(Слайд 1)
Тема: «Пионеры герои Великой Отечественной войны»
урок мужества
(Слайд 2)
Вам, кому ещё нет шестнадцати,
Вам, кто не знает, что такое война
Посвящается,
чтобы поняли,
чтобы помнили…
Цель:
Ознакомление обучающихся с подвигами их сверстников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Задачи:
расширить знания о пионерской организации времен ССССР;
познакомить обучающихся с героическими поступками своих сверстников в годы Великой Отечественной войны,
развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через воспитание чувства патриотизма и гражданственности
воспитывать гордость за своих сверстников, любовь к Родине, своему народу, уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины;
Форма проведения мероприятия: урок мужества
Оборудование:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Компьютер;
Музыкальный центр;
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящается пионерам-героям Великой отечественной войны. Знакомы ли вы с этими словами? Объясните их значение. (Ответы детей)
Знакомство с лексическим значением слов.
1) Герой - Главное действующее лицо литературного произведения
2) Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности
3) Герой - Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)
- Какое определение мы выберем сегодня, если речь пойдет о героях ВОВ?
Слово Пионер также имеет несколько значений.
Пионер — (от французского «пехотинец», зачинатель) первый в чём то.
Пионеры — это дети, члены пионерской организации, которая появилась в 1922 году в Советском Союзе.
В пионерскую организацию принимались дети начиная с 9-летнего до 13-14 летнего возраста. Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок.
(Слайд №3)
Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, (Слайд №4) символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.
(Слайд №5)
Тот же смысл имеют три пламени на пятиконечной звезде пионерского значка.
Позором считалось прийти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть честным, старательным в труде и учебе.
(Слайд №6)
Пионерский салют — третий обязательный атрибут пионера. Пионерское приветствие - пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой. Призыв звучит так: «Будь готов!» Ответ «Всегда готов!»
(Слайд №7)
Пионерская организация имела свой гимн. И как положено, когда звучал гимн, его слушали стоя, отдавая честь.
(Слайд №8),
У пионеров была своя форма,
(Слайд №9).
Была своя клятва
Педагог: С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник?
(ответы детей)
Педагог: Эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года.
(Слайд №10)
( Запись голоса Левитана о начале ВОВ) Приложение 1
Ведущий1: Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбежек. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
Чтец1
Герои не забудутся, поверьте
Пускай давно окончилась война
Но до сих пор в дружине на поверке
Погибших выкликают имена:
— Герой Валерий Волков?
— Навечно остался в строю.
— Нина Сагайдак?
— Навечно осталась в строю.
Прислушайся, как бьется гулко сердце,
Когда идешь солдатскою тропой.
В зеленых гимнастерках юнармейцы
Выходят по заре в учебный бой.
— Зина Портнова?
— Навечно осталась в строю.
Пускай сердца, волнуясь, замирают
Когда в дорогу горны позовут.
Герои никогда не умирают.
Герои в нашей памяти живут.
— Василий Коробков?
— Навечно остался в строю.
— Татьяна Савичева?
— Навечно осталась в строю.
Ведущий2: Грозный сорок первый, как он измени людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими судьбы многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних. Дети военных лет познали тяжелую науку войны. Она звала их в бой. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и партизан. Много юных героев погибло в борьбе за свободу нашей Родины, у них разные имена, но народ дал им общее — отважные, смелые, бесстрашные.
Чтец 2
В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.
…Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята — герои родимой земли!
И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
…В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна года боевые.
Славьтесь в веках, пионеры-герои!
Славьтесь, товарищи, вечно живые!
Ведущий1: Они хотели вернуться домой, чтобы посмотреть в полная тоска и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали героическую смерть во вражеском тылу. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми, присвоено звание – Герой Советского Союза.
Звания Героя Советского Союза были удостоены Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова, Марат Казей. Их именами названы улицы, морские корабли, школы.
Обучающиеся рассказывают о детях Героях Советского Союза. Рассказ сопровождается просмотром презентации.
(Слайд №11 - 14)
Ведущий2: Герой Советского Союза - юный пионер Марат Казей. Погиб в бою, разрывом гранаты взорвав себя и немцев.
Чтец 3:
Там, где фашисты ползли по России,
буйствуя и зверея,
Каждый их шаг был замечен, записан
в память Марата Казея.
Точные сведенья в лес доносил,
вражьи посты огибая…
Вечною Славою смерть победил,
честно в бою погибая!
Ученик1: Читает доклад про Марата Казея (Приложение 2)
(Слайд №15 - 18)
Ведущий1: Герой Советского Союза - юный пионер Лёня Голиков.
Геройски погиб в бою.
Чтец 4:
Бил захватчиков Лёня не мало,
и однажды настиг Генерала:
Долго по лесу враг уходил,
только Лёня его — победил!
А в портфеле того генерала
вся фашистская тайна лежала.
Ценных сведений в толстом портфеле
партизанам хватило… На деле —
Партизаны прошли там, где нужно,
взяли пленных и много оружья.
Ученик 2: Читает доклад про Леню Голикова (Приложение 3)
(Слайд №19- 23)
Ведущий2: Герой Советского Союза - юная пионерка Зина Портнова. Замучена в Гестапо.
Чтец 5:
На допросе орал на девчонку лютый враг,
положив пистолет.
Бил её, но немного в сторонку отошёл,
был удобный момент:
Зина, корчась от боли, схватила
пистолет и убила врага,
Всех обоймой одной уложила…
Нет, не выдав своих никогда!
Нет, не выдав своих никогда!
Ученик 3: Читает доклад про Зину Портнову (Приложение 4)
(Слайд №24- 28)
Ведущий1: Герой Советского Союза - юный пионер Валя Котик
Погиб в бою – как Герой.
Чтец 6:
У карателей — автоматы
и заправлена форма старательно.
Это звери — а не солдаты,
но без страха пошёл на карателей
Валя Котик их выследил смело:
и фашистский Главарь был убит.
За геройство, за правое дело
Вале — Памятник бронзой горит!
Ученик 4: Читает доклад про Валю Котика (Приложение5)
Педагог. Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм. День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Я надеюсь, ребята, что вы вырастите патриотами своей Родины и никогда не забудете подвиг наших предков. В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется Минута молчания.
минута молчания (Приложение 6)
Чтец7:
Во имя Отчизны, сомненья поправ,
чтоб злого врага победить,
Вы отдали жизни так и не узнав,
как всё-таки здорово жить!
Мы будем вас помнить,
и в сердце хранить
Героев своих имена.
Вы – жили, сражались,
смогли победить,
чтоб вами гордилась Страна!
Педагог: Сегодня мы вспомнили о детях войны, героях советского союза. Но было много пионеров, совершивших подвиги и награжденных другими наградами. Сейчас мы приглашаем вас в музейную комнату, где оформлен стенд о пионерах героях с их именами и подвигами.
Рефлексия
-О ком вам захотелось прочитать, узнать больше о его (её) подвиге?
-О ком вам хочется рассказать всем детям?
-Назовите имена пионеров - героев Великой Отечественной войны.
Педагог: Ребята, читайте книги, изучайте историю, помните о мужестве нашего народа. Будьте достойны памяти павших!
(Слайд №29)