Ars longa, vita brevis
«Мне никогда не приходило в голову сводить историю искусства к истории форм видения, но всё же я думаю, что необходимо попытаться уяснить общую форму созерцания известной эпохи, потому что без такого уяснения художественное произведение никогда не может быть оценено правильно».
Генрих Вёльфлин, искусствовед, Швейцария
Смысл понятия «культурно-историческая эпоха»
- Это продолжительный период времени, отличающийся характерными особенностями в развитии общества и его культуры.
- «…шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечёркивает Гомера».
Виктор Гюго
Первые художники Земли
МХК,
ч.1. модуль 1
«Древние цивилизации»
Марселино Саутуола
Периодизация основных этапов первобытной культуры
Каменный век
(40-4 тыс. лет до н.э.)
Палеолит
Мезолит
Неолит
(40-12 тыс. лет до н.э.)
(12-8 тыс. лет до н.э.)
(10-4 тыс. лет до н.э.)
В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди и олова), а затем и железо, намного превосходившее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у разных народов начинались в разное время. (3-1 тыс. лет до н.э)
Бронзовый век
Каменный век
Железный век
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н.э.)
Первым оружьем людей были руки,
ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки
и сучья…
Силы железа потом и меди
были открыты,
Но применение меди скорей,
чем железа узнали.
Лукреций, поэт и философ 1 в. До н.э.
Изобразительное искусство
- Первоначально оно носило синкретический характер, т.е. в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
- Главная причина синкретичности – религиозные верования и трудовая деятельность первобытного человека.
- Первые рисунки были выполнены самым примитивным способом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине.
- На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые макароны .
- Оттиски руки с широко расставленными пальцами и обведенные контуром.
- Для выполнения глубоких монументальных изображений на скалах художник пользовался крупными каменными резцами
- Позднее типичной стала более тонкая проработка контуров.
- Иногда встречается комбинированная техника наскальной живописи – роспись + гравюра. Т.е. некоторые выгравированные детали (грива, шерсть на брюхе животного) заштрихованы красками.
- Применялись минеральные красители жёлтого, красного, коричневого и белого цвета. Древесный уголь давал чёрный цвет
Лас Чименеас, Сантандер, Испания. Олень
Пещера Сантимамин, Бискайя, Испания
Пещера Пеш-Мерль. Франция.
Роспись плафона главного зала Альтамиры
Сюжеты живописи
Первобытная магия в наскальной живописи
Скульптура
палеолитические Венеры
Первоэлементы архитектуры. Менгиры
Карнакские менгиры
Менгир Северного Кавказа
Менгир Локмариякер
Первоэлементы архитектуры. Дольмены.
Геленджик. Дольмен МАЯ
Геленджик. Дольмен ХАН
Геленджик. Дольмен НЕЖНОСТЬ
Геленджик. Дольмен ТОР
Стоунхендж.
Кромлех - Стоунхендж
Кромлех
- В недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра.
- Самая ранняя форма театрального искусства – пантомима.
- В недрах пантомимы зародилась музыка , ведь понадобился ритм .
- Музыкальное творчество – подражание звукам живой природы.
Танец и Театр
- Ритмическое подражание движениям животных породило танец.
- Охотничьи маскировки и охотничьи пляски , а также тотемическая пляска предполагали выступление перед зрителями в костюме. Так зародилось театральное искусство.
Колдун из пещеры трех братьев
Спасибо за внимание!!!
Домашнее задание:
Подготовка к тесту