Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Путешествия за три моря» | для определения темы урока учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что может объединять предметы, выставленные на столе и прослушанную запись?»(компас, географические карты, макеты кораблей, глобус, подзорная труба, песочные часы). Все высказывания учащихся записываются на доске. Затем учащимся предлагаются исторические справки, помогающие уточнить тему. Например: Знания о земле накапливались многие тысячелетия. Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому. Недели, месяцы, годы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот, наконец, земля! Иногда — огромный материк. Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась картина современного мира. | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Какие существуют современные доказательства шарообразности Земли? (полёты в космос, наблюдения за лунным и солнечным затмениями, наблюдения за уходящими в море кораблями..) А какие представления о форме Земли были в древности? (плоская, на слонах ….) Кто из древних учёных определил, что Земля имеет форму шара? (с. 141 учебник. Пифагор в 5 веке до н.э. высказал мысль о шарообразности, | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 4. «Открытие» нового знания | По мере диалога на доске записать противоречия Плоская Шарообразная А если уже знали, что Земля шар, зачем ещё доказывать? (доказательство, сделанное на наблюдениях, ещё не доказательство, многие не принимали его, поэтому решили доказать практическим путём). Проблема: Круглая ли Земля? (записать на доске) Итак, о чём пойдёт речь? Конечно же, о кругосветных плаваниях. Современных? | Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р) РАБОТА В парах – Рассчитайте, сколько месяцев продолжалось плавание финикийцев |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Какие средства можно было использовать в древние времена для кругосветного плавания? (корабли, компас). Мореплаватель… Идёт в открытый океан, в неизвестность… Какими чертами характера должны были обладать мореплаватели? Учащиеся составляют портрет путешественника. Участники команды отбирают качества, необходимые для мореплавателя или путешественника, записанные на листочках, ранжируют их по значимости. (Смелость, трудолюбие, упорство, воля, мужество, трусость, подлость, наблюдательность, внимание, гуманизм, аккуратность, хамство, грубость, жестокость, порядочность, уважение, злость, настойчивость, предусмотрительность, оптимизм, уныние, неуверенность, пессимизм, ответственность, сочувствие, героизм, чуткость, выносливость …) Чтобы узнать, по какому маршруту предстоит команде совершить кругосветное плавание – нужно за 1 минуту составить слово из имеющихся букв, написанных на карточках. М а г е л л а н Д р е йк Далее команды открывают конверты с заданиями. 1этап . В каждой команде учащиеся работают в подгруппах, 1 подгруппа изучает статью о путешествии своего мореплавателя. К концу выполнения задания вся команда должна будет знать содержание материала. Учащиеся читают свой отрывок и с помощью знаков, символов, схем отображают его содержание в тетради, так как после прочтения им предстоит «доложить» партнёрам информацию 2подгруппа просматривает фрагмент фильма о путешествии Магеллана или Дрейка. 3 подгруппа команды № ,1 используя текст заполняет таблицу. Оценивает научный результат плавания Магеллана. Имя мореплавателя | Годы плавания | Цель плавания | Открытия | Научный результат | Магеллан | 1521-1522 | Поплыв на запад, обогнуть земной шар и вернуться домой с востока | Магелланов пролив, о. Огненная Земля, Марианские о-ва | Доказал: 1.шарообразность Земли 2. все океаны соединены между собой в Мировой океан 3. вода занимает большую площадь, чем суша 4. правильные представления о размерах Земли 5. более точные карты | 3 подгруппа команды № ,2 используя текст заполняет таблицу. Имя мореплавателя | Годы плавания | Цель плавания | Открытия | Научный результат | Дрейк | 1577-1580 | обогатиться | Пролив Дрейка | Открыл самый широкий пролив | 4подгуппа отмечает на контурной карте маршрут плавания мореплавателя и его спутников и отмечает их открытия. 2этап. После изучения материала о путешественниках, команды готовятся представить информацию классу. Осмысление. Работа учащихся с текстом, подготовка к презентации изученного материала. ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. До конца 15 века европейцы знали только три части света. Какие? (Европа, Азия, Африка) Но в конце 15 века сложились такие условия, что европейцам просто необходимо было искать новые торговые пути. Давайте выясним, что же это за обстоятельства. Чтение текста учебника, §14, п.1. Называем причины необходимости географических открытий, кратко записываем в тетрадях. ПР. Работа. Работа с географической картой: Учащиеся наносят основные направления морских экспедиций на контурные карты, а даты морских экспедиций и имена мореплавателей записывают в тетрадь | Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П) Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) Работа с картой – покажите все географические объекты на карте. |