Тема: Первый снег. Стихотворение И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Зимним холодом пахнуло…».
Задачи урока:
Образовательные:
Знакомство с творчеством автора; находить в тексте стихотворения известную и неизвестную информацию.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема).
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения и к классической музыке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;
-формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование критического мышления;
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Тип урока : урок открытия нового знания
Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, презентация, репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег», фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, карточки с заданиями.
Ход урока.
I Организационный момент
Психологический настрой на работу. Звучит музыка .
- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость.
Тихо сели за парты.
Начинаем урок литературного чтения!
II Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.
Речевая разминка
МА – МА – МА - снежная зима
ДА – ДА – ДА - зимою холода
ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи
МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме
А) Упражнение на дыхание
Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка – лёгкая, пушистая, красивая…
Б) Чтение предложения с разной интонацией
(На доске записано одно и то же предложение, в каждом предложении слово выделено ярким цветом)
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
-Снежинка – это символ какого времени года? (зимы)
Зимой можно наблюдать самые различные чудеса. И сегодня мы будем говорить об одном замечательном чуде, которое можно увидеть каждый год с приходом зимы, но только один раз. Догадайтесь, о чём идёт речь? Правильно, говорить мы будем о первом снеге. А приблизиться к таинству первого снега нам помогут замечательный русский поэт: И.Бунин.
IV СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением И.А. Бунина. «Первый снег».(демонстрация портрета поэта)
Родился поэт в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома. В семье. Сочинять стихотворения стал очень рано, в 6 лет. А в 7 лет написал своё первое стихотворение. Большое внимание на его творчество оказали народные песни, сказания. Кроме того, что он писал стихотворения, он очень хорошо рассказывал стихотворения собственного сочинения
III Учебно-познавательная деятельность.
Галерея Зимы
Зима в картинах русских художниках
Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона

На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.


(Дети рассматривают картину А. Пластова)
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картины?
(учитель не называет название картин.)
Проблемный вопрос ???
-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?
Работа со словарём настроений.
Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
Литературная галерея
- А с каким настроением воспринимал зиму Иван Алексеевич Бунин, мы сейчас узнаем.
4.Работа над произведениями.
Чтение стихотворения с. 190 (звучит музыка)
- Какую картину вы представили?
Чтение, пометка непонятных слов.
- Какие непонятные для вас слова встретились?
Словарная работа ( соединить понятие- определение) ( работа в парах)
Холодом пахнуло – повеяло, подуло, почувствовался холод
Ярким пурпуром – красным цветом
Пред – перед
Буря бушевала - дул сильный ветер
Снегом понесло – пошёл первый снег
Вереницею – ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом
Закат – это исчезновение солнышка с поверхности Земли вечером
Работа над анализом стихотворения
Чтение по четверостишиям с разбором.
1) Как вы понимаете первые две строчки?
О каком ярком пурпуре идёт речь?
2) Что происходило ночью? Давайте представим эту картину?
И вот наступило утро. Как изменилось состояние природы?
3) О какой белой скатерти говорит автор?
Как вы понимаете выражение «запоздалая вереница гусей»?
Вот мы и прочитали стихотворение. Скажите, можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором радостное? Или наоборот автор грустит, ему немного жаль уходящего тепла?
Давайте выберем слова-настроения, которые наиболее точно передают чувства и настроение поэта:
А какие строки из произведения доказывают нам, что автор немного грустит? Зачитайте их.
( в конверте задание для каждой группы)
Прочитайте строки, в которых говорится о первом снеге.
Прочитайте строки, где говорится о закате
Прочитайте строки, в которых говорится о том, что последние птицы улетают в далёкие края
А какие птицы улетают последними?(гуси и утки)
А первыми?(стрижи, ласточки и трясогузки)
Кто не улетает на юг?(воробей ,голубь, сорока, снегирь, ворона)
Как мы должны помогать этим птицам зимой?(сыпать корм)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5 Подготовка к выразительному чтению.
Расставим паузы в этом стихотворении.
«Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.
- «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.
- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»
- «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».
- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».
- «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово
« село».
- «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».
- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».
- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».
- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».
- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».
- «Вереницею гусей». – подчеркну слово «гусей».
6 Выразительное чтение стихотворения детьми.
Галерея творчества
IV Работа над произведениями.
Творческое задание.(разноуровневые задания)
1 группа Составление синквейна
Ключевое слово «Снежинка»
Творческое задание. 2 учащихся работают по карточкам, 2 учащихся выполняет рисунок в альбоме «Первый снег»
- Составить небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую», используя иллюстрации и словосочетания.
2 группа Попробуйте составить и записать четверостишье, используя данные рифмы.
…… …снежинка
….… пушинка
…... ….летала
….. …..упала-
3 группа Вставьте пропущенные слова
Зимним ……… пахнуло
На поля и на леса.
Ярким ……… зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью …… бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на ….. пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой ……. полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею ……. .
4 группа Восстанови правильную последовательность событий
На поля и на леса.
Зимним холодом пахнуло
Пред закатом небеса.
Ярким пурпуром зажглися
А с рассветом на село,
Ночью буря бушевала,
Первым снегом понесло.
На пруды, на сад пустынный
Белой скатертью полей
И сегодня над широкой
Вереницею гусей.
Мы простились с запоздалой
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения
V II РЕФЛЕКСИЯ
Я познакомился…
Мне понравилось….
Я затруднялся…
С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
Покажите снежинку голубого цвета, если вы всему научились, белого - если есть какие – то сомнения
Нарисуйте своё настроение