СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые художники Земли

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку МХК в 10 классе по учебнику Даниловой.

Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы, владельца угодий, на которых находится пещера, обнаруженная в 1868 г. местным охотником Модесто Кубилласом Пересом.

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Первые художники Земли»

Ars longa, vita brevis   «Мне никогда не приходило в голову сводить историю искусства к истории форм видения, но всё же я думаю, что необходимо попытаться уяснить общую форму созерцания известной эпохи, потому что без такого уяснения художественное произведение никогда не может быть оценено правильно».     Генрих Вёльфлин, искусствовед, Швейцария

Ars longa, vita brevis

«Мне никогда не приходило в голову сводить историю искусства к истории форм видения, но всё же я думаю, что необходимо попытаться уяснить общую форму созерцания известной эпохи, потому что без такого уяснения художественное произведение никогда не может быть оценено правильно».

Генрих Вёльфлин, искусствовед, Швейцария

Смысл понятия «культурно-историческая эпоха» Это продолжительный период времени, отличающийся характерными особенностями в развитии общества и его культуры.

Смысл понятия «культурно-историческая эпоха»

  • Это продолжительный период времени, отличающийся характерными особенностями в развитии общества и его культуры.
«…шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечёркивает Гомера».      Виктор Гюго
  • «…шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечёркивает Гомера».

Виктор Гюго

Первые художники  Земли МХК, ч.1. модуль 1 «Древние цивилизации»

Первые художники Земли

МХК,

ч.1. модуль 1

«Древние цивилизации»

Марселино Саутуола

Марселино Саутуола

Периодизация основных этапов первобытной культуры Каменный век (40-4 тыс. лет до н.э.) Палеолит Мезолит Неолит (40-12 тыс. лет до н.э.) (12-8 тыс. лет до н.э.) (10-4 тыс. лет до н.э.)

Периодизация основных этапов первобытной культуры

Каменный век

(40-4 тыс. лет до н.э.)

Палеолит

Мезолит

Неолит

(40-12 тыс. лет до н.э.)

(12-8 тыс. лет до н.э.)

(10-4 тыс. лет до н.э.)

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди и олова), а затем и железо, намного превосходившее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у разных народов начинались в разное время. (3-1 тыс. лет до н.э)

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди и олова), а затем и железо, намного превосходившее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у разных народов начинались в разное время. (3-1 тыс. лет до н.э)

Бронзовый век Каменный век Железный век Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н.э.)

Бронзовый век

Каменный век

Железный век

Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н.э.)

Первым оружьем людей были руки,        ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки        и сучья… Силы железа потом и меди        были открыты, Но применение меди скорей,       чем железа узнали.    Лукреций, поэт и философ 1 в. До н.э.

Первым оружьем людей были руки,

ногти и зубы,

Камни, а также лесных деревьев обломки

и сучья…

Силы железа потом и меди

были открыты,

Но применение меди скорей,

чем железа узнали.

Лукреций, поэт и философ 1 в. До н.э.

Изобразительное искусство Первоначально оно носило синкретический  характер, т.е. в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главная причина синкретичности – религиозные верования и трудовая деятельность первобытного человека.

Изобразительное искусство

  • Первоначально оно носило синкретический характер, т.е. в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
  • Главная причина синкретичности – религиозные верования и трудовая деятельность первобытного человека.
Первые рисунки были выполнены самым примитивным способом – пальцами, ветками или костями  по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые макароны . Оттиски руки с широко расставленными пальцами и обведенные контуром. Для выполнения глубоких монументальных изображений на скалах художник пользовался крупными каменными резцами
  • Первые рисунки были выполнены самым примитивным способом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине.
  • На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые макароны .
  • Оттиски руки с широко расставленными пальцами и обведенные контуром.
  • Для выполнения глубоких монументальных изображений на скалах художник пользовался крупными каменными резцами
Позднее типичной стала более тонкая проработка контуров. Иногда встречается комбинированная техника наскальной живописи – роспись + гравюра. Т.е. некоторые выгравированные детали (грива, шерсть на брюхе животного) заштрихованы красками. Применялись минеральные красители жёлтого, красного, коричневого и белого цвета. Древесный уголь давал чёрный цвет
  • Позднее типичной стала более тонкая проработка контуров.
  • Иногда встречается комбинированная техника наскальной живописи – роспись + гравюра. Т.е. некоторые выгравированные детали (грива, шерсть на брюхе животного) заштрихованы красками.
  • Применялись минеральные красители жёлтого, красного, коричневого и белого цвета. Древесный уголь давал чёрный цвет
Лас Чименеас, Сантандер, Испания. Олень

Лас Чименеас, Сантандер, Испания. Олень

Пещера Сантимамин, Бискайя, Испания

Пещера Сантимамин, Бискайя, Испания

Пещера Пеш-Мерль. Франция.

Пещера Пеш-Мерль. Франция.

Роспись плафона главного зала Альтамиры

Роспись плафона главного зала Альтамиры

Сюжеты живописи

Сюжеты живописи

Первобытная магия в наскальной живописи

Первобытная магия в наскальной живописи

Скульптура   палеолитические Венеры

Скульптура

палеолитические Венеры

Первоэлементы архитектуры. Менгиры

Первоэлементы архитектуры. Менгиры

Карнакские менгиры

Карнакские менгиры

Менгир Северного Кавказа

Менгир Северного Кавказа

Менгир Локмариякер

Менгир Локмариякер

Первоэлементы архитектуры.  Дольмены.

Первоэлементы архитектуры. Дольмены.

Геленджик. Дольмен МАЯ

Геленджик. Дольмен МАЯ

Геленджик. Дольмен ХАН

Геленджик. Дольмен ХАН

Геленджик. Дольмен НЕЖНОСТЬ

Геленджик. Дольмен НЕЖНОСТЬ

Геленджик. Дольмен ТОР

Геленджик. Дольмен ТОР

Стоунхендж.

Стоунхендж.

Кромлех - Стоунхендж

Кромлех - Стоунхендж

Кромлех

Кромлех

В недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Самая ранняя форма театрального искусства – пантомима. В недрах пантомимы зародилась музыка , ведь понадобился ритм . Музыкальное творчество – подражание звукам живой природы.
  • В недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра.
  • Самая ранняя форма театрального искусства – пантомима.
  • В недрах пантомимы зародилась музыка , ведь понадобился ритм .
  • Музыкальное творчество – подражание звукам живой природы.
Танец и Театр Ритмическое подражание движениям животных породило танец. Охотничьи маскировки и охотничьи пляски , а также тотемическая пляска  предполагали выступление перед зрителями в костюме. Так зародилось театральное искусство.

Танец и Театр

  • Ритмическое подражание движениям животных породило танец.
  • Охотничьи маскировки и охотничьи пляски , а также тотемическая пляска предполагали выступление перед зрителями в костюме. Так зародилось театральное искусство.
Колдун из пещеры трех братьев

Колдун из пещеры трех братьев

Спасибо за внимание!!! Домашнее задание: Подготовка к тесту

Спасибо за внимание!!!

Домашнее задание:

Подготовка к тесту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!