Просмотр содержимого документа
«Персидская держава "царя царей"»
Использование нетрадиционных форм обучения на уроках
(из опыта работы).
Для чего нужны учебные занятия в нетрадиционной форме?
Урок, который проведён удачно, даже как методический образец, если многократно повторяется однообразием своей структуры и умственных действий учащихся, вызывает у учеников апатию, притупляет их активность. Кроме того, изучаемый материал нуждается в методическом разнообразии.
При использовании нетрадиционных форм обучения учитель учит творческому отношению к занятиям на своём примере, развивает соответствующие склонности у учащихся, в итоге – воспитывает творческую личность.
Разрабатывая нестандартные занятия, я стараюсь выбрать такую форму работы, которая способна заинтересовать всех учащихся, вовлечь их в совместный процесс познания. Важно определить каждому посильную роль. Здесь непременно учитываю уровень подготовленности учеников, возможность успешного восприятия данной формы урока каждым. Всё это позволяет лучшей организации общения учитель-ученик через различные элементы нетрадиционных приёмов (это хорошо прослеживается на уроках-играх, семинарах).
Необходимым этапом творческой работы учителя является анализ проведённого урока и своей роли в нём. При этом я оцениваю не только степень достижения целей урока, но и эмоциональный настрой, интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь и другие моменты, которые положительно влияют на формирование личности ученика.
Как сделать, чтобы урок был высокоэффективным, оставлял след в душах детей? Для проведения нестандартного занятия учитель должен стараться поднять новые пласты, как в самом изучаемом предмете, так и на её возможном стыке с другими предметами.
Примером такого занятия является межпредметный, интегрированный урок. Он обычно ведётся двумя или несколькими учителями-предметниками по определённой проблеме (например, при изучении Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения совместно с учителями литературы и ИЗО провожу урок). Хороши интегрированные уроки при изучении темы «Культура». Необходим такой урок при обобщении материала. Его форма максимально отвечает методу проблемного изложения темы. Ценность интегрированного урока – в особой эмоциональной атмосфере, которая создаётся демократическими отношениями. Эта форма занятия вызывает большой интерес у учеников, побуждает их к творческой работе, стимулирует самообразование. При таком подходе учитель находит наиболее тесные точки соприкосновения разных предметов, обеспечивает их взаимопроникновение при интеграции курсов.
Современный урок может быть сегодня ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, важно ведь то, чтобы форма занятия высвечивала, а не затмевала содержание изучаемого материала. Главное – не перечёркивать, а подчёркивать основное в уроке.
Нетрадиционные формы обучения:
урок - пресс-конференция;
урок-конкурс;
урок-концерт;
урок-семинар;
урок с использованием коллективных способов обучения;
урок-рассуждение;
урок-экскурсия; урок-путешествие;
интегрированный урок;
урок-суд; урок-реквием;
урок-консультация;
урок-игра;
урок-праздник.