СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первобытное искусство. Версии происхождения искусства первобытного общества.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первобытное искусство. Версии происхождения искусства первобытного общества.

Просмотр содержимого документа
«Первобытное искусство. Версии происхождения искусства первобытного общества.»

Первобытное искусство

Как появилось искусство.

Глубина тысячелетий. Человек увидел, что можно удвоить существующий мир и тем самымпознать его и приблизить к себе. Затем появляются изображения животных на стенах - «первобытный реализм». К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Затем появляются изображения животных на стенах - «первобытный реализм». Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

Искусство эпохи палеолита

В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Первые произведения первобытно го искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно го века.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые«палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с 30 тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.
Позднее (примерно с 18 и по 15 тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились, различными оттенками жёлтой и красной краски рисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она становилась то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее вырази тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.
В 12 тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные изображения, покрывшие своды глубоких пещер. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Но среди изображений мы не встретим мелких животных, растения, рыб. Может быть, первобытный человек изображал в первую очередь тех. кто потряс его воображение: сильных, крупных, могучих животных?
В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Маарселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб- ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
Выводы
40 - 50 тысяч лет назад древний человек уже изображал животных, охоту, ритуальные праздники. В это же время возникает мифология.

Искусство бронзового века

За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
К этой эпохе относятся гигантские сооружения магического характера, из крупных каменных глыб, плит, вертикальных столбов. Таковы менгиры - вертикально поставленные камни (чаще всего памятные знаки над погребением). Достигали 20 м. высоты и 300 т. веса.
Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными, несколько менгиров и дольменов образовывали кромлех. Особенно знамениты развалины такого святилища в Англии – Стоунхендж.
Кромлех - сложное сооружение магического характера Круг, состоящий из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри - два кольца из небольших камней, а между ними - попарно поставленные высокие блоки с плитами. Здесь уже просматривается четкая композиция с симметрией, ритмом и соподчиненностью элементов.

Поздний период первобытного общества.

Основные черты искусства - монументальность, особая значительность и торжественность. Если в предшествующий период над погребением насыпался холм, то теперь на таких местах ставят гробницыпалатки, в которых жили вожди племен, заменяются дворцами, места магических действий превращаются в храмы.