СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первоклассная газета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Первоклассная газета»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.



Рабочая программа составлена на основании программы курса по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета» (Гордеева А.В., Пинженин П.С, Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбург).

Чтение: работа с информацией

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Цель курса

Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.

Задачи

  • Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.

  • Расширить кругозор школьников.

  • Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.

  • Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.

  • Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.



Место курса в учебном плане


Курс «Первоклассная газета» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 класса. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объёмом в 132 часа, 1 час в неделю.




Общая характеристика курса

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).

  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.

  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 30 минут. 2-4 классы – 40 минут.


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.


Содержание курса


Темы газет

Рубрика «Искусство»

  • Мультипликация

  • Цирк

  • Мозаика

  • Танцы

Рубрика «Современная наука»

  • Жизнь в невесомости

  • 3D-принтеры

  • Интернет вещей

  • Киборги

Рубрика «Общество»

  • Стереотипы

  • Информация

  • Способности

  • Лидерство

Рубрика «Хобби»

  • Фотография

  • Моделизм

  • Фокусы

  • Кулинария

Рубрика «Краеведение»

  • Ярославская область

  • Республика Бурятия

  • Волгоградская область

  • Мурманская область

Рубрика «Страноведение»

  • Дания

  • Китай

  • Бразилия

  • Кения

Рубрика «Спорт»

  • Бокинг

  • Спортивное фехтование

  • Дайвинг

  • Слэклайн

Спецвыпуск «Бизнес»

  • Красноречие руководителя

Спецвыпуск «Здоровье»

  • Личная гигиена



Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.

ВВЕДЕНИЕ

Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.

РАЗМИНКА

Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.

  • «Ассоциации и предположения».

Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:

  • С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?

  • Что, по вашему мнению, написано в этом номере?

  • Где можно найти информацию по этой теме?

  • Почему данная тема важна?

  • В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?

  • «Трудные слова»

Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:

  • Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.

  • Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.

  • Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.

  • Дискуссия

После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.

  • Ролевая игра

Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.

  • Обсуждение

Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

  • «Дефиниция»

Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.

  • «Изменение типа текста»

Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:

  • Рекламы;

  • Объявления;

  • Дневника.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:

  • Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.

  • По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.


Виды номеров

РЕГУЛЯРНЫЕ (№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28, №29) Данные номера по своей тематике разделены на 7 рубрик. Задания номеров допустимо выполнять в классе не полностью – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.

СПЕЦВЫПУСКИ (№15, №30) В подписке всего два номера-спецвыпуска. Каждый номер раскрывает тему определённой рубрики, отличной по тематике от остальных рубрик подписки.


Предлагается 5 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие (ВЗ), Обучение (О), Активная работа (АР),

Самоподготовка (С), Особые занятия (ОЗ).

1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Первоклассной газетой».

План занятия:

  • Обсуждение вопросов: для чего нужно чтение? Что значит быть грамотным читателем? Что может означать название газеты?

Знакомство со структурой «Первоклассной газеты» и правилами выполнения заданий.





  • Чтение фрагментов текста, обсуждение, рассматривание рисунков.

  • Работа с заданиями.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Работа в парах / мини-группах.

  • Индивидуально с проверкой.

  • Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой».

План занятия:

  • Проверка заданий, выполненных дома.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Введение (новый выпуск газеты).

  • Разминка.

  • Чтение текста.

  • Работа с текстом.

  • Закрепление материала.

  • Работа с заданиями.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Работа в парах, составление вопросов по тексту.

  • Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий можно начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

3. (АР) Активная работа

Цель – эффективное развитие умений работы с информацией.

Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска.

План занятия:

  • Проверка заданий, выполненных дома.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально).

  • Введение (новый выпуск газеты).

  • Разминка.

  • Чтение текста.

  • Работа с текстом.

  • Закрепление материала.

  • Работа с заданиями.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.

  • Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

4. (С) Самоподготовка

Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно-домашней деятельности.

«Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально.

  • Самостоятельная работа, привлечение родителей.

5. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по спецвыпускам (Выпуск №15, Выпуск №30).

Сценарии мероприятий можно найти в Приложении 4. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно. В помощь учителю можно пригласить учащихся старших классов или родителей.

Варианты проведения особых занятий:

  • Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.

  • Фестиваль ребусов – ребусы готовятся детьми дома совместно с родителями. На занятии дети предлагают одноклассникам решить свои ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

  • Проекты, презентации, выступления, фестиваль стенгазет, электронных газет, электронных презентаций. К организации особых занятий можно привлекать родителей.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения


1

ВЗ

Выпуск №1

1я неделя октября

2

О

Выпуск №2

2я неделя октября

3

О

Выпуск №3

3я неделя октября

4

О

Выпуск №4

4я неделя октября

5

О

Выпуск №5

1я неделя ноября

6

О

Выпуск №6

2я неделя ноября

7

О

Выпуск №7

3я неделя ноября

8

С

Выпуск №8

4я неделя ноября

9

АР

Выпуск №9

1я неделя декабря

10

АР

Выпуск №10

2я неделя декабря

11

АР

Выпуск №11

3я неделя декабря

12

АР

Выпуск №12

4я неделя декабря

13

АР

Выпуск №13

3я неделя января

14

АР

Выпуск №14

4я неделя января

15

ОЗ

Выпуск №15

1я неделя февраля

16

С

Выпуск №16

2я неделя февраля

17

АР

Выпуск №17

3я неделя февраля

18

АР

Выпуск №18

4я неделя февраля

19

АР

Выпуск №19

1я неделя марта

20

АР

Выпуск №20

2я неделя марта

21

АР

Выпуск №21

3я неделя марта

22

АР

Выпуск №22

4я неделя марта

23

С

Выпуск №23

1я неделя апреля

24

АР

Выпуск №24

2я неделя апреля

25

АР

Выпуск №25

3я неделя апреля

26

АР

Выпуск №26

4я неделя апреля

27

АР

Выпуск №27

1я неделя мая

28

АР

Выпуск №28

2я неделя мая

29

АР

Выпуск №29

3я неделя мая

30

ОЗ

Выпуск №30

4я неделя мая