СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый педагогический проект "Формирование орфографической зоркости."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый проектный опыт в работе. Педагогический проект "Формирование орфографической зоркости".

Просмотр содержимого документа
«Первый педагогический проект "Формирование орфографической зоркости."»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»

636160, Томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково ул. Карла Маркса 6.

Телефон 8(38244) 21153, факс 8(38244)23398;

ИНН/КПП 7008004641/700801001 ОГРН 1027003152934












Педагогический проект

Развитие орфографической зоркости.







Выполнила: Шейн И. Н. учитель начальных классов

Наставник: Евглевская В. М. учитель начальных классов















Кожевниково 2017

Содержание

1. Введение

2. Теоретическая часть

3. Приемы формирования орфографической зоркости

4. Заключение

5. Список используемой литературы

6. Приложение



























Введение

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В Стандарте четко сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

В частности, предметная линия «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Изучению русского языка отвожу одно из самых центральных мест, т. к. русский язык- это родной язык детей, он открывает им мир знаний. Овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов. К сожалению, русский язык является одним из нелюбимых предметов. Значит надо заинтересовывать детей овладевать орфографическими знаниями и умениями, т. е. развивать познавательный интерес.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Обращение к данной теме педагогического проекта вызвана следующими противоречиями :

1. Дети знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы допускают ошибки.

2. Повысились требования к уровню сформированности орфографической зоркости выпускника начальной школы и недостаточным программным объемом работы по ее формированию в 1-4 классах.

Анализ выявленных противоречий помог сформулировать проблему исследования – это формирование орфографической грамотности обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения.

Цель: создать систему упражнений для развития орфографической грамотности

Задачи:

  • Провести теоретический анализ литературы по данной теме;

  • Обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме;

  • Изучить степень развития орфографической зоркости обучающихся класса;

  • Выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости

Планируемые результаты

Ученик научится:

– различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения;

– выявлять, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение;

– правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания;

– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.



















Теоретическая часть


Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательное выполнение заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника – тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, ненужность принуждения со стороны учителя, родителей – очень важный признак сознательного отношения к обучению. Дети этого возраста часто не могут в полной мере осознать ответственность за выполняемую ими работу. Даже не всегда интерес к заданию достаточен для того, чтобы ученик без напоминания взялся за его выполнение. Интерес к работе по русскому языку воспитывается у школьника в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать.

Орфография в начальных классах как система правил состоит из четырёх разделов:

1) правила передачи фонем буквами в составе слов;

2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;

3) правила переноса слов из одной строки в другую;

4) правила о слитных и раздельных написаниях слов.

Каждый из этих разделов покоится на определенных принципах. Каково положение учителя в этом случае? Прежде всего, учителю, конечно, нужно знать саму науку, уметь сопоставлять различные точки зрения и выбирать из их числа такую, которая в большей степени отвечает его собственным взглядам. Главное же – не смешивать различные фонемные теории, на которых основывается современная теория орфографии. Начиная знакомить первоклассников с проблемами орфографии, мы заботимся, в первую очередь, о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Считаем, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить её, ученик сможет решить её конкретное написание. Значит, умение обнаружить орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографических навыков. Таким образом, с самых первых дней пребывания ребёнка в школе мы ставим перед собой задачу – научить детей осознавать наличие орфограмм в слове.

М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить ее решение.

Постоянный анализ достижений моих учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы представлять реальную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снижается (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы. Почему? На уроке русского языка ученик слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Такую работу на уроке можно назвать пассивной или относительно пассивной. А глубокие знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, то есть в активной познавательной деятельности - «не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам добываю знания»

На уроках русского языка развивать внимание - значит, развивать умение видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость.





Приемы формирования орфографической зоркости

Уже вначале первого класса необходимо начинать работу по обучению учащихся решению орфографических задач. В результате этого у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаем внимание, мы расположили в определённой последовательности:

Игра «Определи спрятанные звуки»

Данный вид работы начинаем на этапе слогообразования. Для работы ребята используют карандаши трех цветов: зеленый, красный, синий. При записи слияний (затем слов и предложений) ребята ставят точку под буквой тем цветом, какой звук она обозначает. Например: пашем слияние НЯ, под буквой Н ставим точку зеленого цвета, объясняем, под буквой Я ставим точку красного цвета, объясняем какой звук обозначаем. Данный вид работы особенно помогает при изучении йотированных гласных. «Играем» в спрятанные звуки до конца первого класса.

Игра «Какая лодочка сильнее»

Работа ведется так же до конца первого класса. При записи слов, предложений, текстов все слова делим на «лодочки» (слоги), определяем ударный слог (сильную лодочку).

Орфографическое чтение.

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.

Если ежедневно на каждом уроке математики, русском языке, чтении, природоведении отводить по 5-7 минут для орфографического чтения - это принесет хороший результат.

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания учитель проговаривает сам – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышать не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Диктант “ Проверяю себя”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаем следующим образом: сначала диктуем слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического проводим игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

Какографические упражнения

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Зрительные диктанты (Федоренко) С применением современных средств, данный вид работы стал ребятам более интересен: на доске появляется предложение, затем исчезает, дети его записывают. Результаты работы не озвучиваются, но каждый набор предложений отрабатывается до минимального количества ошибок.

Большое внимание нужно уделять работе над ошибками. Она проводится после каждой проверенной учителем работы. В первом классе под руководством учителя в классе, постепенно переходим к самостоятельной работе по памяткам.

Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Например

1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1) определить место, где возникла орфографическая задача;

2) к какой группе правил относится данная орфограмма;

3) в какой части слова находится орфограмма;

4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5) определить в слове ударение;

6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7) написать слово в соответствии с правилом.








Заключение


Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся, прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относится к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный : анализ литературы, обобщение имеющегося педагогического опыта по данной теме; подбор диагностического материала; использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте.

Основной: проведение диагностических работ, использование игровых упражнений на уроках русского языка;

Заключительный: по завершению работы планируется провести подведение итогов диагностики, выявить самые оптимальные приемы работы.












Список используемой литературы

  1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся». //«Начальная школа» №1,2008, с. 9.

  2. Буркова Т.В. «Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию». // «Начальная школа» №10, 2005, с. 28-37.

  3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение,2007.

  4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,2008.

  5. Граник Г.Г. «Секреты орфографии». // «Начальная школа» №3, 2007.

  6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва: «Просвещение»,2005.

  7. Савинова З. «Виды работ по формированию орфографической зоркости».

  8. //«Начальная школа», №1,2006, с.22.
























Приложение

Упражнения на развитие орфографической зоркости.

  1. Прочитайте пословицу:

Весна красна цветами, а осень снопами.

Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

- Как это сделать?

- Запишите предложение и выделите орфограммы.

  1. Составьте предложения по сюжетной картине на тему «Следы на снегу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.

- Поставьте знаки ударения.

- Подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

3. Зрительно-слуховые диктанты.

На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.

– Прочитайте текст.

- Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрывается, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.)

4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

5. Игры

Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Смешарику вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды.

Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…А! Л…А пошла по пушистому снегу.

Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

Фла… сне… сугро… рука… бере… ду… моро… зимний ле… гладкий лё…

Найди нужную орфограмму. На доске записывается два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Выпишите слова только с удвоенной согласной.

При изучении темы «Непроизносимые согласные» детям предлагается написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, открывается доска, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение можно использовать при изучении любой темы.

Игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то, или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается помощь учителя: предлагает вспомнить правило, задает вопрос или объясняет. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

Диктант (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!