели: Образовательная: обобщить знания по пройденной теме, повторить основополагающие вопросы и понятия, отработать умения рассматривать строение атома.
Развивающая: развитие внимания, логического мышления через взаимосвязь: положение в ПС – строение атома – свойства; развитие творческого мышления; развитие навыков работы в группе.
Воспитательная: воспитание настойчивости в достижении знаний, чувства товарищества и коллективизма при работе в группе.
ХОД УРОКА
I. Актуализация и целеполагание
Цель нашего урока сегодня вспомнить и обобщить полученные знания, по основным понятиям и основополагающим вопросам темы, отработать умения работать с периодической системой. От вас требуется активность на уроке, т.к. оценка будет складываться из устных ответов и выполнения проверочной работы
II. Разминка «Верно – не верно»
«Верно» – правая рука вверх, без аргументации.
«Не верно» – левая рука вверх, аргументирует ответ любой учащийся.
1. При формулировке ПЗ, Д.И. Менделеев взял основу валентность элемента.
2. Существует только одна формулировка периодического закона, которая была предложена Менделеевым.
3. В современной формулировке причиной периодичности и главной характеристикой является заряд ядра атома.
4. ПС – естественнонаучная классификация элементов, графическое отображение ПЗ.
5. ПС состоит из горизонтальных периодов, малых и больших; вертикальных групп, главных и побочных подгрупп.
6. Рассмотреть строение атома элемента можно на основе его атомной массы.
7. Порядковый номер элемента показывает заряд ядра, число протонов и число электронов в атоме.
8. По номеру группы для главной подгруппы узнаем о количестве энергетических уровней в атоме.
9. Самые неактивные элементы находятся в 8 гр. А подгруппе и называются инертные газы.
10. Почти у каждого элемента есть изотопы, т.е. атомы с разным зарядом ядра, но одинаковой атомной массой.
IV. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам
Вариант 1
1. Закончи предложение. О заряде ядра атома и количестве электронов узнаем по _______________________
2. Найди ошибку. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5885881c87302/536422_1.png)
3. Сравни элементарный состав изотопов кислорода . ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5885881c87302/536422_2.png)
Вариант 2
1. Закончи предложение: О количестве электронов на внешнем уровне узнаем по ______________________
2. Найди ошибку. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5885881c87302/536422_3.png)
3. Сравни элементарный состав изотопов натрия . ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5885881c87302/536422_4.png)
Вариант 3
1. Закончи предложение:
О количестве энергетических уровней в атоме узнаем по _____________________________
2. Найди ошибку. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5885881c87302/536422_5.png)
3. Сравни элементарный состав изотопов серы . ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5885881c87302/536422_6.png)
V. Работа в командах
1. Периодическое изменение и повторение свойств. («Слепой текст»)
Задание: На доске записано строение элементов второго и третьего периодов и свойства веществ.
Восстановите предложение:
1. Горизонтальная закономерность в ПС проявляется в том, что во всех периодах металлические свойства ________________, т.к. возрастает _________________________ на ______________________ уровне.
Сходство в строении атомов элементов одного периода проявляется в одинаковом количестве ____________________________________.
2. Вертикальная закономерность в ПС проявляется в том, что во всех главных подгруппах металлические свойства __________________, т.к. возрастает _____________________________ __________________, а число ________________________ на внешнем уровне остается _____________________________.
Сходство в строении атомов элементов одной главной подгруппы проявляется в одинаковом количестве ____________________________________.
Атомы элементов, имеющие близкие заряды ядра, например Ne +10 и Na +11, резко отличаются по свойствам, потому что появляется _____________________________________.
2. Творческая образная характеристика ПС
Внимательно посмотрите на ПС.
Запишите 5 прилагательных, характеризующих ПС. (например: гармоничная, логичная, структурная, закономерная, упорядоченная, графическая, научная, периодическая, правильная и т.д.)
Отобрать лучших пять из всех, по одному учащемуся из команды зачитывают прилагательные.
Д-з задания на стене