СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый закон ньютона

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть содержание первого закона Ньютона. Ввести понятие инерциальной

системы отсчёта.

 

ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

 

ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

 

  1. Как был открыт первый закон механики?
  2. Явление инерции и закон инерции.
  3. Первый закон Ньютона.
  4. Какое движение можно назвать движением по инерции?

Просмотр содержимого документа
«Первый закон ньютона»

УРОК 13 ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА


ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть содержание первого закона Ньютона. Ввести понятие инерциальной

системы отсчёта.


ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления нового материала.


ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:


  1. Как был открыт первый закон механики?

  2. Явление инерции и закон инерции.

  3. Первый закон Ньютона.

  4. Какое движение можно назвать движением по инерции?


1. Как был открыт первый закон механики?


Древнегреческий учёный Аристотель утверждал, чтобы тело двигалось, его необходимо всё время "двигать",причём, чем больше скорость тела, тем больше усилий надо для этого прикладывать. Это влияние одного тела на другое он называл силой. По Аристотелю сила - причина движения.

Галилей первым из учёных пришёл от наблюдений к опытам. Он заметил: что когда шар катится по наклонной плоскости вниз, его скорость увеличивается. А когда шар катится вверх, его скорость уменьшается. Галилей предположил: что если шар будет катиться по горизонтальной плоскости, его скорость должна оставаться постоянной. Но при движении по горизонтальной плоскости шар всё-таки останавливается.

Галилеей понял, что причина замедления движения - трение между шаром и плоскостью. Он сделал вывод: если бы плоскость была идеально ровной и строго горизонтальной, шар катился бы по ней вечно. Это значит, что способность к "сохранению движения" присуща самому телу, а воздействие других тел проявляется в том, что скорость данного тела изменяется!.

2. Явление инерции и закон инерции.


Способность тел сохранять свою скорость, если на них не действуют другие тела, называют явлением инерции. А закон, открытый Галилеем, называют законом инерции и формулируют так: если на тело не действуют другие тела, оно движется прямолинейно и равномерно или находится в состоянии покоя.

Физический смысл закона инерции состоит в том, что относительно друг друга свободные материальные точки движутся прямолинейно и равномерно.

Системы отсчёта, в которых выполняется закон инерции, называются инерциальными системами отсчёта.



3. Первый закон Ньютона.


Тело, на которое не влияют другие тела, может или покоиться, или двигаться прямолинейно и равномерно. В этом и состоит первый закон Ньютона - закон инерции.

Слово "инерция" обозначает явление, состоящее в том, что тело, на которое не влияют другие тела или влияние других тел компенсируется, не изменяет своей скорости.

Чтобы избежать неопределённости с выбором системы отсчёта и учесть важные случаи компенсации воздействий других тел на данное тело, первый закон Ньютона формулируется так:

  • Существуют такие системы отсчёта, называемые инерциальными, относительно которых материальные точки, на которые не действуют другие тела (либо действие других тел скомпенсировано), покоятся или движутся прямолинейно и равномерно.


4. Какое движение можно считать движением по инерции?


Явлением инерции называется способность тел сохранять свою скорость. Поэтому "движением по инерции" можно называть такое движение, которое определяется, в основном, начальной скоростью тела. Например, так можно назвать полёт всадника через голову споткнувшейся лошади. Всадник летит не прямолинейно и не равномерно, но его движение в значительной степени обусловлено сохранением той скорости, которая была у него перед тем, как лошадь споткнулась.


ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ В ХОДЕ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА


  1. Могут ли тела двигаться "сами по себе"?

  2. Почему способность тел сохранять движение так долго оставалось незамеченной?

  3. Что такое инерциальные системы отсчёта?

  4. Какое движение можно назвать "движением по инерции"?


ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА УРОКЕ


  1. Приведите примеры "сохранения скорости" в природе и технике.

  2. Почему пассажиров "толкает вперёд" при резком торможении транспорта?

  3. При повороте трамвая пассажира, сидящего лицом вперёд по ходу движения, "прижало" правым плечом к стенке вагона. В какую сторону повернул трамвай?


ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГ УРОКА.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 10, вопросы и задачи к нему.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!