дом детства и юношества г. Черемхово.
( первый год обучения).
2016.
1. Приветствие.
2. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
3. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля – минор (T, S, D)
4. Знакомство с табулатурой .Домашнее задание разобрать табулатуру «цыганочка».
1. Организационный момент. Приветствие. |
Здравствуйте, друзья! Сегодня вы познакомитесь с табулатурой, научитесь ее прочтению, а так же с аккордовой сеткой в которой записываются аккорды, обучитесь самостоятельно ставить аккорды. | Обучающиеся слушают и делают записи в тетрадях новых понятий и терминов. |
2. Рассказ педагога о понятии аккордовой сетки, табулатура, системе ее прочтения. |
Рассказ преподавателя | Действия обучающихся |
Первое что мы сделаем, это познакомимся с буквенным обозначением нот. Предлагается тест: найти закономерность и продлить ряд букв. О,Д,Т,Ч,П и т.д. Угадали: А теперь подумайте: если нота до- обозначается латинской буквой С, ре-D, ми-E, то фа-?, соль-? | Обучающиеся отвечают. С первых пяти букв начинаются числительные один, два, три, четыре, пять, значит дальше, шесть, семь и т. д. Ответ: это буквы латинского алфавита. Значит фа-F, соль-G, ля-A,си-H (Рисунок 1). |
Буквенное обозначение нот имеет многовековую историю. В средневековье буквой А обозначали звук, наиболее низкий из употребительных тогда в пении, а последующие звуки – в порядке латинского алфавита cи-бемоль В, до – С, ре – D, ми – Е, фа – F, соль – G. Позднее для обозначения звука си взяли следующую букву алфавита – Н. В практике сложилась следующая система буквенного обозначения нот ... | Обучающиеся рисуют в тетради таблицу и записывают обозначение нот. (Рисунок 2). |
Хорошо. Теперь поговорим еще о некоторых обозначениях. Обозначения пальцев правой и левой руки. | Обучающиеся записывают в тетрадь. (Рисунок 3). |
На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки: – ноты; – буквенное обозначение; – табулатура. | |
Начнем с буквенного обозначения. Название аккорда складывается из двух со- ставляющих: нота, от которой строится дан- ный аккорд (основа аккорда), и тональность (минор или мажор). В качестве примера рассмотрим аккорд Am. Латинская буква «A» в музыке обозначает ноту «A», а «m» — минорный тип аккорда. Делаем вывод, что аккорд Am — это «ля минор». Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор (Рисунок 3,4) и поиграем в игру «Проверь меня». | Обучающиеся, используя карточку (Приложение 1.), повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня» (Приложение2.) |
3. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор(T, S, D) |
А теперь приступим к изучению аккордов. Аккордами, с которых вы начнете, будет знаменитый Am, Dm, E. В тональности Am. | Обучающиеся делают записи в тетрадях. Рисуют аккордовую сетку и аккорды (Рисунок 4.) |
Для того чтобы в будущем избежать лишних проблем, отрабатывайте аккорды, строго соблюдая указанную аппликатуру. | Практика: обучающиеся пробуют самостоятельно ставить аккорды на инструменте. |
Теперь возьмем «песню». Что вы видите? Над словами следующих куплетов, над их ударными слогами написаны буквенные обозначения аккордов. Как их играть? В каком ритме? Каким приемом? Давайте попробуем проаккомпанировать песенку «Голубой вагон» ( построим первый минорный аккорд от ноты ля, затем от ре и т.д. – выстроим звуки аккорда на гитаре или «возьмем аккорд»; – играем. ( Приложение 3.) | Учащиеся выдвигают свои предположения, демонстрируя на инструменты предложенные варианты |
Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод. | Учащиеся делятся впечатлениями и делают следующий вывод: процесс построения аккорда по буквенному обозначению и исполнение его на инструменте – это процесс сложный и долгий. |
Вы абсолютно правы – такой процесс довольно длительный, поэтому гитарные аккорды записываются графически – схематично, в наиболее удобном для их исполнения формате. | |
4. Знакомство и игра обучающихся с табулатурой .Домашнее задание разобрать табулатуру «цыганочка». |
Вы неплохо справились с заданием. А теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать следующее: - читать необходимо слева на право; - горизонтальные линейки отображают гитарные струны; - цифры обозначают лады, кружки обозначают открытые струны. - вертикальная черта – это тактовая черта; | Обучающиеся делают записи в тетрадях. (Рисунок 5). |
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» .и попрактиковаться в прочтении мелодий, записанных табулатурой. | Обучающиеся распределяются по парам и играют в игру «Угадай мелодию» (Приложение 4). |
Домашнее задание. Разобрать «Цыганочка» Агеев. (Приложение 5). | |
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Приложение1.
Приложение 2.
Игра «Проверь меня».
Один из участников игры называет ноты в разнобой, другой – говорит ее буквенное обозначение. Затем участники меняются ролями.
Приложение 3.
Встречи с ними ты уже не жди.
Лучшее, конечно, впереди.
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится...
Катится, катится голубой вагон.
Календарь закроет старый лист.
К новым приключениям спешим, друзья...
Рисунок 5.
Приложение 5.