СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Песня про купца Калашникова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку литературы в 7 классе. М.Ю. Лермонтов

Просмотр содержимого документа
«"Песня про купца Калашникова"»

« Песня про … купца Калашникова» Урок литературы в 7 классе Презентация Соболевой Т.С.

« Песня про … купца Калашникова»

Урок литературы в 7 классе

Презентация Соболевой Т.С.

1914-1941

1914-1941

*** Около половины большой статьи на сборник стихотворений Лермонтова Белинский посвятил «Песне про царя Ивана Васильевича» и показал, что здесь Лермонтов «от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушав биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства и, как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности со всеми их оттенками, как будто и не знавал о других, — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

***

  • Около половины большой статьи на сборник стихотворений Лермонтова Белинский посвятил «Песне про царя Ивана Васильевича» и показал, что здесь Лермонтов «от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушав биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства и, как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности со всеми их оттенками, как будто и не знавал о других, — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
В.М.Васнецов «Иван Грозный»  1883-1884

В.М.Васнецов «Иван Грозный» 1883-1884

Илья Репин

Илья Репин " Иван Грозный и сын его Иван 15 ноября 1581 года"

Иван Грозный Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского” писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”.

Иван Грозный

  • Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского” писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”.
*** Создание образа Ивана Грозного Белинский считал одним из значительных достижений Лермонтова. «После Бориса Годунова больше всех посчастливилось Иоанну Грозному: в поэме Лермонтова колоссальный образ его является изваянным из меди и мрамора».

***

  • Создание образа Ивана Грозного Белинский считал одним из значительных достижений Лермонтова. «После Бориса Годунова больше всех посчастливилось Иоанну Грозному: в поэме Лермонтова колоссальный образ его является изваянным из меди и мрамора».

Образ Кирибеевича

  • Более цельным выступает характер Кирибеевича. Он безумно влюблен, смело и вероломно идет на сближение с предметом своей страсти, не считаясь ни с моралью, ни с честью Алены Дмитриевны. «Какая сильная, могучая натура! — говорит о нем Белинский.— Ее страсть — лава, ее горесть тяжела и трудна; это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови и смерти ищет своего утоления». Портрет Кирибеевича нарисован отдельными резкими и крупными мазками. Он удал, смел, царю предан, покорен. Картинно, горделиво и молодцевато стоит он на месте боя, ожидая противника, подшучивает над ним. Но, услышав слова Калашникова и узнав его, «побледнел в лице, как осенний снег». Так подействовала на него правда Калашникова, его моральное превосходство, а более всего его решимость вести страшный, последний бой насмерть. Несмотря на это Кирибеевич первым ударил Калашникова, да так сильно, что крест на его груди вогнулся и вдавился в тело. Хотя «любовь Кирибеевича,— по словам Белинского, — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей», он был побежден еще до начала боя, и побежден нравственно.
Иллюстрации

Иллюстрации

Образ Калашникова Еще более могуч и целен характер Степана Парамоновича. Позор, нанесенный его семье и всему роду Калашниковых, не стерпеть его душе. Калашников идет на смертный бой за правду. Он твердо хранит устои, ведет себя высоконравственно, с честью выполняет свои обязанности. Честь для него превыше всего. Степан Парамонович не помышляет о примирении с насильником, не способен жить обесчещенным. Это кристально чистый, не знающий сомнений русский человек, идущий на гибель осознанно, как на святое, неотвратимое дело.   Не случайно вместо причитания и слез поэма завершается реквиемом — гимном в его честь. Ни один человек не может пройти равнодушно мимо его могилы. Вся «Песня» — это гимн честному, могучему душою и телом, не знающему сомнений русскому богатырю. Поэт как будто хочет сказать устами человека XVI века: «Да, были люди в паше время...»

Образ Калашникова

  • Еще более могуч и целен характер Степана Парамоновича. Позор, нанесенный его семье и всему роду Калашниковых, не стерпеть его душе. Калашников идет на смертный бой за правду. Он твердо хранит устои, ведет себя высоконравственно, с честью выполняет свои обязанности. Честь для него превыше всего. Степан Парамонович не помышляет о примирении с насильником, не способен жить обесчещенным. Это кристально чистый, не знающий сомнений русский человек, идущий на гибель осознанно, как на святое, неотвратимое дело. Не случайно вместо причитания и слез поэма завершается реквиемом — гимном в его честь. Ни один человек не может пройти равнодушно мимо его могилы. Вся «Песня» — это гимн честному, могучему душою и телом, не знающему сомнений русскому богатырю. Поэт как будто хочет сказать устами человека XVI века: «Да, были люди в паше время...»
Алена Дмитриевна Под стать Степану Парамоновичу его жена Алена Дмитриевна. О ее красоте мы уже узнали из слов Кирибеевича, о красоте же душевной свидетельствует ее поведение в ответ на домогательства Кирибеевича. «Государь ты мой, красно солнышко», — обращается она к мужу. Не боится она смерти лютой, а боится немилости законного супруга своего и просит защитить ее.

Алена Дмитриевна

  • Под стать Степану Парамоновичу его жена Алена Дмитриевна. О ее красоте мы уже узнали из слов Кирибеевича, о красоте же душевной свидетельствует ее поведение в ответ на домогательства Кирибеевича. «Государь ты мой, красно солнышко», — обращается она к мужу. Не боится она смерти лютой, а боится немилости законного супруга своего и просит защитить ее.
Иллюстрации

Иллюстрации

*** ...Я убил его вольной волею, А за что, про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому.

***

  • ...Я убил его вольной волею,
  • А за что, про что — не скажу тебе,
  • Скажу только Богу единому.
*** Поклонитесь от меня Алене Дмитревне Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать...

***

  • Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
  • Закажите ей меньше печалиться,
  • Про меня моим детушкам не сказывать...

***

  • Наивысшую оценку со стороны Белинского поэма заслужила за ее художественность и народность: это «создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько народное». «Поэт вошел в царство народности, как полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество». Главное очарование поэмы, которым неосознанно пленяются и самые младшие читатели, в ее историческом колорите, в народном духе и строе, в поэтичности. Не увлекаясь обилием исторических реалий, поэт подчеркивает главные приметы времени. Мы видим палаты князя Ромодановского, как бы сами присутствуем в них, наблюдаем чинный обряд, когда подносится чарка меду пенного. Так же мы присутствуем и при других событиях. Эффект присутствия читателя достигается не большим количеством характерных деталей, а атмосферой и духом. Во всем чувствуется взгляд народа, его вкусы и нравственные идеалы — будь то боярыня белолицая, обряды, костюмы, утварь того времени, будь то колоритный, пронизанный народным духом язык, плавный белый стих, характерный для русских былин и большинства истинно народных песен. Стихи поэмы Белинский назвал перлами народной поэзии, которыми наиболее полно и верно можно выразить дух и суть русской жизни XVI века.
Спасибо за внимание! ***

Спасибо за внимание!

  • ***


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!