Пиктограммы как средство альтернативной и дополнительной коммуникации
в работе с обучающимися
с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
Подготовила учитель-логопед
МБОУ «Школа-интернат № 9» г.Сарова
Егорова Е.Ю.
Счастье — это когда тебя понимают!
Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Она включает в себя обмен информацией и является составной частью практически всех видов деятельности. Основной целью обмена информацией является обеспечение взаимопонимания участвующих в нем людей. Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия.
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Ментальные нарушения у детей – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. К ним относятся нарушения психического и умственного развития: шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, эпилепсия, умственная отсталость, дефекты речи, генетические заболевания, органические поражения ЦНС, клиническая депрессия, органические расстройства; аффективные расстройства; расстройства психологического развития; расстройства аутистического спектра.
Специфические особенности обучающихся с ментальными нарушениями:
• отставание сроков и темпе развития;
• инертность, пассивность во всех сферах жизнедеятельности;
• существенное недоразвитие моторных и речевых функций;
• несформированность когнитивной деятельности;
• примитивность интересов, потребностей, мотивов;
• снижение познавательного интереса;
• нарушение эмоционально-волевой сферы.
Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких
форм.
Пиктограммы как средство
альтернативной и дополнительной коммуникации
Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы - это простые рисунки и символы, которые понятны и взрослым , и детям, и людям, говорящим на разных языках.
Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями развития в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.
Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30-х годов прошлого века и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширился. Метод пиктограмм был разработан Элькониным Д.Б., Венгером Л.А., Ветлугиной Н.А.,Поддьяковым Н.Н.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка
каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
Пиктограммы относятся к невербальным
средствам общения и могут использоваться
в следующих качествах:
- как средство временного общения (когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью), для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить и в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ;
- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей
с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);
- как средство развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Система пиктограмм состоит из следующих разделов:
- Я - ребенок;
- Ребенок и явления природы;
- Ребенок в семье;
- Ребенок и мир животных;
- Ребенок и его игрушки;
- Ребенок и мир растений;
- Ребенок и его дом;
- Ребенок в школе;
- Общие знаки взаимопонимания;
- Слова, обозначающие качество;
- Сообщение о состоянии здоровья;
- Посуда, продукты питания;
- Предметы домашнего обихода;
-Личная гигиена;
- Игры и занятия;
- Чувства;
- Работа и отдых.
Методика Баряевой Л.Б., Логиновой Е.Т.,
Лопатиной Л.В. «Я - говорю!»
Пособие предназначено для работы
с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит уникальную инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы и может использоваться при реализации образовательных программ коррекционной направленности в образовательных учреждениях.
Этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ РЕБЕНКА СО ЗНАКОМ – СИМВОЛОМ
И УТОЧНЕНИЕ ЕГО ПОНИМАНИЯ
Идентификация символа
Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом (действием) или с его реалистичным изображением на картинке;
Пиктограммы для обозначения
слов – предметов
Пиктограммы для обозначения
слов – действий
Пиктограммы для обозначения
слов– признаков предметов
Выбор нужной пиктограммы из ряда других
Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;
Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других
Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других
Конструирование фразы с помощью пиктограмм
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый .
Девочка ест на кухне.
2. АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ФУНКЦИЕЙ
Составление из пиктограмм пар
Первый вариант : взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом.
Второй вариант : взрослый показывает ребенку пиктограмму
с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет.
Выбор из определенного множества пиктограмм только
относящихся к одной тематической группе
Пятый лишний
Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм,
изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его.
Поиск и исправление ошибки в парах пиктограмм
(соединение стрелкой соответствующих друг другу)
Поиск и исправление ошибки во фразе
Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку .
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГИЧЕСКОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ ФРАЗЫ ПУТЁМА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА НЕОБХОДИМОГО СИМВОЛА
Составление из пиктограмм
произнесенной взрослым фразы
Составление фразы из пиктограмм
(соединение их по смыслу стрелками)
Подбор группы пиктограмм
по заданному признаку
Составление логической цепочки
Составление предложений
Пиктограммы при обучении связной речи
Использование пиктограмм облегчает запоминание содержания произведения, а затем и сам пересказ с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания .
Определение последовательности действий
Заучивание стихотворения с помощью
пиктограмм
В. Степанов «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной .
Пересказ сказки с помощью пиктограмм
Сказка «Курочка Ряба»
Игры с пиктограммами
Пиктограммы можно использовать для игр:
«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай»: логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.
«Продолжи рассказ»: логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.
«Расставь правильно»: логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы (при затруднении задает вопросы).
«Составь свой рассказ»: ребенку предлагают пиктограммы для самостоятельного составления рассказа.
Метод пиктограмм помогает решить
следующие задачи:
- визуализировать (наглядно представить) слово, предложение, как единицу речи;
- показать формулу построения предложения, опираясь на которую ребенок будет строить собственные фразы;
- предотвратить в дальнейшем грамматические ошибки на письме (слитное написание слов и предлогов, уточнение значения предлогов).
Актуальность и эффективность использования метода пиктограмм заключается в том, что он:
- облегчает общение с обучающимися с речевой патологией любой степени тяжести;
- позволяет детям с ментальными нарушениями адаптироваться в социуме;
- формирует интерес (мотивацию) школьников
к процессу обучения;
- позволяет развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение;
- активизирует речемыслительную деятельность;
- облегчает овладение речью в целом.
Система невербальных средств
общения предусматривает формирование
логической цепочки:
Первоначальное понятие знак «знак»
(пиктограмма)
Обобщающее понятие
Закрепление навыков самостоятельных действий
с пиктограммами
Самостоятельная ориентировка в системе знаков
Использование невербальных средств
коммуникаций и обучение им:
- вызывает у детей желание пользоваться речью;
- помогает уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;
- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;
- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности обучающихся;
- развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;
- в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.
Альтернативная коммуникация, применяемая на занятиях с детьми, имеющими ментальные нарушения развития, не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции, помогает ребенку сориентироваться в происходящем, создает основу для развития коммуникативных навыков, обогащает его активный и пассивный словарь. В итоге все это поможет детям реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществе.