Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11г.Лениногрска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Педагогическая деятельность
по самообразованию
учителя ОБЖ
Бирдина Гульнара Раифовна
Информационная справка по теме самообразования
Методическая тема школы | «Совершенствование качества образования, обновление содержания обучения и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ООО» |
Методическая тема МО | Совершенствование педагогического мастерства учителя, качества образовательного процесса, через положительную мотивацию обучающихся в условиях введения ФГОС ООО |
Тема самообразования | Развитие мотивации на уроках ОБЖ и физической культуры как один из путей повышения качества образования в условиях ФГОС ОО |
Цель: | Создание условий для проявления и развития интереса к предмету ОБЖ, формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья |
Задачи: | Формирование навыков личной безопасности учащихся и умения применять изученные правила на практике Создание условий для понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках ОБЖ в условиях ФГОС ОО Определение основных направлений и ценностных ориентиров, базовые педагогические позиции, технологии и способы деятельностного метода обучения, интерактивные методы и приёмы, формы организации Создание условий по формированию мотивации учащихся к качественному участию во Всероссийской олимпиаде школьников. |
Планируемые результаты | Повышение мотивации в изучении курса ОБЖ для развития личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания Повышение качествазнаний учащихся Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе информационным технологиям» Создание личной методической веб-страницы, сайта |
Реализация программы самообразования начата в 2017 году дата окончание работы в 2022 году.
Сроки | Этапы реализации |
1-й год | Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в районе, регионе, стране; сбор информации по данной теме; постановка целей и задач. |
2-й год | Выбор теоретического материала, практических методов; Адаптация теоретического материала к внеурочной деятельности; апробирование на практике выбранных методов и программы, мониторинг, анкетирование. |
3-й год | Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. |
4 –й год | Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы. Выступить на ММО и ознакомить преподавателей ОБЖ ЛМР с выводами и рекомендациями о проделанной работе. |
5-й год | Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы. Выступить на ММО и ознакомить преподавателей ОБЖ ЛМР с выводами и рекомендациями о проделанной работе. |
Циклограмма по самообразованию
| Примечание |
Ежедневно | |
| |
| |
| |
| |
| |
Еженедельно | |
| |
| |
| |
Ежемесячно | |
| |
| |
| |
| |
Каждую четверть | |
| |
| |
| |
| |
| |
Один раз в полугодие | |
| |
| |
| |
Один раз в год | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Педагогическая деятельность
по самообразованию
учителя ОБЖ
Бирдиной Гульнары Раифовны
2017-2018 учебный год
1 этап
Информационная карта учителя по самообразованию
1 этап 2017-2018 учебный год
Наименование раздела | Содержание |
Фамилия, имя, отчество | Бирдина Гульнара Раифовна |
Образование | Высшее профессиональное образование. Елабужский государственный педагогический институт. Квалификация-учитель технологии и предпринимательства. 1998 год. |
Категория | 1 |
Стаж работы | 21 лет |
Курсы повышения квалификации (год, место, тема) | Курсы повышения квалификации для преподавателей ОБЖ по дополнительной профессиональной программе «организация и содержание учебно-воспитательной работы в условиях реализации ФГОС по предмету ОБЖ» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования», 96 часов. Удостоверение 162405296093, выдан 18 сентября 2017года. |
Преподаваемый предмет | Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура |
Общая школьная тема | Формирование положительной мотивации как одно из условий самореализации личности обучающихся в условиях введения ФГОС ООО |
Индивидуальная тема | Развитие мотивации на уроках ОБЖ и физической культуры как один из путей повышения качества образования в условиях ФГОС ОО |
Год начала работы | 2017год |
Год окончания работы | 2022 год |
Этап работы на данный момент | Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в районе, регионе, стране; сбор информации по данной теме; постановка целей и задач. |
Цель: | Создание условий для проявления и развития интереса к предмету ОБЖ, формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья |
Задачи | Формирование навыков личной безопасности учащихся и умения применять изученные правила на практике Создание условий для понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках ОБЖ в условиях ФГОС ОО Определение основных направлений и ценностных ориентиров, базовые педагогические позиции, технологии и способы деятельностного метода обучения, интерактивные методы и приёмы, формы организации Создание условий по формированию мотивации учащихся к качественному участию во Всероссийской олимпиаде школьников |
Вопросы для изучения | -стандарты ФГОС -информационные технологии в преподавании ОБЖ |
Чей опыт предполагается изучить | Габдрахмановой Р.А.– преподавателя–организатора ОБЖ первой категория, МБОУ «СОШ №7» Журавлевой М.П.- преподавателя–организатора ОБЖ высшей категории, МАОУ СОШ №2; |
Творческое содружество | ШМО, ММО, сайты педагогических сообществ |
Практический выход по годам | Участие в конкурсе муниципального этапа Республиканского конкурса «Учитель года РТ по курсу «ОБЖ», декабрь 2015 год -выступления на НМК учителей ОБЖ и физической культуры - выступление на семинарах |
Изучение ППО | Изучение работ Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. |
Собственное обобщение темы педагогического опыта (формы, место, время) | Участие в методических конкурсах различного уровня по теме самообразования; -участие в семинаре зонального уровня на базе МБОУ СОШ №13 в 2013 года; - -выступления и публикации в материалах НПК; -участие в муниципальном конкурсе методических объединений. |
Мотивы самообразования | - обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся; - достижение более высокого уровня профессиональной компетентности. |
Направление самообразования | Профессиональное; психолого-педагогическое; психологическое; методическое; информационно-компьютерные технологии; -Получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, районного отдела образования |
Источники самообразования | -проект «ШКОЛА ЦИФРОВОГО ВЕКА» - Литература (методическая, научно-популярная); - Интернет; -семинары и конференции. |
Формы самообразования | - индивидуальная форма; -групповая форма – ШМО учителей ОБЖ и физической культуры, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации |
Составляющие процесса самообразования | -изучение нормативных документов; -изучение и внедрение новых форм, методов и приемов по формированию понимания ценности здорового и безопасного образа жизни у учащихся. |
Виды деятельности | - изучение опыта учителей - новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета; - Обмен опытом по самообразованию учителей ОБЖ и физкультуры Лениногорского муниципального района. - Творческое сотрудничество с учителями – предметниками |
Результат | - создание педагогических разработок с применением новых технологий; - разработка дидактических материалов, тестов, создание собственной медиатеки в изучении предмета ОБЖ; Разработка материалов и публикации; |
Информационно-компьютерные технологии в самообразовании учителя | -подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы); -мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики); -контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; |
Развитие мотивации на уроках ОБЖ как один из путей повышения качества образования.
В рамках Программы модернизации образования предусматривается замена Федерального компонента государственного образовательного стандарта набором следующих компетентностей:
* ключевые качества, которые необходимы человеку в любой профессиональной деятельности (самостоятельность, ответственность, готовность к решению проблем, умение принимать решение);
* обобщённые учебные умения, навыки и способы деятельности, необходимые при изучении любого предмета;
* прикладные предметные умения: целостное миропонимание и научное мировоззрение, совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений;
* жизненные навыки.
Результатом образования должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию. В основе всякого действия лежат мотивы, воля и эмоции.
Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, я пришла к следующему выводу. Задача каждого учителя – помочь учащимся в освоении нового материала, используя различные методы обучения.
Один из самых важных методов обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации.
Помня, что существует три вида мотивации:
Социальная – это поднятие авторитета ребёнка. (Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома и т. д.)
Прагматическая. (Стремлюсь усилить внимание к предмету ОБЖ, который необходим в жизненных ситуациях, готовит будущих защитников Родины);
Содержательная. (Работая с учениками, способствую формированию знаний, которые пригодятся в нестандартных ситуациях).
Мотивация – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанному с удовлетворением определённых потребностей:
- внутренних (удовлетворение познавательной потребности в процессе обучения),
- внешних (социальный престиж – хорошо учится, удовлетворение амбиций, лидерства, поступление в вуз и т.д.)
В своей работе не забываю, что есть 2 типа личности учащихся.
Личности 1 типа обычно активны, инициативны; если встречаются трудности, ищут способы их преодоления; продуктивность их деятельности не зависит от внешнего контроля, они отличаются настойчивостью в достижении цели, ставят перед собой реальные цели, которые можно выполнить.
Личности 2 типа мало инициативны, избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказаться от них, ставят перед собой неоправданно завышенные цели – плохо оценивают свои возможности, неуверенны в себе, выбирают лёгкие задания.
Стремясь улучшить качество преподаваемого предмета, провожу педагогические диагностики мотивации учения. К ним относятся наблюдение, анкетирование, хронометраж своего дня,
Бирдина Г.р.
учитель основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ «Гимназия №11 г . Лениногорска»
Результаты деятельности за 2017-2018учебный год
| Предмет/ направление | Класс | Мероприятие | Уровень | дата | Результат |
1 четверть |
| Курсы повышения квалификации | | Курсы повышения квалификации для преподавателей ОБЖ | республиканский | Сентябрь, 2017 г. | удостоверение |
учащиеся | ОБЖ | 6 | Школьный этап всероссийской и республиканской олимпиад | школьный | октябрь, 2017 г. | Призеры – Галиев Р 6Б |
учащиеся | ОБЖ | 8 | Школьный этап всероссийской и республиканской олимпиад | школьный | октябрь, 2017 г. | Призеры – Онюшкин Д 8Б Бирдин А -9А |
учащиеся | ОБЖ | 9-10 | Школьный этап всероссийской и республиканской олимпиад | школьный | октябрь, 2017 г. | Призеры – Бирдин А -9А Зарипов с- 9А Минахметов И 10 к |
| Воспитательная работа | | Принятие Присяги Юнармии | школьный | октябрь | |
| Воспитательная | 6,8 | Экскурсии в Зональный поисково-спасательный отряд №7 ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РТ при МЧС РТ. | школьный | Сентябрь | |
Педагогическая деятельность
по самообразованию
учителя ОБЖ
Бирдиной Гульнары Раифовны
2018-2017 учебный год
II этап
Информационная карта учителя по самообразованию
II этап 2018-2017 учебный год
Наименование раздела | Содержание |
Фамилия, имя, отчество | Бирдина Гульнара Раифовна |
Образование | Высшее профессиональное образование. Елабужский государственный педагогический институт. Квалификация-учитель технологии и предпринимательства. 1998 год. |
Категория | 1 |
Стаж работы | 21 лет |
Курсы повышения квалификации (год, место, тема) | Курсы повышения квалификации для преподавателей ОБЖ по дополнительной профессиональной программе «организация и содержание учебно-воспитательной работы в условиях реализации ФГОС по предмету ОБЖ» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования», 96 часов. Удостоверение 162405296093, выдан 18 сентября 2017года. |
Преподаваемый предмет | Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура |
Общая школьная тема | Формирование положительной мотивации как одно из условий самореализации личности обучающихся в условиях введения ФГОС ООО |
Индивидуальная тема | Развитие мотивации на уроках ОБЖ и физической культуры как один из путей повышения качества образования в условиях ФГОС ОО |
Год начала работы | 2017 год |
Год окончания работы | 2022 год |
Этап работы на данный момент | Выбор теоретического материала, практических методов; Адаптация теоретического материала к внеурочной деятельности; апробирование на практике выбранных методов и программы, мониторинг, анкетирование. |
Цель: | Создание условий для проявления и развития интереса к предмету ОБЖ, формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья |
задачи | Формирование навыков личной безопасности учащихся и умения применять изученные правила на практике Создание условий для понимания учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках ОБЖ в условиях ФГОС ОО Определение основных направлений и ценностных ориентиров, базовые педагогические позиции, технологии и способы деятельностного метода обучения, интерактивные методы и приёмы, формы организации Создание условий по формированию мотивации учащихся к качественному участию во Всероссийской олимпиаде школьников. |
Вопросы для изучения | -информационные технологии в преподавании ОБЖ |
Чей опыт предполагается изучить | Габдрахмановой Р.А.– преподавателя–организатора ОБЖ первой категория, МБОУ «СОШ№7» Журавлевой М.П.- преподавателя–организатора ОБЖ высшей категории, МБОУ СОШ №1 |
Творческое содружество | ШМО, ММО, сайты педагогических сообществ |
Практический выход по годам | |
Изучение ППО | Изучение работ Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. |
Собственное обобщение темы педагогического опыта (формы, место, время) | |
Мотивы самообразования | - обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся; - достижение более высокого уровня профессиональной компетентности. |
Направление самообразования | Профессиональное; психолого-педагогическое; психологическое; методическое; информационно-компьютерные технологии; -Получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, районного отдела образования |
Источники самообразования | Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет Семинары Научно-практические конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Курсы повышения квалификации |
Формы самообразования | - индивидуальная форма; -групповая форма – ШМО учителей ОБЖ и физической культуры, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации |
Составляющие процесса самообразования | Изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения • Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом • Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики • Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры |
Виды деятельности | - изучение опыта учителей - новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета; - Обмен опытом по самообразованию учителей ОБЖ и физкультуры Лениногорского муниципального района. - Творческое сотрудничество с учителями – предметниками |
Результат | Проведение открытых уроков перед преподавателями-организаторами ОБЖ Доклады и выступления на ММО. Разработка дидактических материалов. Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе информационным технологиям» Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий. Личная методическая веб-страница., сайт |
Информационно-компьютерные технологии в самообразовании учителя | -подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы); -мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики); -контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; |
