СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Петр Первый: «отец Отечества» или просто отец…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование на тему «Петр Первый: «отец Отечества» или просто отец…». Работа написана в рамках конкурса "Расскажу я Вам про папу.."

Просмотр содержимого документа
««Петр Первый: «отец Отечества» или просто отец…»»



Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца

«Расскажу я Вам про папу!»





Номинация историческая

Вид работы - исследование







Тема «Петр Первый: «отец Отечества» или просто отец…»







Выполнила Арцимовская Вероника

Ученица 7 « Б» класса

МБОУСОШ №6 г. Костромы

Научный руководитель:

Шукаева Оксана Николаевна









2015 г.

Петр Первый – великий император русского государства, совершил ряд важнейших преобразований, прорубил окно в Европу, выиграл Северную войну, вернул России выход к Балтийскому морю, возвел Россию в статус империи и т.д. Перечень его заслуг перед государством велик и все мы знаем его, как преобразователя, реформатора. Но эта лишь только одна сторона его жизни.

Мы решили изучить и узнать жизнь великого реформатора с другой стороны, как отца. Как он справлялся с этой ролью? Какие взаимоотношения у него складывались со своими детьми?

Для этого мы подобрали и изучили литературу по данной теме.

«Отец Отечества» – этот титул Государю Петру Алексеевичу был дан русским народом вместе с титулами «Император» и «Великий» во время празднования Ништадтского мира в октябре 1721 года по окончании Северной войны. С тех пор считается, что Россия стала империей.

В петровское время царский титул «Отец Отечества» по внутреннему смыслу был неразрывно связан с долгом монарха. Петр первый так рассуждал об этом «….в Государстве Моем укрощать диких и упорных подданных… Я  Приставник над вами от Бога, и Моя должность, чтобы недостойному не дать, а у достойного не отнять. Буде добр будешь, но не столько Мне, сколько себе и отечеству добра сделаешь; а буде худ, то Я истец буду: ибо Бог того от Меня за всех вас востребует, чтобы злому и глупому не дать места вред делать. Служи верою и правдою, то в начале Бог, а при Нем и Я тебя не оставим, и тогда ты будешь иметь во Мне Отца».  Служение «Отца Отечества» у Петра Великого неразрывно было связано с самопожертвованием. Так, в обращение к воинам перед Полтавской битвой он сказал: «А о Петре ведайте, что Ему жизнь Его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего». Самым ярким и убедительным примером его отцовской любви к своим подданным стало спасение в Лахтинском заливе утопающих в ледяной воде матросов, что, скорее всего, и стало основной причиной его раннего ухода из жизни. Особое внимание Петра было приковано к духовному просвещению и образованию своего народа, к разнообразным знаниям, к усвоению технических и военных новшеств – ко всему тому, что «силой человеческого разума преобразует внешнюю сторону жизни общества, служит процветанию Отечества. Ибо на что ни обратим взор свой, все Ему одолжено началом, все плод Его благоразумия и просвещения. Он ввел в Отечество наше художество и науки».  Говорить о роли русского царя и российского императора Петра Первого как отца очень сложно, потому что он был не просто родителем, который обязан был заботиться о воспитании своих детей, как любой другой отец. На долю Петра выпала эпоха величайших преобразований в России, которой он отдался полностью, вплоть до потери своего здоровья. В течение большей половины жизни у Петра сложилась не очень удачная семейная жизнь. Царица – мать Петра – Наталья Кирилловна Нарышкина женила его в 1689 году, когда ему еще не было и 17 лет, на Евдокии Федоровне Лопухиной – дочери окольничего Лопухина. Целью женитьбы было остепенить сына, отвлечь его от «потешных» дел, вроде обучения «потешных» солдат и строительства «потешных» кораблей. Русская пословица «женился - переменился» не отразилась на Петре. Он по-прежнему рвался из дома: и от матери, и от молодой жены. В апреле 1689 года он уже был на Переяславском озере, где шло строительство кораблей.

19 февраля 1690 года родился сын Петра и Евдокии Лопухиной царевич Алексей. Однако, преобразовательное движение, начавшееся в России в конце 17 века и продолжавшееся всю первую четверть 18 века, к которому тянулась незнающая покоя натура Петра, повредила его семейные отношения. Жена пришлась не по мужу, и царица Евдокия Федоровна очутилась в монастыре под именем старицы Елены.

Из скудных сведений, сохранившихся о детских годах царевича Алексея, можно сделать вывод, что отец не слишком обременял себя заботами о воспитании сына. Отчасти это объяснялось тем, что царь находился в непрерывных разъездах, весь поглощенный борьбой сначала с южным, а затем с северным соседом. Имело значение и то, что сына родила нелюбимая жена. Первые годы жизни царевич проводил на половине матери, находясь под полным духовным влиянием этой ограниченной женщины и ее окружения, состоявшего из монахов, попов, карлиц и карликов, кликуш. Двор царицы жил иными интересами, в ином ритме, он довольствовался слухами, уязвлявшими самолюбие супруги. Осуждали там и поступки Петра, не укладывавшиеся в рамки традиционных представлений о царском поведении во дворце и за его пределами. Сын не мог получить сильной привязанности к отцу.

Но, несмотря на эти обстоятельства Петра, как отца тревожило будущее своего сына. В перерывах между великими сражениями и реформами, Петр Первый старался уделить внимание воспитанию, обучению сына. С шести лет царевича стали обучать грамоте.  После заточения Евдокии в монастырь десятилетнего Алексея Петр намеревался отправить для продолжения образования в Дрезден. Но этому неслыханному для того времени плану суждено было осуществиться лишь много лет спустя. Карл XII, нанеся поражение Дании и одержав победу под Нарвой, двинул свои войска в Польшу и мог в любой момент овладеть столицей Саксонии. Царевич остался в России, но главным наставником в нарушение обычаев к нему был приставлен иностранец. Барон Генрих Гюйссен, или, как его называли по-русски, Гизен, перед приездом в Россию успел побывать на службе у французского и датского королей, а также курфюрста саксонского. Этот наемник с университетским дипломом прибыл в Россию в 1702 году, а в следующем царь предложил ему должность главного воспитателя. Наказ, составленный Гюйссеном и утвержденный Петром, предусматривал обширную программу воспитания и обучения. Однако эта программа не была осуществлена. Уже с 1705 года Гюйссен выполнял дипломатические поручения, связанные с продолжительными выездами за границу. Эти месяцы и даже годы царевич проводил в Преображенском в совершенном безделье.
Знания царевича были весьма скромными. Он довольно свободно владел немецким, отчасти французским. Что касается успехов в прочих науках, то он одолевал четыре действия арифметики лишь в 18-летнем возрасте, а еще позже начал знакомиться с основами фортификации. Способностей царевича вполне доставало, чтобы усвоить премудрости изучаемых наук. Сам он говорил о себе: "природным умом я не дурак, только труда никакого понести не могу". Отец его в одном из писем тоже писал: "бог разума тебя не лишил". Но разум Алексея был на редкость пассивным и ленивым. "Со младенчества моего несколько лет жил с мамою и с девками, где ничему иному не обучился, кроме избных забав". Обучение, писал царевич, "мне было зело противно и чинил то с великою леностию, только б, чтобы время в том проходило, а охоты к тому не имел".

Первое приобщение царевича к делу состоялось в 1704 году, когда он находился в составе русских войск, осаждавших Нарву, а затем участвовал в торжествах, устроенных в Москве по случаю овладения этой крепостью. Через три года 17-летний царевич был послан в Смоленск для заготовки провианта и фуража. Осенью того же 1707 года круг обязанностей наследника расширился. Сначала ему было поручено укрепить Москву на случай подхода к столице войск Карла XII: отремонтировать брустверы, насыпать валы, укомплектовать артиллерийский парк, пополнить московский гарнизон личным составом. После того как угроза похода шведских войск на Москву исчезла, царевич по поручению отца занимался укомплектованием пяти новых полков, экипировкой и обучением рекрутов, а также участвовал в организации подавления Булавинского восстания.
Между отцом и сыном могла установиться атмосфера взаимного уважения и солидарности на почве участия обоих в общем деле: одного в роли главного действующего лица, другого в роли его активного помощника. Могла установиться, но не установилась, причем не по вине Петра. Отец наставлял своего сына: «…Ты должен любить все, что служит к благу и чести отечества…и не щадить трудов для общего блага. Если советы мои разнесет ветер, и ты не захочешь делать то, что я желаю, то я не признаю тебя своим сыном. Я буду молить Бога, чтоб он наказал тебя и в этой, и в будущей жизни».

В письмах 1708 года уже сквозило недовольство нерасторопными действиями сына, приходилось напоминать ему о срочности выполнения поручений. Но вскоре представился случай убедиться в том, что сын проявлял к поручению полное равнодушие и был озабочен не столько его выполнением, сколько пьянством в кругу друзей. Он прислал в Преображенский полк, командиром которого являлся Петр, малопригодных рекрутов, чем вызвал гнев царя. Петр, как истинный отец, проявлял снисхождение к ошибкам сына, но никогда не прощал малодушия и промахов, порожденных отсутствием прилежания. "Я зело недоволен, - прочел сын в письме отца, - присылкою в наш полк рекрутов, которые и в другие полки не все годятся, из чего вижу, что ты ныне больше за бездельем ходишь, нежели дела по сей так нужный час смотришь".

В 1709 году Петр послал царевич в Дрезден учиться геометрии и фортификации. По возвращении из-за границы, в 1714 году, царевич должен был держать экзамен. Из трусости, чтобы избавиться от экзамена, Алексей выстрели себе в ладонь и опалил руку. Это избавило его от письменной работы. 

Начавшиеся с раннего детства отчуждение между отцом и сыном, постоянное отсутствие отца, его внимания приводило к непониманию между ними. Перед Петром постоянно стоял выбор: отец Отечества или просто отец. Преуспеть во всем не получилось, хотя бесчисленные попытки Петра доказывают его желание, стремление вырастить и воспитать из сына будущего преемника, правителя.

Эти обстоятельства и множество других причин привели царевича Алексея к предательству не только дела отца, но и всей России. Узнав о предательстве, Петр признал своего сына достойным смерти, хотя это решение далось ему очень тяжело. Царевич Алексей , не выдержав тягот тюремной жизни, «преставился». Признать на всю страну, что так и не сложились доброжелательные и доверительные отношения отца и сына, не получилось воспитать достойного преемника. Это трагедия не только самого царевича Алексея, но и трагедия для Петра, как отца.

С возрастом у Петра появилась потребность к семейной жизни. В 1712 году он женится во второй раз на Марте Скавронской – дочери лифляндского обывателя, которая была взята в плен в ходе Северной войны под городом Мариенбургом. Жене Петр дает русское имя Екатерина Алексеевна, в браке с которой у него родилось девять детей: трое сыновей и шесть дочерей. Но в живых остались только две дочери - Анна и Елизавета. В 18 веке детская смертность была очень высокой, даже в семьях бояр и царей.

Особенно горевал Петр по младшим сыновьям, которые дожили до четырех лет. Он надеялся, что который-то из них станет наследником, его преемником. Но и этому не суждено было сбыться.

К дочерям отец питал отцовские чувства, страстно любит своих детей от Екатерины. Здесь все было проще, по-настоящему, по-семейному, потому что детьми руководила мать – любимая женщина и дорогая, верная подруга.

В литературе можно найти сведения, что Петр будто бы хотел оставить трон дочери Анне, очень умной и талантливой девушке. Отец очень часто обращался к дочери: «Давай же займемся делами! – на равных, предлагал он. И советовался с ней по важным вопросам. 
- В Европе, если мать не имеет средств кормить дитя, она может отдать его в дом, где его вырастят за счет государственной казны! – как-то сказала Анна.
Петр задумался. И выпустил указ о первых «домах призрения»». 

Елизавета Петровна родилась в подмосковном селе Коломенском 18 (29) декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву после победы в битве под Полтавой. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую викторию, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. "Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", - сказал он. Петр нашел новорожденного младенца здоровым и на радостях устроил пир в честь дочери, а не военной победы, - известие о рождении дочери было для него важней.

Царевны с детства овладели французским, шведским, итальянским и немецким языками. В архивах Петра I хранятся несколько поздравительных писем Анны к отцу, написанных по-немецки.

Конечно, Петра, как отца, заботила судьба дочерей. Но он был главой государства, и, как и в первый раз для «Отца Отечества» долг перед государством был превыше всего. Для дочерей необходимо было найти избранников из европейских государств, для укрепления международного положения страны. С желанием дочерей отец не считался. Старшая дочь Анна была помолвлена с гольштейнским герцогом Карлом-Фридрихом.

На долю Петра выпало немало испытаний, и как показывает история быть одновременно «отцом Отечества» и просто отцом нелегко. Сложно сочетать в себе одновременно отца и правителя, но как нам кажется, Петр Великий справился и с этим.

Царевич Алексей незадолго до смерти вспоминал: "А когда уже было мне приказано в Москве государственное правление в отсутствие отца моего, тогда я, получа свою волю (хотя я и знал, что мне отец мой то правление вручил, приводя меня по себе к наследству), и в большие забавы с попами и чернцами и с другими людьми впал". Признал свои ошибки сын, но приговор был вынесен.

В последние годы жизни у Петра случались приступы ярости, которые повторялись все чаще. «…Петр ворвался в комнату, где Анна пыталась учить урок, хотя все мысли ее были о заспиртованной голове. В руках у царя был любимый перочинный ножик, с которым он никогда не расставался. Нечленораздельно ругаясь, почти рыча, Петр метнул лезвие в сторону дочери… Анна с визгом спряталась под столом. Отец вытащил воткнувшийся в стену нож и ушел, хлопнув дверью. Массивное дерево пошло трещинами…»
Анна прощала все любимому отцу.
























Приложения.



Рисунок 1. Царь Петр I принимает титул отца Отечества, Всероссийского императора и Великого. 1721 год


























Рисунок 2. Въезд Петра I в Москву после Полтавской битвы.



























Список, использованной литературы:


  1. Великие государственные деятели России. – М., 1996.

  2. Морозва Л.Е., Демкин А.В. История в лицах.- М., 2001.

  3. Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век XVIII.

  4. Интернет-ресурсы: http://zargradet.ru/?page_id=4945

  5. Интернет-ресурсы: http://storyo.ru/empire/34.htm

  6. Интернет-ресурсы: http://www.protown.ru/information/hide/7110.html

  7. Интернет-ресурсы: http://www.proza.ru/2011/08/04/418

  8. Интернет-ресурсы: http://www.liveinternet.ru/users/newlander6769/post319372397/














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!