Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Поэтому я предлагаю перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
месяц | Тема | Программное содержание | Работа с детьми |
сентябрь | "Страна моя, родной мой Казахстан". | Расширять знания детей о Казахстане, как многонациональном, независимом государстве; укрепить знания детей о символах государства РК. Знакомить с природными богатствами и животным миром Казахстана Учить детей рассуждать, уметь выражать свои мысли. Дать общие сведения о понятиях «гражданин» и «многонациональная страна». Развивать гордость за свою страну. Воспитывать интерес к родному языку и доброжелательное отношение к людям других национальностей. | Беседа о символике Республике Казахстан. 2. Изучение карты страны. 3. Беседа о городе Костанай. 4. Слушание гимна Республика Казахстан. 5.Рассматривание национальной одежды, предметов быта. 6. Чтение отрывков стихотворения 7. Рассматривание портретов выдающихся людей.
|
Разноцветные люди | Формировать представления детей о мире, разных странах, о детях населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности. Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей. | 1.Средства ИКТ 2.Беседа о детях разных национальностей 3.Знакомство с глобусом. 4.Дидактические игры: «Кто в какой стране живет». 5.Чтения стихотворении В. Орлова «Разноцветные дети», 6.Э. Успенский «Путешествие» . 7.Армянский танец «Лезгинка» |
октябрь | Государственные символы Казахстана – герб, флаг, гимн. | Закрепить знания детей о государственных символах Казахстана: гербе, гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | 1.Беседы о государственных символах. 2.Рассматривание иллюстраций изображений государственных символов. 3.прослушивание гимна 4.наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы. |
Как жили казахи | Познакомить детей с историей возникновения юрты, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. | Беседа об историческом прошлом Казахстана, чтение казахских сказок, пословиц и поговорок о Родине. Знакомство с казахским народным костюмом, с предметами казахского народного быта. |
ноябрь | Хлеб- всему голова | Дать детям понятия , что хлеб является ежедневным продуктом питания. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделии, профессией комбайнера. этапами выращивания хлеба. Ввести в словарь новое слово-элеватор, воспитывать бережное отношение к хлебу , уважение к труду хлебороба. | 1.Беседа о хлебе 2.Чтение стихотворения 3.чтение пословиц и загадок о хлебе 4.Экскурсия в мини музей хлеба 5.Экскурсия на мини поле , 6.Просмотр видеофильма от куда берется хлеб. |
Казахстан - наш общий дом | Закрепить представление о том, что Республика Казахстан – большая многонациональная страна. Коренные жители – казахи. Расширять знания о культуре и обычаях казахского народа. Формировать представление о национальностях, населяющих территорию Республики, их традициях, национальной одежде. Обогащать словарь. Воспитывать толерантность. | Чтения произведения Г.Цыфирова «Казахстан» Просмотр видиофильма «Мой Казахстан» Музыкальная игра: «Гостеприимный дастархан» |
декабрь | Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Казахстана. | Уточнить представление детей о Казахстане как о родной стране. Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам Казахстана. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». | Беседа о правах и обязанностях гражданина Казахстана знакомство с конституцией Казахстана. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». |
«Все флаги в гости к нам» | Обогощать познавательные возможности ребенка через знания о соседях Казахстана из ближнего зарубежья. Систематизировать представления о символике, образных УМГ (песни, потешки), развивать наблюдательность, самостоятельность в выборе заданного флага, герба, способность строить грамматически правильное предложения, ясно и четко излагать свои мысли рассказывая о своих действиях. Воспитывать толерантность, новый национальный менталитет. Лепить, передавая форму строения и величину частей; передавать простые движения фигуры, развивать фантазию. | 1.рассказ о многонациональной нашей Родине 2. рассмвтривание картинок о жизни людей наших соседей 3.Знакомство с флагом, гербом разных республик. Знакомятся с танцами,песнями, сказками многих национальностей. |
январь | Мир семьи. | Обобщить и закрепить знание детей родных и близких. о семье. Развивать представление о мире семьи; формировать положительное отношение к родным и близким людям. | Чтение произведения С .Успанов «Отец и сын» Беседа о семье.Рисование «Милой мамочки портрет». Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
| Қазақ Түлпары | Расширять представление детей о лошадях. Об особенностях внешнего вида, повадках, о среде обитания. Уточнить знания детей о трудных и важных заботах человека о животных. Воспитывать познавательный интерес. Развивать речевую активность. | Экскурсия в Қазақ Түлпары. Чтение стихотворения А .Аленов «Жеребенок». Беседа о лошадях. Лепка «Конь». |
февраль | Красная книга Казахстана | «Красная книга - сигнал тревоги», Мақсаты. Цель: Продолжать знакомить детей с Красной книгой, с редкими и исчезающими видами животных, птиц и растений. Познакомить с заповедниками нашей республики, какие животные и птицы нашли там свой дом. Активизировать в речи детей слова обозначающие названия животных, названия заповедников. Воспитывать экологически грамотных детей, умеющих предвидеть последствие поступков. | карта Казахстана с обозначенными на ней заповедниками, сигнальные карточки красного, жёлтого, зелёного цвета на каждого ребёнка, Красная книга Казахстана |
Под шаныраком дружбы | Уточнение представлений детей о Республике Казахстан, ее многонациональном составе, о ценности и красоте родной земли. Познакомить детей с народными традициями казахского народа, с национальными музыкальными инструментами, с национальным жилищем казахского народа. Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости и уважения, заботливое и бережное отношение к природе родного края. | 1.Мультимидия 2.Звуки домбры 3.Предметные картинки с национальной одеждой 4.Гуашь разного цвета, губки, альбомные листы с изображением юрт, салфетки. |
| | |
март | «Моя мама – лучше всех». | воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление помогать ей. Учить отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения в рассказах о маме. Формировать представления детей о труде и профессиях своих мам. Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями. Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме. | Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Рассматривание иллюстраций знаменитых казахстанок. |
Наурыз | Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Наурыз. Познакомить с образами казахского народного поэтического фольклора(Айтыс). | Развлечение, беседа о празднике Наурыз, символическое значение праздника. Спортивные праздничные состязания «Бәйге, арқан тарту, көкпар, қыз куу». |
апрель | Заповедники республики Казахстан | Познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. | Беседы о животных и растениях родного края, просмотр фильма, посещение краеведческого музея города Костаная, целевые прогулки. |
«Малая родина. За что мы любим своё село Заречное? | Расширить представление детей о Родине малой и большой. Закрепить знания детей о своей малой Родине. Развивать память, сообразительность, находчивость. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой | Экскурсия по родному селу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами села, чтение художественных произведений. Дидактическая игра «Что в родном селе есть». |
май | «Земля- мать, умей за неё постоять» | Расширять представления и знания детей об армии, об особенностях военной службы. Формировать знания детей о военных специальностях. Вызвать желание детей быть сильными и смелыми. Воспитывать чувство гордости за защитников своего Отечества. | 1.Иллюстрации и картинки с изображением солдат, военной техники, пограничников, 2.Предметные картинки |
«Вставай страна огромная…» | Расширять представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов); познакомить с героями Великой Отечественной войны – Леонида Беды., Баурыжана Момышулы., Рахымжан Кошкарбаев., Нуркен Абдиров и другие. Воспитывать патриотические чувство гордости, уважение к героям Великой отечественной войны | 1.Возложение цветов, 2.Беседы о подвигах людей в годы войны. 3.Рисование «День Победы» |