СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первое кругосветное путешествие

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

для  определения темы урока учащимся предлагается  ответить на вопрос: «Что может объединять предметы, выставленные на столе и прослушанную запись?»(компас,  географические карты,  макеты  кораблей, глобус, подзорная труба, песочные часы).

Просмотр содержимого документа
«s808689_1»

Технологическая карта урока №12 ДАТА _____________________________

Тема

Первое кругосветное путешествие. Открытие южной земли. Пр. работа.

Цель

познакомить учащихся с историей первых кругосветных плаваний и научить оценивать их научное значение

Задачи

  • организовать деятельность учащихся для получения знаний об истории первых кругосветных плаваний.

  • – способствовать развитию внимания, памяти, умению выделять главное.

  • – способствовать развитию познавательного интереса к предмету, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.


Основное содержание темы, термины и понятия

Тихий океан, кругосветное плавание, Фернан Магеллан, Аристотель, Антарктида

Планируемый результат







Предметные

УУД

знать о первом плавании вокруг земного шара, которое произошло в 1519 – 1521гг.

Знать кто совершил первое плавание вокруг Земли.

Кто открыл Америку

Уметь показывать географические объекты на карте и применить знания при выполнении практической работы.

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

коллективная, групповая, работа в парах

мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация


Структура и ход урока

п/п

Деятельность



учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Путешествия за три моря»

для определения темы урока учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что может объединять предметы, выставленные на столе и прослушанную запись?»(компас, географические карты, макеты кораблей, глобус, подзорная труба, песочные часы).

Все высказывания учащихся записываются на доске.

Затем учащимся предлагаются исторические справки, помогающие уточнить тему.

Например: Знания о земле накапливались многие тысячелетия. Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.
Недели, месяцы, годы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот, наконец, земля! Иногда  — огромный материк. Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась картина современного  мира.


Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Какие существуют современные доказательства шарообразности Земли?

(полёты в космос, наблюдения за лунным и солнечным затмениями, наблюдения за уходящими в море кораблями..)

А какие представления о форме Земли были в древности? (плоская, на слонах ….)

Кто из древних учёных определил, что Земля имеет форму шара? (с. 141 учебник. Пифагор в 5 веке до н.э. высказал мысль о шарообразности,

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками задач урока.


Цель записывается на доске и обсуждается(Р). 

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

По мере диалога на доске записать противоречия

Плоская Шарообразная

А если уже знали, что Земля шар, зачем ещё доказывать? (доказательство, сделанное на наблюдениях, ещё не доказательство, многие не принимали его, поэтому решили доказать практическим путём).

Проблема: Круглая ли Земля? (записать на доске)

Итак, о чём пойдёт речь? Конечно же, о кругосветных плаваниях. Современных?


Работают с учебником : находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание (П,Р) 

РАБОТА В парах – Рассчитайте, сколько месяцев продолжалось плавание финикийцев

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.



Какие средства можно было использовать в древние времена для кругосветного плавания? (корабли, компас).

Мореплаватель… Идёт в открытый океан, в неизвестность… Какими чертами характера должны были обладать мореплаватели? Учащиеся составляют портрет путешественника.

Участники команды  отбирают качества, необходимые для мореплавателя или путешественника,  записанные на  листочках, ранжируют их по значимости.
(Смелость, трудолюбие, упорство, воля, мужество, трусость, подлость, наблюдательность, внимание, гуманизм, аккуратность, хамство, грубость, жестокость, порядочность, уважение, злость, настойчивость, предусмотрительность, оптимизм, уныние, неуверенность, пессимизм, ответственность, сочувствие, героизм, чуткость, выносливость …)

Чтобы узнать, по какому маршруту предстоит команде совершить кругосветное плавание – нужно за 1 минуту составить слово из имеющихся букв, написанных на карточках.
М    а    г    е    л    л    а    н
Д р е йк

Далее команды открывают конверты с заданиями.

1этап .

В каждой команде учащиеся работают в подгруппах,

1 подгруппа изучает статью о путешествии своего мореплавателя. К концу выполнения задания вся команда должна будет знать содержание материала. Учащиеся читают свой отрывок и с помощью знаков, символов, схем отображают его содержание в тетради, так как после прочтения им предстоит «доложить» партнёрам информацию

2подгруппа просматривает фрагмент фильма о путешествии Магеллана или Дрейка.

3 подгруппа команды № ,1 используя текст заполняет таблицу. Оценивает научный результат плавания Магеллана.

Имя мореплавателя

Годы плавания

Цель плавания

Открытия

Научный результат

Магеллан

1521-1522

Поплыв на запад, обогнуть земной шар и вернуться домой с востока

Магелланов пролив,

о. Огненная Земля, Марианские о-ва

Доказал: 1.шарообразность Земли

2. все океаны соединены между собой в Мировой океан

3. вода занимает большую площадь, чем суша

4. правильные представления о размерах Земли

5. более точные карты

3 подгруппа команды № ,2 используя текст заполняет таблицу.

Имя мореплавателя

Годы плавания

Цель плавания

Открытия

Научный результат

Дрейк

1577-1580

обогатиться

Пролив Дрейка

Открыл самый широкий пролив


4подгуппа отмечает на контурной карте маршрут плавания мореплавателя и его спутников и отмечает их открытия.

2этап.

После изучения материала о путешественниках, команды готовятся представить информацию классу.

Осмысление.

Работа учащихся с текстом, подготовка к презентации изученного материала.

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ.

  • До конца 15 века европейцы знали только три части света. Какие? (Европа, Азия, Африка)

  • Но в конце 15 века сложились такие условия, что европейцам просто необходимо было искать новые торговые пути. Давайте выясним, что же это за обстоятельства.

  • Чтение текста учебника, §14, п.1. Называем причины необходимости географических открытий, кратко записываем в тетрадях.

ПР. Работа.

Работа с географической картой:

  • Учитель показывает направления географических открытий и рассказывает о первооткрывателях и экспедициях.

Учащиеся наносят основные направления морских экспедиций на контурные карты, а даты морских экспедиций и имена мореплавателей записывают в тетрадь

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 

Работа с картой – покажите все географические объекты на карте.

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

  1. Презентация командами изученного материала классу. К доске выходят по очереди представители команд, излагают содержание материала.

  2. На настенной карте отмечаются маршруты кругосветных путешествий.

  3. Обсуждение таблицы.(после обсуждения можно сравнить с образцом заполнения на слайде).

Вернёмся к нашей проблеме.

Круглая ли Земля?

Мы сегодня вместе с Магелланом и Дрейком так же совершили кругосветное плавание и что же мы доказали? (если плыть постоянно на запад, можно вернуться с востока или наоборот; то есть практически доказали, что Земля всё-таки круглая)


Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к решению задач (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §13-14

-составить стихотворение о кругосветном путешествии

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД


Этап рефлексии


Цель

Содержание


Оценка результатов деятельности


Подведение итогов урока:

продолжить фразу: Сегодня на уроке

Я узнал… Я понял…Я хотел бы найти сведения…

С какими великими мореплавателями мы познакомились на уроке?

Сравните маршруты 2-х путешествий. Найдите черты сходства и различия в направлениях маршрутов плаваний.

Какой вклад в науку внёс каждый их них?





























Просмотр содержимого документа
«Техн.к №14»

Технологическая карта урока №12 ДАТА _____________________________

Тема

Первое кругосветное путешествие. Открытие южной земли. Пр. работа.

Цель

познакомить учащихся с историей первых кругосветных плаваний и научить оценивать их научное значение

Задачи

  • организовать деятельность учащихся для получения знаний об истории первых кругосветных плаваний.

  • – способствовать развитию внимания, памяти, умению выделять главное.

  • – способствовать развитию познавательного интереса к предмету, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.


Основное содержание темы, термины и понятия

Тихий океан, кругосветное плавание, Фернан Магеллан, Аристотель, Антарктида

Планируемый результат







Предметные

УУД

знать о первом плавании вокруг земного шара, которое произошло в 1519 – 1521гг.

Знать кто совершил первое плавание вокруг Земли.

Кто открыл Америку

Уметь показывать географические объекты на карте и применить знания при выполнении практической работы.

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

коллективная, групповая, работа в парах

мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация


Структура и ход урока

п/п

Деятельность



учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Путешествия за три моря»

для определения темы урока учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что может объединять предметы, выставленные на столе и прослушанную запись?»(компас, географические карты, макеты кораблей, глобус, подзорная труба, песочные часы).

Все высказывания учащихся записываются на доске.

Затем учащимся предлагаются исторические справки, помогающие уточнить тему.

Например: Знания о земле накапливались многие тысячелетия. Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.
Недели, месяцы, годы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот, наконец, земля! Иногда  — огромный материк. Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась картина современного  мира.


Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Какие существуют современные доказательства шарообразности Земли?

(полёты в космос, наблюдения за лунным и солнечным затмениями, наблюдения за уходящими в море кораблями..)

А какие представления о форме Земли были в древности? (плоская, на слонах ….)

Кто из древних учёных определил, что Земля имеет форму шара? (с. 141 учебник. Пифагор в 5 веке до н.э. высказал мысль о шарообразности,

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками задач урока.


Цель записывается на доске и обсуждается(Р). 

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

По мере диалога на доске записать противоречия

Плоская Шарообразная

А если уже знали, что Земля шар, зачем ещё доказывать? (доказательство, сделанное на наблюдениях, ещё не доказательство, многие не принимали его, поэтому решили доказать практическим путём).

Проблема: Круглая ли Земля? (записать на доске)

Итак, о чём пойдёт речь? Конечно же, о кругосветных плаваниях. Современных?


Работают с учебником : находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание (П,Р) 

РАБОТА В парах – Рассчитайте, сколько месяцев продолжалось плавание финикийцев

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.



Какие средства можно было использовать в древние времена для кругосветного плавания? (корабли, компас).

Мореплаватель… Идёт в открытый океан, в неизвестность… Какими чертами характера должны были обладать мореплаватели? Учащиеся составляют портрет путешественника.

Участники команды  отбирают качества, необходимые для мореплавателя или путешественника,  записанные на  листочках, ранжируют их по значимости.
(Смелость, трудолюбие, упорство, воля, мужество, трусость, подлость, наблюдательность, внимание, гуманизм, аккуратность, хамство, грубость, жестокость, порядочность, уважение, злость, настойчивость, предусмотрительность, оптимизм, уныние, неуверенность, пессимизм, ответственность, сочувствие, героизм, чуткость, выносливость …)

Чтобы узнать, по какому маршруту предстоит команде совершить кругосветное плавание – нужно за 1 минуту составить слово из имеющихся букв, написанных на карточках.
М    а    г    е    л    л    а    н
Д р е йк

Далее команды открывают конверты с заданиями.

1этап .

В каждой команде учащиеся работают в подгруппах,

1 подгруппа изучает статью о путешествии своего мореплавателя. К концу выполнения задания вся команда должна будет знать содержание материала. Учащиеся читают свой отрывок и с помощью знаков, символов, схем отображают его содержание в тетради, так как после прочтения им предстоит «доложить» партнёрам информацию

2подгруппа просматривает фрагмент фильма о путешествии Магеллана или Дрейка.

3 подгруппа команды № ,1 используя текст заполняет таблицу. Оценивает научный результат плавания Магеллана.

Имя мореплавателя

Годы плавания

Цель плавания

Открытия

Научный результат

Магеллан

1521-1522

Поплыв на запад, обогнуть земной шар и вернуться домой с востока

Магелланов пролив,

о. Огненная Земля, Марианские о-ва

Доказал: 1.шарообразность Земли

2. все океаны соединены между собой в Мировой океан

3. вода занимает большую площадь, чем суша

4. правильные представления о размерах Земли

5. более точные карты

3 подгруппа команды № ,2 используя текст заполняет таблицу.

Имя мореплавателя

Годы плавания

Цель плавания

Открытия

Научный результат

Дрейк

1577-1580

обогатиться

Пролив Дрейка

Открыл самый широкий пролив


4подгуппа отмечает на контурной карте маршрут плавания мореплавателя и его спутников и отмечает их открытия.

2этап.

После изучения материала о путешественниках, команды готовятся представить информацию классу.

Осмысление.

Работа учащихся с текстом, подготовка к презентации изученного материала.

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ.

  • До конца 15 века европейцы знали только три части света. Какие? (Европа, Азия, Африка)

  • Но в конце 15 века сложились такие условия, что европейцам просто необходимо было искать новые торговые пути. Давайте выясним, что же это за обстоятельства.

  • Чтение текста учебника, §14, п.1. Называем причины необходимости географических открытий, кратко записываем в тетрадях.

ПР. Работа.

Работа с географической картой:

  • Учитель показывает направления географических открытий и рассказывает о первооткрывателях и экспедициях.

Учащиеся наносят основные направления морских экспедиций на контурные карты, а даты морских экспедиций и имена мореплавателей записывают в тетрадь

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 

Работа с картой – покажите все географические объекты на карте.

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

  1. Презентация командами изученного материала классу. К доске выходят по очереди представители команд, излагают содержание материала.

  2. На настенной карте отмечаются маршруты кругосветных путешествий.

  3. Обсуждение таблицы.(после обсуждения можно сравнить с образцом заполнения на слайде).

Вернёмся к нашей проблеме.

Круглая ли Земля?

Мы сегодня вместе с Магелланом и Дрейком так же совершили кругосветное плавание и что же мы доказали? (если плыть постоянно на запад, можно вернуться с востока или наоборот; то есть практически доказали, что Земля всё-таки круглая)


Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к решению задач (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §13-14

-составить стихотворение о кругосветном путешествии

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД


Этап рефлексии


Цель

Содержание


Оценка результатов деятельности


Подведение итогов урока:

продолжить фразу: Сегодня на уроке

Я узнал… Я понял…Я хотел бы найти сведения…

С какими великими мореплавателями мы познакомились на уроке?

Сравните маршруты 2-х путешествий. Найдите черты сходства и различия в направлениях маршрутов плаваний.

Какой вклад в науку внёс каждый их них?





























Просмотр содержимого презентации
«s808689_0»

Фернан Магеллан  (1480—1521)

Фернан Магеллан (1480—1521)

Магеллан- португальский дворянин из знатного, но оскудевшего рода. Магеллан разрабатывает проект плавания к Островам Пряностей западным путём, который отныне становится основным делом его жизни, и представляет свой замысел на рассмотрение португальскому королю Мануэлу. Магеллан перебирается в Испанию, где после долгих переговоров его проект был принят. «Они очень ветхи и усеяны заплатами. Я осмотрел их и заверяю Ваше Высочество, что не отважился бы плыть на них даже до Канарских островов»
  • Магеллан- португальский дворянин из знатного, но оскудевшего рода.
  • Магеллан разрабатывает проект плавания к Островам Пряностей западным путём, который отныне становится основным делом его жизни, и представляет свой замысел на рассмотрение португальскому королю Мануэлу.
  • Магеллан перебирается в Испанию, где после долгих переговоров его проект был принят.
  • «Они очень ветхи и усеяны заплатами. Я осмотрел их и заверяю Ваше Высочество, что не отважился бы плыть на них даже до Канарских островов»
20 сентября 1519 г. началось первое кругосветное путешествие. В плавание отправились 265 человек: испанцы, португальцы, итальянцы, французы, англичане, немцы...

20 сентября 1519 г. началось первое кругосветное путешествие.

В плавание отправились 265 человек: испанцы, португальцы, итальянцы, французы, англичане, немцы...

В составе флотилии было пять кораблей: «Сан-Антонио», «Консепсьон» и «Виктория», «Тринидад», «Сантьяго».

В составе флотилии было пять кораблей: «Сан-Антонио», «Консепсьон» и «Виктория», «Тринидад», «Сантьяго».

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи, — писал Пигафетта. — Мы питались сухарями, но то уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями... Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней... Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать». Началась цинга, от которой умерли 19 человек.

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи, — писал Пигафетта. — Мы питались сухарями, но то уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями... Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней... Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать». Началась цинга, от которой умерли 19 человек.

Первое в истории кругосветное путешествие завершилось.  Оно продолжалось почти три года.   Из пяти кораблей удалось его завершить лишь одному, из 265 человек команды — лишь 18.
  • Первое в истории кругосветное путешествие завершилось.
  • Оно продолжалось почти три года.
  • Из пяти кораблей удалось его завершить лишь одному, из 265 человек команды — лишь 18.
«ТЫ ПЕРВЫЙ МЕНЯ ОБОГНУЛ»

«ТЫ ПЕРВЫЙ МЕНЯ ОБОГНУЛ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя