СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый снег. И.Бунин

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения 2 класс. На тему "Первый снег"

Просмотр содержимого документа
«Первый снег. И.Бунин»

Тема: Первый снег. Стихотворение И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Зимним холодом пахнуло…».

Задачи урока:

  1. Образовательные: 

Знакомство с творчеством автора; находить в тексте стихотворения известную и неизвестную информацию.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема).

  1. Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.  

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять  инструкции учителя, делать выводы.       

  1. Воспитательные: 

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения и к классической музыке.

 Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей.

   Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно   формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование критического мышления;

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.



Тип урока : урок открытия нового знания

Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, презентация, репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег»,  фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, карточки с заданиями.

Ход урока.

I Организационный момент

Психологический настрой на работу. Звучит музыка .

- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость.

Тихо сели за парты.

Начинаем урок литературного чтения!

II Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.

  1. Речевая разминка

МА – МА – МА - снежная зима

ДА – ДА – ДА - зимою холода  

ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи

МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме

  1. А) Упражнение на дыхание

  • Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка – лёгкая, пушистая, красивая…

  • Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки(3 раза)

Б) Чтение предложения с разной интонацией

(На доске записано одно и то же предложение, в каждом предложении слово выделено ярким цветом)

  • Наша задача, ребята, произнести чётко за мной предложение, делая ударение на выделенном слове

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

-Снежинка – это символ какого времени года? (зимы)

Зимой можно наблюдать самые различные чудеса. И сегодня мы будем говорить об одном замечательном чуде, которое можно увидеть каждый год с приходом зимы, но только один раз. Догадайтесь, о чём идёт речь? Правильно, говорить мы будем о первом снеге. А приблизиться к таинству первого снега нам помогут замечательный русский поэт: И.Бунин.

IV СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением И.А. Бунина. «Первый снег».(демонстрация портрета поэта)

  • Родился поэт в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома. В семье. Сочинять стихотворения стал очень рано, в 6 лет. А в 7 лет написал своё первое стихотворение. Большое внимание на его творчество оказали народные песни, сказания. Кроме того, что он писал стихотворения, он очень хорошо рассказывал стихотворения собственного сочинения



III Учебно-познавательная деятельность.

Галерея Зимы

Зима в картинах русских художниках

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона

На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.

(Дети рассматривают картину А. Пластова)

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картины? 

(учитель не называет название картин.)

Проблемный вопрос ???

-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?



Работа со словарём настроений.

Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.



радость                   восторг                      волнение

удивление              восхищение               беспокойство

испуг                       грусть                        интерес



Литературная галерея

- А с каким настроением воспринимал зиму Иван Алексеевич Бунин, мы сейчас узнаем.

4.Работа над произведениями.

  • Первичное восприятие.

Чтение стихотворения с. 190 (звучит музыка)

- Какую картину вы представили? 

Чтение, пометка непонятных слов.

- Какие непонятные для вас слова встретились?

Словарная работа ( соединить понятие- определение) ( работа в парах)

  • Холодом пахнуло – повеяло, подуло, почувствовался холод

  • Ярким пурпуром – красным цветом

  • Пред – перед

  • Буря бушевала - дул сильный ветер

  • Снегом понесло – пошёл первый снег

  • Вереницею – ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом

  • Закат – это исчезновение солнышка с поверхности Земли вечером

Работа над анализом стихотворения

Чтение по четверостишиям с разбором.

1) Как вы понимаете первые две строчки?

О каком ярком пурпуре идёт речь?

2) Что происходило ночью? Давайте представим эту картину?

И вот наступило утро. Как изменилось состояние природы?

3) О какой белой скатерти говорит автор?

Как вы понимаете выражение «запоздалая вереница гусей»?

Вот мы и прочитали стихотворение. Скажите, можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором радостное? Или наоборот автор грустит, ему немного жаль уходящего тепла?

Давайте выберем слова-настроения, которые наиболее точно передают чувства и настроение поэта:

А какие строки из произведения доказывают нам, что автор немного грустит? Зачитайте их.

( в конверте задание для каждой группы)

  • Прочитайте строки, в которых говорится о первом снеге.

  • Прочитайте строки, где говорится о закате

  • Прочитайте строки, в которых говорится о том, что последние птицы улетают в далёкие края

  • А какие птицы улетают последними?(гуси и утки)

  • А первыми?(стрижи, ласточки и трясогузки)

  • Кто не улетает на юг?(воробей ,голубь, сорока, снегирь, ворона)

  • Как мы должны помогать этим птицам зимой?(сыпать корм)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



5    Подготовка к выразительному чтению.

Расставим паузы в этом стихотворении.

 «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.

- «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.

- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»

- «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

- «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово   

  « село».

- «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

- «Вереницею гусей». – подчеркну слово «гусей».



6    Выразительное чтение стихотворения детьми. 

Галерея творчества

IV Работа над произведениями.

Творческое задание.(разноуровневые задания)

1 группа Составление синквейна

Ключевое слово «Снежинка»

Творческое задание. 2 учащихся работают по карточкам, 2 учащихся выполняет рисунок в альбоме «Первый снег»

- Составить небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую», используя иллюстрации и словосочетания.

2 группа Попробуйте составить и записать четверостишье, используя данные рифмы.

…… …снежинка

.… пушинка

... ….летала

.. …..упала-



3 группа Вставьте пропущенные слова

Зимним ……… пахнуло

На поля и на леса.

Ярким ……… зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью …… бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на ….. пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой ……. полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею ……. .





4 группа Восстанови правильную последовательность событий

На поля и на леса.

Зимним холодом пахнуло

Пред закатом небеса.

Ярким пурпуром зажглися



А с рассветом на село,

Ночью буря бушевала,

Первым снегом понесло.

На пруды, на сад пустынный



Белой скатертью полей

И сегодня над широкой

Вереницею гусей.

Мы простились с запоздалой



Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение стихотворения

V II РЕФЛЕКСИЯ

  • Я познакомился…

  • Мне понравилось….

  • Я затруднялся…

  • С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

  • Покажите снежинку голубого цвета, если вы всему научились, белого - если есть какие – то сомнения

Нарисуйте своё настроение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!