ЕГЭ по литературе: новый формат
Н.Г. Жукова,
заместитель председателя ПК
по литературе
Действующая модель ЕГЭ по литературе: ЧАСТЬ1
эпос/драма
лирика
1-7
10-14
8,9
15, 16
Действующая модель ЕГЭ по литературе : ЧАСТЬ 2
- 17.1 сочинение по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.;
- 17.2 сочинение по произведениям второй половины XIX в.;
- 17.3 сочинение по произведениям XX в
Проблемное поле
- Неверное понимание сути вопроса
- Отсутствие учёта авторской позиции
- Отсутствие навыка создания письменного высказывания на литературную тему
- Незнание критериев оценивания
Проблемное поле
- Подмена суждения пересказом
- Литературоведческий термин не является инструментом анализа
- Однотипность приёмов использования текста
- Смешение форматов сочинений (итоговое, сочинение по русскому языку, сочинение по обществознанию)
Перспективная модель ЕГЭ по литературе: изменения
Эпос/драма
Лирика
5.1/5.2/5.3/5.4
1.1/1.2, 2
3.1/3.2, 4
СТРУКТУРА КИМ
Перспективная модель ЕГЭ по литературе: изменения
1.1/1.2, 2, 3.1/3.2, 4
2,4
Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).
5.1/5.2/5.3/5.4
Напишите сочинение на выбранную тему в объёме не менее 250 слов ( (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):
7
Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи
Порядок расположения тем
Типология тем сочинения
проблематики произведения с опорой на конкретное теоретико-литературное понятие;
- Древнерусская литература, классика ХVIII века и 1 пол. ХIХ века;
- тема, выявляющая личностное
- Русская литература 2 пол. ХIХ века;
восприятие и оценку экзаменуемым прочитанного произведения;
- Русская литература ХХ–ХХI вв.;
- тема, опирающаяся на знание
экзаменуемым тематики творчества конкретного писателя;
- Русская литература (эпоху и произведение выбирает экзаменуемый
- тема, задающая общий ракурс
рассмотрения произведения
Содержание КИМ перспективной модели ЕГЭ по литературе (образец)
Часть 1
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы
«Часовые любви на Смоленской стоят…»
3.1 Каково отношение лирического героя стихотворения к «великой вечной армии» влюблённых?
3.2 Какую роль в стихотворении Б.Ш.Окуджавы играет анафора?
4Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении Б.Ш. Окуджавы?
на
выбор
Фрагмент пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»
1.1 Что в приведённой сцене указывает на реальное положение дел в городе N?
1.2 Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?
2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. Что общего (или различного) в отображении нравов чиновничества в этом произведении и в «Ревизоре» Н.В.Гоголя?
на
выбор
Часть 2
5.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
5.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на эпизоды романа.)
5.3 Любовь как «вечная» тема в лирике А.А.Ахматовой.
5.4 Страницы истории в русской литературе. (На примере одного произведения.)
на
выбор
7
Инструкция к выполнению задания 5 (альтернатива)
- Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений.
- В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы.
- Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):
- – раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,
- – аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,
- – обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),
- – не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,
- – используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,
- – продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,
- – соблюдайте нормы речи,
- – пишите чётко и разборчиво.
7
Требования к объёму выполненного задания
Задания 1.1/1.2, 2, 3.1/3, 4
Экзаменуемым рекомендован объём ответа не менее 50 слов. Если в ответе менее 40 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Задания 5.1/5.2/5.3/5.4
При оценке сочинения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём высказывания не менее 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 200 до 250 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется
Критерии оценивания выполнения заданий Оценка выполнения заданий 1.1, 1.2, 3.1, 3.2
Баллы
1. Соответствие ответа заданию, глубина ответа
Критерии
1.1.Соответствие ответа заданию
1
ответ соответствует заданию
0
ответ не соответствует заданию
1.2. Глубина ответа
2
1
дан глубокий ответ на вопрос задания
дан поверхностный ответ на вопрос задания
0
ответ экзаменуемого содержательно несостоятелен,
2. Аргументированность, логичность, речевое оформление ответа
ИЛИ грубо искажено содержание произведения
2.1 Опора на текст
1
суждения обоснованы текстом произведения
0
2.2 Фактологическая точность
суждения не обоснованы текстом произведения
2
фактические ошибки отсутствуют
1
допущена одна фактическая ошибка
0
допущены две или более двух фактических ошибок
2.3 Логичность
1
логические ошибки отсутствуют
0
допущена одна или более одной логической ошибки
2.4 Соблюдение речевых норм
1
речевые ошибки отсутствуют или допущена одна речевая ошибка
0
допущено две или более речевых ошибок
Максимальный балл 8
Критерии оценивания выполнения заданий Оценка выполнения заданий 2, 4
Баллы
1. Соответствие ответа заданию, глубина ответа
Критерии
1.1 Соответствие ответа заданию (сопоставление)
2
выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
1
выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа
0
выбранное произведение не сопоставлено с предложенным текстом,
1.2. Глубина ответа
ИЛИ произведение для сопоставления не выбрано
2
дан глубокий ответ на вопрос задания
1
дан поверхностный ответ на вопрос задания
0
ответ экзаменуемого содержательно несостоятелен,
2. Аргументированность, логичность, речевое оформление ответа
ИЛИ грубо искажено содержание произведения
2.1. Опора на текст
1
0
тезисы обоснованы текстом произведения
тезисы не обоснованы текстом произведения
2.2. Фактологическая точность
2
фактические ошибки отсутствуют
1
допущена одна фактическая ошибка
0
допущено две или более фактических ошибок
2.3. Логичность
1
0
логические ошибки отсутствуют
допущена одна или более одной логической ошибки
2.4. Соблюдение речевых норм
1
речевые ошибки отсутствуют или допущена одна речевая ошибка
0
допущено две или более речевых ошибок
Максимальный балл 9
Критерии оценивания выполнения заданий Оценка выполнения заданий 5.1/5.2/5.3/5.4
Баллы
1. Соответствие сочинения теме, глубина раскрытия темы
Критерии
1.1. Соответствие теме
1
сочинение написано на заданную тему
0
сочинение написано не на тему и/или сочинение содержательно несостоятельно,
1.2. Глубина раскрытия темы
ИЛИ грубо искажено содержание произведения и/или авторская позиция
2
1
тема раскрыта полно, многоаспектно
тема раскрыта узко, односторонне
0
тема не раскрыта
2. Опора на текст произведения и теоретико-литературные понятия
2.1. Привлечение текста
2
суждения обосновываются анализом элементов текста произведения
1
0
текст произведения привлекается в форме общего рассуждения о его содержании (без достаточной связи с анализом произведения для раскрытия темы, без отсылок к конкретным эпизодам, персонажам, микротемам и пр.) или только в форме пересказа
текст произведения не привлекается, суждения текстом не обосновываются
2.2. Фактологическая точность
3
фактические ошибки отсутствуют
2
допущена одна фактическая ошибка
1
допущены две фактические ошибки
0
допущено более двух фактических ошибок
2.3. Опора на теоретико-литературные понятия
2
теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения, выявлена роль хотя бы одного художественного средства, важная для раскрытия темы сочинения
1
теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не выявлена роль хотя бы одного художественного средства, важная для раскрытия темы сочинения
0
теоретико-литературные понятия не включены в сочинение
Критерии оценивания выполнения заданий Оценка выполнения заданий 5.1/5.2/5.3/5.4
3. Композиционная цельность, логичность, аргументированность
3.1. Композиционная цельность
2
сочинение обладает композиционной цельностью, соблюдены пропорции между его частями
1
в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения в пропорциональности смысловых частей и/или есть отдельные нарушения связи между ними
0
в сочинении не прослеживается композиционный замысел и/или нарушения последовательности частей сочинения затрудняют понимание смысла
3.2. Логичность
2
логические ошибки отсутствуют
1
допущена одна логическая ошибка
0
допущено две или более логических ошибок
3.3. Аргументированность
2
1
все тезисы аргументированы
не все тезисы аргументированы
0
тезисы не аргументированы
4. Соблюдение речевых норм
3
речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка
2
допущены две-три речевые ошибки
1
допущены четыре речевые ошибки
0
допущено пять или более речевых ошибок
Максимальный балл за сочинение 19
Перспективная модель ЕГЭ по литературе: структура
№ задания
Уровень сложности
1.1/1.2
3.1/3.2
базовый
Рекомендуемый объём ответа
2 и 4
повышенный
5.1/5.2/5.3/5.4
Максимальный балл
50 слов
(менее 40 слов – 0 баллов)
высокий
8
50 слов
Максимальный общий балл 53
(менее 40 слов – 0 баллов)
9
250 слов
(менее 200 – 0 баллов)
19
№ задания
Уровень сложности
Рекомендуемый объём ответа
Максимальный балл
Спасибо за внимание!