СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пионеры герои Великой Отечественной войны» урок мужества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление обучающихся с подвигами их сверстников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Пиоены герои Великой Отечественной войны»

(Слайд 1)

Тема: «Пионеры герои Великой Отечественной войны»

урок мужества


(Слайд 2)

Вам, кому ещё нет шестнадцати,

Вам, кто не знает, что такое война

Посвящается,

чтобы поняли,

чтобы помнили…


   Цель:

Ознакомление обучающихся с подвигами их сверстников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • расширить знания о пионерской организации времен ССССР;

  • познакомить обучающихся с героическими поступками своих сверстников в годы Великой Отечественной войны,

  • развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через воспитание чувства патриотизма и гражданственности

  • воспитывать гордость за своих сверстников, любовь к Родине, своему народу, уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины;

Форма проведения мероприятия: урок мужества

Оборудование:

  • Мультимедиа проектор;

  • Экран;

  • Компьютер;

  • Музыкальный центр;


Ход занятия


Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящается пионерам-героям Великой отечественной войны. Знакомы ли вы с этими словами? Объясните их значение. (Ответы детей)

Знакомство с лексическим значением слов.

1) Герой - Главное действующее лицо литературного произведения

2) Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности

3) Герой - Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)

- Какое определение мы выберем сегодня, если речь пойдет о героях ВОВ?

Слово Пионер также имеет несколько значений.

  1. Пионер — (от французского «пехотинец», зачинатель) первый в чём то.

  2. Пионеры — это дети, члены пионерской организации, которая появилась в 1922 году в Советском Союзе.

В пионерскую организацию принимались дети начиная с 9-летнего до 13-14 летнего возраста. Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок.

(Слайд №3)

Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, (Слайд №4) символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

(Слайд №5)

Тот же смысл имеют три пламени на пятиконечной звезде пионерского значка.

Позором считалось прийти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть честным, старательным в труде и учебе.

(Слайд №6)

Пионерский салют — третий обязательный атрибут пионера. Пионерское приветствие - пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой. Призыв звучит так: «Будь готов!» Ответ «Всегда готов!»

(Слайд №7)

Пионерская организация имела свой гимн. И как положено, когда звучал гимн, его слушали стоя, отдавая честь.

(Слайд №8),

У пионеров была своя форма,

(Слайд №9).

Была своя клятва

Педагог: С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник? 

(ответы детей)

Педагог: Эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года.

(Слайд №10)

( Запись голоса Левитана о начале ВОВ) Приложение 1

Ведущий1: Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбежек. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.

Чтец1

Герои не забудутся, поверьте

Пускай давно окончилась война

Но до сих пор в дружине на поверке

Погибших выкликают имена:


— Герой Валерий Волков?

— Навечно остался в строю.

— Нина Сагайдак?

— Навечно осталась в строю.


Прислушайся, как бьется гулко сердце,

Когда идешь солдатскою тропой.

В зеленых гимнастерках юнармейцы

Выходят по заре в учебный бой.


— Зина Портнова?

— Навечно осталась в строю.


Пускай сердца, волнуясь, замирают

Когда в дорогу горны позовут.

Герои никогда не умирают.

Герои в нашей памяти живут.


— Василий Коробков?

— Навечно остался в строю.

— Татьяна Савичева?

— Навечно осталась в строю.

Ведущий2: Грозный сорок первый, как он измени людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими судьбы многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних. Дети военных лет познали тяжелую науку войны. Она звала их в бой. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и партизан. Много юных героев погибло в борьбе за свободу нашей Родины, у них разные имена, но народ дал им общее — отважные, смелые, бесстрашные.

Чтец 2

В суровые годы великих сражений

Советские люди планету спасли,

Но шрамы тяжелых военных ранений

Навеки остались на теле земли.


…Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь…


А нынче в разведку идут следопыты,

Туда, где когда-то ровесники шли…

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята — герои родимой земли!


И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Лёня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей.


…В мирные дни, побеждая и строя,

Помнит Отчизна года боевые.

Славьтесь в веках, пионеры-герои!

Славьтесь, товарищи, вечно живые!


Ведущий1: Они хотели вернуться домой, чтобы посмотреть в полная тоска и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали героическую смерть во вражеском тылу. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми, присвоено звание – Герой Советского Союза.

 Звания Героя Советского Союза были удостоены Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова, Марат Казей. Их именами названы улицы, морские корабли, школы.

 

Обучающиеся рассказывают о детях Героях Советского СоюзаРассказ сопровождается просмотром презентации.



(Слайд №11 - 14)

Ведущий2: Герой Советского Союза - юный пионер Марат Казей. Погиб в бою, разрывом гранаты взорвав себя и немцев.
Чтец 3:

Там, где фашисты ползли по России,

буйствуя и зверея,

Каждый их шаг был замечен, записан

в память Марата Казея.

Точные сведенья в лес доносил,

вражьи посты огибая…

Вечною Славою смерть победил,

честно в бою погибая!


Ученик1: Читает доклад про     Марата Казея (Приложение 2)



(Слайд №15 - 18)

Ведущий1: Герой Советского Союза - юный пионер Лёня Голиков.
Геройски погиб в бою.

Чтец 4:

Бил захватчиков Лёня не мало,

и однажды настиг Генерала:

Долго по лесу враг уходил,

только Лёня его — победил!

А в портфеле того генерала

вся фашистская тайна лежала.

Ценных сведений в толстом портфеле

партизанам хватило… На деле —

Партизаны прошли там, где нужно,

взяли пленных и много оружья.

Ученик 2: Читает доклад про      Леню Голикова (Приложение 3)



(Слайд №19- 23)

Ведущий2: Герой Советского Союза - юная пионерка Зина Портнова. Замучена в Гестапо.

Чтец 5:
На допросе орал на девчонку лютый враг,

положив пистолет.

Бил её, но немного в сторонку отошёл,

был удобный момент:

Зина, корчась от боли, схватила

пистолет и убила врага,

Всех обоймой одной уложила…

Нет, не выдав своих никогда!

 Нет, не выдав своих никогда!

Ученик 3: Читает доклад про       Зину Портнову (Приложение 4)



(Слайд №24- 28) 

Ведущий1: Герой Советского Союза - юный пионер Валя Котик
Погиб в бою – как Герой. 

Чтец 6:  

У карателей — автоматы

и заправлена форма старательно.

Это звери — а не солдаты,

но без страха пошёл на карателей

Валя Котик их выследил смело:

и фашистский Главарь был убит.

За геройство, за правое дело

Вале — Памятник бронзой горит!


Ученик 4: Читает доклад про Валю Котика (Приложение5)


Педагог. Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм. День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Я надеюсь, ребята, что вы вырастите патриотами своей Родины и никогда не забудете подвиг наших предков.  В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется Минута молчания. 

минута молчания (Приложение 6)

 

Чтец7:

Во имя Отчизны, сомненья поправ, 
чтоб злого врага победить,

Вы отдали жизни так и не узнав,   

как всё-таки здорово жить!
Мы  будем вас помнить,
и в сердце хранить
 Героев своих имена.
Вы – жили, сражались,
 смогли победить,
 чтоб вами гордилась Страна!

Педагог: Сегодня мы вспомнили о детях войны, героях советского союза. Но было много пионеров, совершивших подвиги и награжденных другими наградами. Сейчас мы приглашаем вас в музейную комнату, где оформлен стенд о пионерах героях с их именами и подвигами.

Рефлексия

-О ком вам захотелось прочитать, узнать больше о его (её) подвиге?

-О ком вам хочется рассказать всем детям?

-Назовите имена пионеров - героев Великой Отечественной войны.

Педагог: Ребята, читайте книги, изучайте историю, помните о мужестве нашего народа. Будьте достойны памяти павших!

 

 (Слайд №29) 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









 







Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

 Приложение 2

 

Герой Советского Союза Марат Казей

(слайд 11)


Родился он 29 октября 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии в крестьянской семье. Окончил 4 класса сельской школы. Необычное для Белоруссии имя он получил стараниями отца. Тот служил на Балтийском флоте, на легендарном линкоре «Марат», бывший «Петропавловск».

(слайд 12)

В 1935 году отец Марата, будучи председателем товарищеского суда, был репрессирован за «вредительство», сослан на Дальний Восток, где и умер. Мать мальчика тоже была дважды арестована «за троцкистские убеждения», впоследствии её все-таки освободили. Когда началась Великая Отечественная война, Анна Казей начала сотрудничать с партизанским подпольем г. Минска (скрывала у себя и лечила раненых бойцов), за что была повешена фашистами в 1942 году.

После этого дети, Марат и Ариадна сбежали в Станьковский лес, в партизанский отряд имени 25-летия Октября, где стал разведчиком. Собственно, им уже не с кем было оставаться. Новому партизану Марату Казею было тогда двенадцать лет. Это было 21 июля 1942 года.

Бесстрашный и ловкий, Марат много раз проникал в немецкие гарнизоны и возвращался к товарищам с ценной информацией. Также юный герой был задействован во многих диверсиях на важных для гитлеровцев объектах. Участвовал М. Казей и в открытых боях с противником, в которых проявлял абсолютное бесстрашие — даже будучи раненым, поднимался и шел в атаку.

Партизаны берегли мальчика. Он вступил в первый бой только в январе 1943 года. В первом же бою его легко ранило в руку, но он не ушел с позиции. И своим примером поднял товарищей в контратаку. За что был представлен к медали «За отвагу». Настоящей боевой, солдатской медали, которую давали только за серьезные заслуги, за реальную храбрость. А дальше, поправившись, он занимался разведкой, ходил в тыл к немцам, участвовал в подрывах железных дорого. После его разведки, партизаны предприняли неожиданную и дерзкую вылазку и разгромили немецкий гарнизон города Дзержинска.

В марте 1943 года отряд им. Фурманова попал в окружение. Все попытки вырваться из кольца, ни к чему не приводили. Промедление грозило гибели всему отряду. Но Марат сумел чудом пробиться сквозь плотные ряды нападавших немцев и привести подкрепления. Благодаря этому десятки наших бойцов остались живы, и отряд сохранился как полноценная боевая единица.

Во время непростой партизанской жизни, когда бойцы очередной раз выходили из окружения, отморозила ноги его сестра Ариадна. Ее чудом переправили самолетом на Большую землю, в тыл, но ноги молоденькой девочке, ей было семнадцать лет, пришлось ампутировать. Кстати, сестра Марата потом прожила долгую жизнь, окончила педагогический институт, работала школьной учительницей, занималась общественной деятельностью. Стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета.

Тогда, в 1943 году, Марату Казею тоже предлагали эвакуироваться в тыл, вместе с сестрой, окончить школу, поправиться после ранения. Но мужественный мальчик категорически отказался.

Он продолжал служить Родине, ходить в разведку. Так, зимой 1943 года, во время боя на Слуцком шоссе, Марату удалось добыть важнейшие документы – карты и планы немецкого командования. Переправленные наступающим Советским войскам они очень помогли в деле освобождения Белоруссии.

Но вот 11 мая 1944 года Марат Казей вместе с командиром партизанской разведки возвращались с задания. Возле деревни Хоромецкое Узденского района Минской области их обнаружили немцы. Командир погиб почти сразу. Марат отстреливался до последнего патрона. Он уже был тяжело ранен. Когда боеприпасы кончились, чтобы не попадать живым в руки противника, он, дождавшись пока немцы подойдут совсем близко, подорвал себя и их гранатой.

(слайд 13)

В Минске пионеры собрали деньги, и в 1959 году в парке имени Ивана Купалы был открыт памятник Марату Казею.

(слайд 14)

Чуть раньше, в 1958 году был установлен обелиск на могиле Героя в его родной деревне Станьково Минской области. А8 мая 1965 года, в ознаменовании двадцатилетия победы над немецко-фашистскими захватчиками, Марату Казею за проявленный героизм в борьбе с оккупантами было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Звезду Героя и орден Ленина, высшие награды СССР, передали его сестре.

Сохранения памяти о таких людях, обычных мальчишках и девчонках, которые встали на защиту Родны ни смотря на трудности, возможные обиды, несмотря на совсем не боевой возраст – вот задача нынешних поколений ребят, живущих в наших странах.




 

 








Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3

Герой Советского Союза Лёня Голиков

(Слайд 15)

Лёня Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской губернии в семье рабочих. Он был третьим ребёнком в семье, но именно на его плечи с раннего детства легла вся серьёзная работа по дому. Его отец, Александр Иванович, работал мастером на сплаве леса, а мама – Екатерина Алексеевна – была домохозяйкой. В 1935 году Леня пошел в школу.

Был веселым и хулиганистым. Любил побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, читать книги и петь. В 1939 году тяжело заболел отец, после того, как он провалился под лёд и не смог восстановиться после долгой болезни отец был не в состоянии выполнять всю мужскую работу. Леня после 5-го класса пошел работать на фанерный завод в городе Старая Русса. Мама постоянно пропадала в колхозе, а Лёнька с малых лет привык быть опорой для родителей и двух сестёр.

Когда началась война, Лёня успел закончить семь классов и получить небольшой опыт работы на фанерном заводе. Родную деревню Голикова очень быстро оккупировали немцы. Однажды в лесу Лёнька вместе с другом встретил отступающего красноармейца, и тот попросил ребят похоронить своего погибшего друга. Под покровом ночи мальчишки вырыли могилу и выполнили своё обещание. Лёня взял себе на память пилотку мёртвого солдата. Решив носить её с гордо поднятой головой, он таким образом бросил свой первый вызов фашистам. Те отреагировали быстро и, отобрав пилотку с красной звездой, пригрозили мальчишке виселицей.

Деревня Лукино довольно быстро была освобождена от захватчиков. В марте 1942 года местные жители вздохнули полной грудью. Однако Лёнька настолько возненавидел фашистов, что уже не мог думать о спокойной жизни, пока где-то идут бои. Он твёрдо решил, что должен непременно включиться в борьбу с фашистской нечистью. Голиков узнал, что Ленинградский штаб партизанского движения формирует на освободившейся территории специальную бригаду для заброски во вражеский тыл. В ряды отряда принимали ранее действовавших в окрестностях партизан и добровольцев.

Лёньку сперва принимать не хотели, ссылаясь на его юный возраст. Решающую роль сыграл его школьный учитель, сам записавшийся в партизаны. К тому же мало кто мог сравниться с ним в силе и ловкости. За счёт невысокого роста он мог без проблем забираться на верхушки деревьев, пролезать в самые труднодоступные места. Вдобавок он очень хорошо ориентировался на местности.

Первое время Лёня выполнял в отряде роль хозяйственника, но присмотревшись к Голикову, командир стал иногда отправлять его в разведку. Лёньке же не терпелось показать всем, на что он способен. Он очень ловко добывал важные сведения о противнике, проникая в фашистские гарнизоны, сопровождал обозы с продовольствием в блокадный Ленинград, участвовал в разгроме вражеских позиций в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Участвовал в 27 боевых операциях. Ходил в разведку, собирая данные о противнике. Лично уничтожил 78 немцев. Вместе с другими партизанами уничтожал мосты, сжигал склады, подрывал немецкие машин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград. Особенно он отличился при подрыве двух железнодорожных и 12 шоссейных мостов. Каждое задание Голиков выполнял чётко и безупречно.

В июле 1942 года он уже получил медаль «За отвагу». Однажды, возвращаясь из разведки, он заметил на лесной пасеке немцев, собирающих мёд. Подкравшись к ним незаметно, он аккуратно собрал лежавшее в стороне оружие, открыл огонь и уничтожил троих фашистов, двоим удалось сбежать.

(слайд 16)

Но одну из самых ярких своих операций Голиков провёл 13 августа 1942 года. На шоссе «Луга — Псков» партизаны атаковали немецкую машину. Завязалась перестрелка, в ходе которой один из гитлеровцев схватил из автомобиля портфель и подался в лес. Лёнька бросился за ним вдогонку. Фашист явно не собирался сдаваться и открыл огонь. У Голикова к тому времени остался всего один патрон, и именно им удалось сразить противника наповал. Уже позже Лёня разглядел на убитом генеральские погоны. Оказалось, к нему в руки попал генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц, перевозивший важные документы с описанием новых образцов немецких мин и иные секретные сведения. Как только бумаги попали к высшему военному руководству, из Москвы пришла радиограмма. В ней говорилось, что того, кто захватил такие документы, надо представить к высшей награде. Однако Звезду Героя Лёньке тогда не дали, а вручили лишь орден Красного Знамени.

В декабре 1942 немцы начали крупномасштабную операцию, под преследование которой попал и отряд, в котором воевал герой. 24 января 1943, он и еще более 20 человек, измотанные погоней, вышли к деревне Острая Лука. Убедившись, что немцев в ней нет, остановились на ночлег в трех крайних домах. Среди жителей деревни нашелся предатель, который донес старосте деревни, в каких именно домах скрываются партизаны.

Спустя некоторое время, Острую Луку окружили 150 карателей, в составе которых находились местные жители, сотрудничавшие с гитлеровцами, и литовские националисты.

Захваченные врасплох партизаны героически вступили в бой, вырваться живыми из окружения удалось лишь шести из них. Только 31 января, истощенные и обмороженные (плюс двое серьезно раненых), смогли достичь регулярных советских войск. Они и сообщили о погибших героях, в числе которых находился юный партизан Лёня Голиков.

(слайд17)

За проявленное мужество и совершенные неоднократно подвиги, 2 апреля 1944, он посмертно был удостоен Звания Героя Советского Союза.

(слайд18)




Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение 4

Герой Советского Союза Зина Портнова

(слайд 19)

Зина Портнова родилась 20 февраля в Ленинграде. Но корни ее были в Белоруссии. Оттуда из Витебской области были ее родители, в 1922 году переехавшие работать в Ленинград. Но каждый год они старались отправить своих двух дочек на лето в родную Белоруссию. Так было и в 1941 году. 12 июня 15-летняя Зина с 7-летней сестрой Галиной уехали в деревню Зуи к родственникам по матери. А те расстарались – достали девчонкам путевки в пионерский лагерь в Волоковыске, в бывшей Польше, на самой границе с Рейхом. Жили в брошенной каким-то польским хозяином вилле. А через неделю это место со сказочной летней природой превратилось в ад. Девчонкам удалось выбраться, добраться на эшелоне с беженцами до Витебска и даже купить билеты до Ленинграда. Но уехать не успели, в город ворвались немецкие танки, и он стал на пару недель ареной ожесточенных боев. Зина взяв Галю ушла к родным в деревню Зуи. Так девочки оказались на оккупированной территории.

Зина хорошо знала местность, у нее было много друзей, каждое лето гостила там. Немудрено, что уже в 1942 году она стала бойцом подпольной организации «Юные мстители», действовавшей на ближайшей к деревне Зуи станции Оболь. Работа юных подпольщиков велась под руководством местной комсомолки Ефросиньи Зеньковой. Писали и расклеивали листовки, по мелочам портили вражеское имущество. Со временем масштаб действий организации расширялся. У юных подпольщиков появилась связь с местным партизанским отрядом имени Ворошилова, откуда к ним поступали фронтовые сводки и взрывчатка. Сразу возрос масштаб диверсий. В Оболи они взорвали местную электростанцию, вывели из строя кирпичный и торфяной заводы, сожгли льнозавод с большими запасами льна и подорвали единственную водокачку. Зина в организации была разведчиком.

Ей удалось устроиться посудомойкой в столовую курсов переподготовки солдат вермахта. Девушка чистила овощи, мыла полы, а за работу получала остатки еды, которую всегда приносила своей маленькой сестренке Галке. Немного овладев немецким языком, она подслушивала разговоры курсантов и офицеров – весьма ценная информация. Так в августе 1943 года подпольщики узнали, что немцы собираются угонять молодежь в Германию. Благодаря этим сведеньям многим жителям удалось избежать насильственного угона. Зина тоже отправила младшую сестренку в партизанский отряд, но сама вернулась на работу.

К тому времени подпольщики задумали рисковую операцию – отравить еду в столовой. И Зинаиде отводилась в этом деле главная роль. Получив крысиный яд, она подсыпала его в суп. В результате, сотня курсантов и офицеров умерли. Местное гестапо было в ярости, стало искать виновных. Арестовали и Зину, только чудо спасло девушку, немцы заставили ее съесть злосчастный суп, и увидев, что она спокойно ест его, поверили и отпустили. Домой она добралась чуть живой, но травяными отварами и молочной сывороткой бабушка ее выходила. Но надо было уходить, понимая, что рано или поздно гестапо доберется до нее, девушка перебралась в партизанский отряд.

После удачной диверсии организация «Юные мстители» была разгромлена, по доносу предателя были арестованы члены организации, не ушедшие к партизанам.

В декабре 1943 года Зина получила выйти на связь с оставшимися в живых подпольщиками и выявить предателя. Но к сожалению, это не удалось. В деревне Мостище она была опознана некой Анной Храповицкой, которая принародно стала кричать «Вон, смотрите партизанка идет». Полицаи схватили девушку и доставили в гестапо. Там ей предложили сделку: она выдает партизан, ее отпускают на свободу.

(Слайд 20)

Следователь угрожал Зине пистолетом, а затем положил его на стол. По-видимому, не опасался юной и хрупкой девушки. И напрасно. Она схватила пистолет и застрелила гестаповца, а затем еще двух гитлеровцев, вбежавших в комнату. Но дальнейшего хэппи-энда обычного для кино не произошло. Зину ранили, повязали и жестоко избили.

Почти месяц ее жестоко пытали. Зина Портнова до своей казни прошла все круги ада. Пытали её зверски: выкололи глаза, искалечили, изощрялись в попытках причинить побольше мучений, загоняя иголки под ногти, подвешивали вниз головой, прижигали кожу раскалённым железом. Зина стойко всё переносила и не дала никаких показаний. Ожидая смерти как избавления, после одного из допросов она вырвалась из рук конвоиров и бросилась под грузовик. Но её вытащили и опять бросили в камеру.

10 января 1944 года искалеченную, слепую и абсолютно седую 17-тилетнюю девушку повели на казнь. Её расстреляли на площади вместе с другими приговорёнными. Лишь спустя почти 15 лет мир узнал о подвиге молодых подпольщиков. Самой юной из них, Зине Портновой, в 1958 году присвоили звание Героя Советского Союза и орден Ленина.

(Слайд 21,22,23)

Где похоронена Зина неизвестно. Её именем названы школы, улицы, корабли. Памятники Зине возведены во многих городах и поселках нашей страны и Белоруссии




Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Приложение 5

Герой Советского Союза Валя Котик

(Слайд 24)

Валентин Котик родился в 1930 году в селе Хмелёвка Шепетовского района Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области. Котики жили в своем доме, небогато, но дружно, большой семьей - родители Валентина - Александр Феодосеевич и Анна Никитична, его дядя - Афанасий - и старший брат Виктор. Летом, когда взрослые уходили на работу, мальчишки выгоняли в поле корову и собирали в окрестных лесах грибы да ягоды.

Уже с детства Валя проявлял характер: когда настало время идти старшему брату в первый класс, Валя заявил, что пойдет вместе с ним, однако родители сказали, что он ещё маловат. Тогда Валя сам пришел в школу и попросился учиться. Педагог не прогнал мальчика, а, наоборот, посадил его за парту, и уже вскоре Валя стал одним из лучших учеников в классе. Через год его семья переехала в райцентр - городок Шепетовку, где Валя продолжил учебу и вступил в пионеры, завел новых друзей.

Когда началась Великая Отечественная война, Вале было всего 11 лет. Через их город проходили беженцы, а вскоре артиллерийская канонада заставила и жителей Шепетовки готовиться к эвакуации. Но уйти не удалось: когда колонна жителей вышла из города, дорогу уже успели перерезать немцы, которые погнали народ обратно.

Началась нелегкая жизнь в оккупации. Фашисты установили в городе свои порядки: уничтожали памятники советской культуры, создали сборный пункт для пленных, куда сгоняли попавших в окружение красноармейцев и где те умирали от голода и от ран. Руководил всем этим начальник полевой жандармерии - военной полиции вермахта - обер-лейтенант Фриц Кёниг.

И снова в Вале заговорило упрямство, которое раньше позволило ему пойти учиться раньше положенного времени. Он решил сопротивляться в меру своих детских сил. Периодически над городом пролетали советские самолеты и сбрасывали листовки, в которых описывалось реальное положение дел, в противовес немецкой пропаганде, которая утверждала, что Красная Армия разбита и немецкие войска уже дошли до Урала. Тайком, даже от родных, Валя собирал эти листовки и по ночам расклеивал их по городу.

Впрочем, долго держать свою деятельности в тайне ему не удалось - его вычислил поселившийся у Котиков жилец. Валя думал, что он работает на немцев, но оказалось, что Степан Диденко - бежавший из плена красноармеец. Он был связан с партизанским подпольем и очень высоко оценил отвагу мальчика. Вскоре Валя с друзьями и братом начал помогать партизанам и доказал, что может бороться с врагами наравне со взрослыми.

Сначала он собирал в окрестных полях, где проходили сражения, оставшееся оружие и прятал его в схроны, узнавал расположение немецких складов, места постоя немецких соединений и их численность. Однажды по частям перевез на велосипеде через весь город под носом у полицаев и немцев ручной пулемет.

Партизаны минировали дороги, но, когда однажды на них подорвался мирный житель, они решили сменить тактику. В один из осенних дней 1941 года Валя лежал около дороги и высматривал, когда покажутся немецкие войска - его задачей было предупредить партизанский отряд об их появлении.

(Слайд 25)

Наконец показались два грузовика с пехотой, впереди них ехал офицерский автомобиль. Валю словно током ударило - рядом с водителем в легковушке сидел ненавистный Фриц Кёниг. Не раздумывая, мальчик вскочил, швырнул под машину гранату, которая была у него с собой, и бросился наутек. Взрывом убило и водителя, и обер - лейтенанта, а ехавший сзади автомобиля грузовик не успел затормозить и протаранил его. Пока немцы в панике спешивались и занимали оборону, Вали уже и след простыл. В этот момент ему было всего 11 лет.

Диверсии продолжались - партизаны нападали на склады, подожгли нефтебазу и несколько промышленных объектов. Оккупанты не простили такой дерзости и начали мстить местным жителям. Нашелся предатель, который выдал одного из ключевых участников подполья, - немцы запытали его до смерти. Тогда командование отряда решило отходить в сторону Полесья в Белоруссию, откуда члены семей партизан были самолетами переправлены за линию фронта, в Союз. Однако Валя наотрез отказался улетать с ними.

Шел 1943 год. 13-летний мальчик рано повзрослел - война сделала из него настоящего партизана. Наравне со взрослыми он участвовал в налетах на склады и пункты базирования немцев, брал “языков”, минировал железнодорожные пути и даже лично обнаружил телефонный кабель, по которому немцы с оккупированных земель общались непосредственно со ставкой Гитлера. Был дважды ранен.

В день 14-летия, 11 февраля 1944 года, мальчик узнал, что Красная Армия освободила его Шепетовку. На радостях он упросил командира взять его с собой освобождать соседний город Изяслав. После он собирался вернуться домой к мирной жизни. Но этот бой стал для него последним: немецкий пулеметчик смертельно ранил его в живот. И 17 февраля, меньше чем через неделю после своего дня рождения, Валя Котик умер.

(Слайд 26,27,28)

При жизни он был награжден медалью “Партизан Великой Отечественной”, а посмертно его удостоили звания Героя Советского Союза и присвоили ему ордена Ленина и Отечественной войны I степени. Похоронили юного героя в Шепетовке.








Просмотр содержимого презентации
«Пионеры герои Великой Отечественной войны»

МБОУДОДЦДТ п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края Пионеры герои Великой Отечественной войны

МБОУДОДЦДТ п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

Пионеры герои Великой Отечественной войны

Вам, кому ещё нет шестнадцати, Вам, кто не знает, что такое война Посвящается, чтобы поняли, чтобы помнили…  

Вам, кому ещё нет шестнадцати,

Вам, кто не знает, что такое война

Посвящается,

чтобы поняли,

чтобы помнили…

 

Марат Казей.   Родился 29 октября 1929 Погиб 11 мая 1944

Марат Казей.  

Родился 29 октября 1929

Погиб 11 мая 1944

Марат и Ариадна Казей

Марат и Ариадна Казей

Памятник Марату Казею в Минске

Памятник Марату Казею в Минске

Станьково. могила Марата Казея

Станьково. могила Марата Казея

Лёня Голиков Родился 17 июня 1926 Погиб 24 января 1943

Лёня Голиков

Родился 17 июня 1926

Погиб 24 января 1943

Здесь похоронен Лёня Голиков

Здесь похоронен Лёня Голиков

Памятник Лёне Голикову в Великом Новгороде

Памятник Лёне Голикову в Великом Новгороде

Зина Портнова Родилась 20 февраля 1926 года Погибла 10 января 1944 года

Зина Портнова

Родилась 20 февраля 1926 года

Погибла 10 января 1944 года

Улица в Санкт- Петербурге Памятник В Витебске (Беларусь)

Улица в Санкт- Петербурге

Памятник В Витебске (Беларусь)

Граффити

Граффити "Зина Портнова" Санкт-Петербург​

Памятник в селе Ягодное, близ Тольятти

Памятник В Витебске (Беларусь)

Памятник В Витебске (Беларусь)

Валя Котик Родился 1 февраля 1930 года   Погиб 17 февраля 1944 года

Валя Котик

Родился 1 февраля 1930 года  

Погиб 17 февраля 1944 года

памятник на могиле в Шепетовке (Украина) Памятник возле школы в Шепетовке

памятник на могиле в Шепетовке (Украина)

Памятник возле школы в Шепетовке

Аллея пионеров- героев в Челябинске Памятник на ВДНХ(Москва)

Аллея пионеров- героев в Челябинске

Памятник на ВДНХ(Москва)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!