- Меня зовут Екатерина Ивановна, я сегодня у вас проведу урок музыки. - Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. - Сегодня на уроке мы будем с вами слушателями. В классе прозвучит новое музыкальное произведение норвежского композитора Э. Грига. Будем исполнителями и композиторами. В вашем исполнении прозвучит выученная песня, разучим новую песню. -Посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? Что нужно сделать? Работать будет по группам. Если правильно разгадаете ребус, то получится зашифрованное слово. (работа по рядам, на раздаточном материале) - Что такое музыка? По-разному объясняют это понятие. Есть такое мнение, что это великая тайна природы. Создание музыки Древние Греки считали делом божественным. Создателя произведения искусства называли творцом. - Откуда появилась музыка? - Существуют разные легенды рождения музыки. В одной из них говориться, что она родилась из пения птиц, криков животных, шума листвы, журчанья воды. -- Музыка – это чувства композитора, его мысли, наблюдения, впечатления. Музыка – это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Музыка – это язык звуков. -Послушайте, как красиво об этом говорят поэты в стихах. Ветер чуть слышно поет Липа вздыхает у сада Чуткая музыка всюду живет В шелесте трав В шуме дубрав Только прислушаться надо. В. Семернин Майский ветер дует Капельки дождя Словно бы танцуют Польку для меня. В. Лютов, школьник 15 лет Говорят, что к нам сегодня Прибыл ветер музыкант Все, кто слышал, утверждают Что он подлинный талант. М. Пляцковский - А теперь мы с вами будем композиторами. Какую музыку можно придумать для стихотворения? - Кто сможет придумать и спеть? - Молодцы ребята, вы очень замечательные композиторы. У кого-то получилось лучше, у кого то не очень, но я думаю, в следующий раз у вас все получиться. - Как вы думаете чему будет посвящен урок? (Музыка природы) - Ребята, посмотрите внимательно на слайд и приготовьтесь ответить о каком времени суток будем говорить? Почему? -А что такое утро? - Какое настроение передают картины? - А может ли композитор музыкальными звуками, можно еще сказать музыкальными красками изобразить утро? - Если бы вы были композиторами, какие средства музыкальной выразительности вы использовали бы, что бы сочинить музыку «утра»? Лад(минорный, мажорный), мелодия(какая по характеру мелодия), динамика(с какой громкостью), в каком темпе(быстрый или медленный), какие музыкальные инструменты вы бы выбрали? -Давайте сравним наши предположения с музыкой настоящего норвежского композитора Э.Грига. - Я вам расскажу о жизни и творчестве этого композитора. А вы мне потом покажите, что больше всего заинтересовало вас в биографии. Грига считают основоположником норвежской классической музыки. В своих произведениях он отражал картины народной жизни. В его музыке переданы пейзажи и ароматы норвежской природы. Искренние, глубокие и тонкие переживания. Он прославился не только как композитор, но и пианист, дирижер. Его отец британский консул в Бергене. В 6 лет он начал заниматься музыкой. Его первой учительницей была мама. В 15 лет он поступил в Ляйпцигскую консерваторию. Много путешествует, выступает с концертами. Основал норвежскую музыкальную академию. Был организатором первого музыкального фестиваля. Ему было присвоено звание почетного доктора музыки. Смерть Грига 4 сентября 1907 года. Оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора. Он оставил богатое творческое наследие, куда вошли произведения разных жанров: инструментальная музыка, фортепианные произведения, вокальные сочинения, сюита. - Григ любил изображать в своих произведениях картины природы. Его внимание не раз привлекали нежные краски утренней зари, картины пробуждения природы. Произведение которое мы послушаем, называется «Утро». Музыка передает не только краски рассвета, но и душевное состояние, которое возникает при виде восходящего солнца. -Что вам показалось наиболее интересным в биографии Э.Грига. - Мы сейчас будем слушателями. А кто такие слушатели? Что любит музыка? Давайте послушаем тишину. -Послушайте внимательно задание вам дома предстоит нарисовать картину к произведению, которое мы сейчас будем слушать. -Когда мы прослушаем музыку, вы должны ответить на вопросы. - Что представили слушая музыку? -Что вы почувствовали? - Какие музыкальные инструменты звучали? - Давайте послушаем музыку «Утро» Эдварда Грига. Прослушивание музыки. - Что представили слушая музыку? -Что вы почувствовали? - Какие музыкальные инструменты звучали? - Изменялась музыка или нет? -Кому понравилась эта музыка? -А кто запомнил автора? - А теперь поработаем в группах по рядам. Подберите слова которые подходят к музыке, которую мы сейчас прослушали. Из этих слов соберите лучики к солнцу. Если правильно соберете то солнышко заулыбается. - Мягкая, нежная, спокойная, плавная, напевная, ласковая, мечтательная, задушевная. - На солнышко налета туча. А тучу можно прогнать только одним способом. Нужно правильно указать к какому виду музыки относится музыка Э.Грига.? Танцевальная, маршевая, песенная. - Произведение, которое мы слушали можно отнести к инструментальной или вокальной музыке? Почему? - Как вы считаете может ли вокальная музыка быть песенной? -Поможет вам ответить на этот вопрос наше новое произведение «Соловушка прощается» - Итак, Эдвард Григ в своих произведениях изображал картины природы. Это мы с вами пронаблюдали слушая его произведение « Утро». -А дома вы попробуйте нарисовать «Утро» передайте в рисунке чувства и настроение которое возникло у вас во время прослушивания произведения. - Мы с вами были композиторами, были слушателями, а скоро мы с вами будем певцами, но для начала нужно внимательно послушать песню «Скворушка прощается». - О чем песня? Какое настроение у вас вызвала песня «Скворушка прощается»? -А к нашей песне подходит наше солнышко? Можно ли сказать, что в этой песне присутствуют черты песенной музыки? Скворушка прощается Слова М. Ивенсен Музыка Т. Попатенко 1. Осень-непогодушка, Тополь пожелтел. Вдруг на ветке скворушка Песенку запел. Припев: Ветка чуть качается, Дождик не кончается, С нами старый скворушка До весны прощается. 2. В путь-дорогу дальнюю Скворушке лететь. Песенку прощальную Как ему не спеть? Припев. 3. Где ты солнце вешнее, Ясный небосвод? Над пустой скворечнею Скворушка поёт. Припев. А закончим мы наш урок такими словами: Я узнал… Я учился… Я с интересом… Мне понравилось… - Спасибо, ребята, за урок, мне понравилось с вами работать. |