ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Рабочая программа составлена на основании программы курса по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета» (Гордеева А.В., Пинженин П.С, Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбург).
Чтение: работа с информацией
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Цель курса
Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.
Задачи
Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
Расширить кругозор школьников.
Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Место курса в учебном плане
Курс «Первоклассная газета» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 класса. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объёмом в 132 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика курса
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 30 минут. 2-4 классы – 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.
Содержание курса
Темы газет
Рубрика «Искусство» Мультипликация Цирк Мозаика Танцы | Рубрика «Современная наука» Жизнь в невесомости 3D-принтеры Интернет вещей Киборги | Рубрика «Общество» Стереотипы Информация Способности Лидерство |
Рубрика «Хобби» Фотография Моделизм Фокусы Кулинария | Рубрика «Краеведение» Ярославская область Республика Бурятия Волгоградская область Мурманская область | Рубрика «Страноведение» Дания Китай Бразилия Кения |
Рубрика «Спорт» Бокинг Спортивное фехтование Дайвинг Слэклайн | Спецвыпуск «Бизнес» | Спецвыпуск «Здоровье» |
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:
С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
Что, по вашему мнению, написано в этом номере?
Где можно найти информацию по этой теме?
Почему данная тема важна?
В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.
Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
Рекламы;
Объявления;
Дневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:
Виды номеров
РЕГУЛЯРНЫЕ (№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28, №29) Данные номера по своей тематике разделены на 7 рубрик. Задания номеров допустимо выполнять в классе не полностью – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.
СПЕЦВЫПУСКИ (№15, №30) В подписке всего два номера-спецвыпуска. Каждый номер раскрывает тему определённой рубрики, отличной по тематике от остальных рубрик подписки.
Предлагается 5 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие (ВЗ), Обучение (О), Активная работа (АР),
Самоподготовка (С), Особые занятия (ОЗ).
1. (ВЗ) Вводное занятие Цель – знакомство с «Первоклассной газетой». План занятия: Знакомство со структурой «Первоклассной газеты» и правилами выполнения заданий. | |
Варианты выполнения заданий:
Работа в парах / мини-группах.
Индивидуально с проверкой.
Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой».
План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Работа в парах, составление вопросов по тексту.
Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий можно начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (АР) Активная работа
Цель – эффективное развитие умений работы с информацией.
Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска.
План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.
Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (С) Самоподготовка
Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно-домашней деятельности.
«Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
5. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по спецвыпускам (Выпуск №15, Выпуск №30).
Сценарии мероприятий можно найти в Приложении 4. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно. В помощь учителю можно пригласить учащихся старших классов или родителей.
Варианты проведения особых занятий:
Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
Фестиваль ребусов – ребусы готовятся детьми дома совместно с родителями. На занятии дети предлагают одноклассникам решить свои ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
Проекты, презентации, выступления, фестиваль стенгазет, электронных газет, электронных презентаций. К организации особых занятий можно привлекать родителей.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
1 | ВЗ | Выпуск №1 | 1я неделя октября |
2 | О | Выпуск №2 | 2я неделя октября |
3 | О | Выпуск №3 | 3я неделя октября |
4 | О | Выпуск №4 | 4я неделя октября |
5 | О | Выпуск №5 | 1я неделя ноября |
6 | О | Выпуск №6 | 2я неделя ноября |
7 | О | Выпуск №7 | 3я неделя ноября |
8 | С | Выпуск №8 | 4я неделя ноября |
9 | АР | Выпуск №9 | 1я неделя декабря |
10 | АР | Выпуск №10 | 2я неделя декабря |
11 | АР | Выпуск №11 | 3я неделя декабря |
12 | АР | Выпуск №12 | 4я неделя декабря |
13 | АР | Выпуск №13 | 3я неделя января |
14 | АР | Выпуск №14 | 4я неделя января |
15 | ОЗ | Выпуск №15 | 1я неделя февраля |
16 | С | Выпуск №16 | 2я неделя февраля |
17 | АР | Выпуск №17 | 3я неделя февраля |
18 | АР | Выпуск №18 | 4я неделя февраля |
19 | АР | Выпуск №19 | 1я неделя марта |
20 | АР | Выпуск №20 | 2я неделя марта |
21 | АР | Выпуск №21 | 3я неделя марта |
22 | АР | Выпуск №22 | 4я неделя марта |
23 | С | Выпуск №23 | 1я неделя апреля |
24 | АР | Выпуск №24 | 2я неделя апреля |
25 | АР | Выпуск №25 | 3я неделя апреля |
26 | АР | Выпуск №26 | 4я неделя апреля |
27 | АР | Выпуск №27 | 1я неделя мая |
28 | АР | Выпуск №28 | 2я неделя мая |
29 | АР | Выпуск №29 | 3я неделя мая |
30 | ОЗ | Выпуск №30 | 4я неделя мая |