СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первопроходцы Российские земли Тульской

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал продолжает рассказ о первопроходцах Российских родом из Тульской губернии. Использую его на уроках в 6-8 классах при изучении родного края, а так же в темах по истории открытий и исследований нашей страны .

Просмотр содержимого документа
«Первопроходцы Российские земли Тульской»

4


«ПЕРВОПРОХОДЦЫ РОССИИ»







Первопроходец Севера

Семён Иванович Челюскин
















Я хочу рассказать о нашем знаменитом земляке, о путешественнике, первопроходце, о человеке, который ценой своего здоровья открывал новые земли, составлял карты, наносил на них новые береговые линии, реки, моря, острова.

Семен Иванович Челюскин - полярный исследователь, мореплаватель и землепроходец, участник Великой Северной экспедиции 18 века. Дата рождения Семена Ивановича точно не установлена. Предположительно «около 1704 года», умер в ноябре 1764 года в селе Мишина Поляна Белевского уезда (ныне Арсеньевского района Тульской области). Из тульско-калужских дворян. Родовое имение - сельцо Мишина Поляна. Детство он провёл в родовом имении Белёвского уезда Тульской губернии.

Еще с детства у Челюскина стали проявляться наклонности к путешествиям, и отец решил отдать его в «Навигацкую школу». Осенью 1714 года дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии. Учиться было трудно: не хватало преподавателей, почти не было книг по мореходному делу. Челюскин преодолел все препятствия.

В 1721 году Челюскин получил "аттестации в науке и в практике". С этого времени и до 1732 года он нёс службу на кораблях Балтийского флота, однако перспектив для карьерного роста у него не было: все руководящие и доходные должности на кораблях занимали иностранцы, а влиятельной поддержки он не имел.

Известно, что 26 февраля 1728 года Челюскин был произведен в подштурманы, а пять лет спустя, 17 апреля 1733 года, - в штурманы. Глубокие познания Челюскина в морском деле, по-видимому, и явились причиной назначения его в начале 1733 года в Великую Северную экспедицию. Челюскину было поручено обеспечить экспедицию всем необходимым: провизией, одеждой, оборудованием и оружием.

Перед исследователями стояла задача изучить Северный морской путь, побережье Северного Ледовитого океана, а также северо-запад Америки, Сибири и Дальний Восток.

Первоначально Семён Иванович служил под командой своего земляка и друга лейтенанта Василия Прончищева. Его отряд исследовал побережье между Леной и Енисеем.

В 1741-1742 гг. Челюскин руководил группой, на долю которой выпали опись и обследование наиболее трудных участков побережья - самой северной части Таймырского полуострова. Он дошел, попутно производя съемку, до крайней северной оконечности Азии (77°34'), по справедливости впоследствии названной мысом Челюскина. Но Челюскин так и не узнал, что совершил величайшее географическое открытие, он даже не особенно впечатлился увиденным: сделал обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега. Самый же мыс он описал так: «Сей мыс каменный, приярый (обрывистый), высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оной мыс Восточно-Северный». На мысе участники отряда поставили знак — привезенное с собою бревно.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Позже, когда уже стало известно, что Челюскин совершил небывалый подвиг и открытие, мыс был назван его именем. А при жизни он не получил за это никакой награды.

Исследования Челюскина подробно и лаконично описаны в его путевом журнале. Кроме деловых заметок, есть упоминания о замученных собаках, но - ни единого слова, которое бы выявило чувство страха, отчаяния или усталости самого Семена Ивановича. Изо дня в день велись непрерывные работы. Пережили и суровейшие морозы, и страшные метели.

Семен Челюскин, собачьи упряжки в самой северной части материка фото


 Проявленные при этом Челюскиным мужество, энергия и выносливость ставят его в ряд самых настойчивых и неутомимых полярных исследователей. В тяжелейших условиях Севера организаторский талант и настойчивость Челюскина обеспечили успех экспедиции. Участники отряда вели научные исследования, отмечали полезные ископаемые в открытых горных отложениях, наблюдали за режимом рек, морскими течениями у берегов. Поразительна скорость движения его крохотного отряда - ежедневно он проходил по двадцать-сорок верст, почти не зная дневок и задерживаясь только из-за сильных метелей. Пользуясь тем, что наступил полярный день, Челюскин шел вперед как днем, так и ночью. Опись самой северной части полуострова Таймыр, исполненная бессменным штурманом отряда Семеном Челюскиным, явилась венцом семилетних трудов горстки русских моряков. Это была одна из самых трудных работ во всей Великой Северной экспедиции.

Трудность состояла, прежде всего, в том, что Челюскину пришлось идти по совершенно пустынному, безлюдному берегу, все более удаляясь от зимовий. Чем дальше на север уходил отряд

Челюскина, тем большему риску он подвергался. Людям угрожали и стихия, и цинга, и снежная слепота, и недостаток провианта. Надо было обладать незаурядным мужеством, чтобы без колебаний идти вперед, навстречу опасностям. Скромный и упорный, исполнительный и инициативный штурман Семен Иванович Челюскин во многом содействовал успеху работ своего отряда.

Подвиг Челюскина настолько велик, что в середине XIX столетия высказывались сомнения в том, действительно ли Челюскин достиг Северо-Восточного мыса. Даже известный моряк, исследователь северного побережья на восток от устья Колымы, Ф. П. Врангель усомнился в силе воли, отваге и добросовестности своего предшественника. Но историк русского флота А. Соколов рассеял все сомнения, опубликовав журнал, который вел Челюскин во время похода. Из дневника стало ясно, что под руководством Челюскина отряд выполнял самые трудные задания. Русский академик А. Ф. Миддендорф еще в XIX столетии, оценивая деятельность С. И. Челюскина, сказал, возражая Ф. Врангелю: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае... вместо того, чтобы изнуриться четырехлетним пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в

Штурман Челюскин


1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». Ученый имел в виду достижение Челюскиным самой северной точки азиатского материка.

20 июля 1742 года Вторая Камчатская экспедиция, обессмертившая имя штурмана Челюскина, закончилась, но лишь спустя сто лет северную оконечность Евразии стали именовать мысом Челюскина (с 1878 года это название внесено в международную литературу и карты). По возвращении в Петербург Челюскин не был удостоен ни наград, ни почестей. Ему пожаловали чин мичмана (первый офицерский чин на флоте), а в 1756 году вышел указ "об отставке морского флота лейтенанта Семёна Челюскина с награждением морского капитана 3-го ранга". Семён Иванович поселился с женой в имении в Алексинском уезде, где и скончался в 1764 году. Место его захоронения до сих пор точно не установлено.

Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.

В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.

В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.

В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с.ш. и 104°18' в.д.) – находится полярная станция – радиометеорологический центр, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной России «Мыс Челюскин». 

Полярная станция «Мыс Челюскин». 2010 год

(фото А.А. Братаева)

2 октября 2009 года из посёлка Хатанга на мыс Челюскина в сопровождении миссионерской группы епархиального духовенства прибыл архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний для установки поклонного креста. По завершении церемонии водружения архипастырь отметил сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведённой совместно с руководством Таймыра, акции: «Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это – наше православное государство».


























Литература



  1. Василий Прончищев и Семён Челюскин // Сто великих мореплавателей. - М.: Вече, 2002. - С. 221-229.

  2. Семён Иванович Челюскин//Великие личности: сайт Владимира Письменного. http://encyklopedia.narod.ru/bios/putesh/chelyuskin/chelyuskin.html

  3. Семен Иванович Челюскин//Россия корабельная.- http://shiphistory.ru/index.php?

  4. option=com_alphacontent§ion=12&cat=22&task=view&id=357&Itemid=37

  5. Челюскин Семен Иванович//Биография.ру. http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=134148

  6. Челюскин Семен Иванович//Великие открыватели мира. - http://great-travellers.ru/ch3.html

  7. Челюскин Семен Иванович//Википедия: свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Семён_Иванович_Челюскин

  8. Челюскин Семен Иванович // География. Планета Земля: межпредметный образовательный портал. http://rgo.ru/geography/istoriya_geootkritiy/slovar/celwsk1

  9. Челюскин Семен Иванович // Российский государственный музей Арктики и Антарктики. - http://www.polarmuseum.ru/bio/polarex/bio_chel/bio_chel.htm

  10. Челюскин Семен Иванович//Флот России. http://flot.su/?f=_znamenitiih_rossiiyskih _ flotovodtsev&p=295

  11. Челюскин Семен Иванович//Хронос: всемирная история в интернете. - http://www.hrono.ru/biograf/bio_ch/chelyuskin.html

  12. Штурман Челюскин // Природа. — М., 2001. - № 9. - С. 91-94.