Занятие 4
ТЕМА.
Понятие содержательной оценки.
Школьные принадлежности.
ЦЕЛИ:
- учить детей оценивать работу;
- обобщить знания о школьных принадлежностях;
- развивать речь, внимание, память, воображение;
- развивать мелкие движения руки;
- подвести итоги первой недели обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
у ч и т е л ь: тетрадь в клетку, в линейку, по рисованию, нотная;
у ч е н и к и: тетрадь, ручка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. (7 мин) Оценка работы.
На этом этапе урока учитель должен познакомить детей со своей
системой оценивания.
Фрагмент урока, описанный в пособии, предусматривает безотметочное
обучение.
Если учитель использует другие способы оценивания: оценку в виде рисунка, геометрических фигур, звездочек; пятибалльную систему оценок или др., то он соответственно изменяет данный фрагмент в части оценивания работы.
- Посмотрите на эти рисунки и скажите: какой из них вам больше нравится?
- ...
На доске заранее нарисованы два рисунка грузовика: один - со всеми необходимыми деталями, но нарисованными небрежно (кривые окна, недорисованные отдельные линии, исправления и т. д.), и второй, который нарисован очень тщательно и аккуратно, но с множеством неправильных деталей (отсутствие окна в кабине, треугольный кузов, колеса находятся сбоку и т. п.).
- Какой рисунок выполнен аккуратнее?
- …
- А какой - правильнее?
- …
- Итак, первый рисунок был правильный, по неаккуратный; а второй – аккуратный, по неправильный. И про один, и про другой рисунок нельзя сказать, что оп нарисован хорошо. Что нужно изменить в первом рисунке, чтобы так можно было сказать?
- …
- А во второй?
- …
- Я на доске, а вы в тетрадях постараемся нарисовать грузовик так,
чтобы он был и правильным, и аккуратным.
***
(Учитель рисует на доске грузовик, а два первоначальных варианта стирает или закрывает.)
- Нравятся ли вам ваши рисунки?
- …
2. (10 мин) Игра "Волшебные превращения".
- В одной волшебной стране злой колдун все заколдовал и превратил в камни. (Учитель на доске рисует несколько "камней" круглой и овальной формы).
- Их можно расколдовать, если дорисовать так, чтобы получился какой-либо законченный рисунок. Я сейчас расколдую этот камень - и Колобок опять побежит по дорожке! А этот камень раньше был ежиком! (Учитель на доске "превращает" камни в Колобка и ежика.)
- Я не могу одна расколдовать всех жителей волшебной страны. Нужна ваша помощь! Сможете ли вы превратить камни в рисунки?
- …
- А добраться в волшебную воображаемую страну можно на ваших грузовиках. Так как вы постарались их нарисовать правильно и аккуратно, мы сможем быстро доехать! (Учитель показывает несколько движений, имитирующих движение машины.)
- ...
- Приехали! А сейчас принимаемся за работу! Рисуйте в своих тетрадях камни и расколдовывайте их! (Учитель не оговаривает количество рисунков, но ограничивает время работы: 3 - 4 мин.)
***
- Вас благодарят все жители волшебной страны, которых вы расколдовали. А кто это - мы сейчас узнаем. По цепочке вы об этом сами скажете.
3. (4 мин) Игра "Повтори - отличись".
Правила игры:
Учитель показывает любые движения и дает команду. По команде "Повтори!" нужно повторить действия учителя, по команде "Отличись!" нужно показать совершенно другое движение.
После окончания игры учитель делает вывод:
- В школе приходится выполнять много различных заданий: одни нужно выполнять правильно по образцу - "повторять", а другие нужно будет выполнять как можно более непохоже на образец - "отличаться". Это относится к таким заданиям, как придумать, нарисовать, сочинить и т. п. Уверена, что вы все сможете научиться выполнять задания и правильно, и интересно (при этом, конечно, не забывая об аккуратности).
4. (6 мин) Беседа о школьных принадлежностях.
- Подходит к концу наша первая неделя учебы. За это время мы познакомились, научились выполнять школьные правила, узнали много стихов и научились играть в разные игры... Многие задания нам приходилось выполнять в тетради. И вашими помощниками были ручка и карандаши. А какие еще школьные принадлежности вы знаете?
- …
- А теперь я буду загадывать загадки про школьные принадлежности, но отгадку нужно будет не говорить, а показать. Найти ее вы сможете на парте или в портфеле:
Если ты его отточишь,
нарисуешь все, что хочешь:
солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш).
Стоит чудесная скамья,
на ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
из года в год,
из класса в класс. (Парта.)
До чего же, скучно, братцы,
на чужой спине кататься!
Дал мне кто бы пару ног,
чтобы сам я бегать мог! (Ранец.)
То я в клетку,
то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? - ... (тетрадь).
Если ей работу дашь
зря трудился карандаш. (Резинка. )
Жмутся в узеньком домишке
разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю -
где была пустота,
там, глядишь, - красота!(Цветные карандаши.)
По черному белым
пишут то и дело. (Доска.)
Грамоты не знаю,
а весь век пишу. (Ручка.)
5. (8 мин) Беседа о тетради. Подведение итогов обучения.
- В первую школьную неделю все задания вы выполняли в одной тетради. Давайте раскроем ее с самого начала и вспомним, что у нас было на уроках...
- …
- В дальнейшем у вас, как и у всех школьников, будет несколько тетрадей: в клеточку - для уроков математики, в линейку - для уроков письма, нотная тетрадь для уроков музыки, тетрадь для рисования... (Учитель показывает соответствующие тетради.)
Когда начнете
Новую тетрадь,
как снег, белеет
первая страница.
Тетрадь с волненьем
торопится узнать:
какая ей досталась
ученица?
Ты для неё –
беда или подарок?
Захочется ей плакать
или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
не часто ли придется ей
краснеть?
- Желаю вам и вашим новым тетрадям успехов!
- …
- А в этой тетради, которая сейчас у вас, мы работать закончили. Это ваша самая первая школьная тетрадь. Постараемся ее сохранить, чтобы, даже когда вы станете совсем взрослыми, вы могли ее открыть и вспомнить свои первые дни в школе...