Технологическая карта урока
Тема: Пётр I: злой или добрый гений русской истории?
Урок
Дата проведения:
Учебная дисциплина: ОУД.05. История
Группа: МЕХ-09.19.1
Профессия: Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Россия в эпоху Петра I»
Задачи:
Образовательные (дидактические):
- через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи;
- систематизировать знания обучающихся по теме «Россия в эпоху Петра I».
Развивающие:
- развивать умения самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, умению формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление, концентрацию внимания, основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).
Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию;
- воспитывать культуру эффективного взаимодействия в группе.
ФормируемыеОК:
Таблица 1
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Ожидаемый результат:
Таблица 2
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | формулирует цель и задачи предстоящей деятельности; представляет конечный результат деятельности в полном объеме; планирует предстоящую деятельность; выбирает типовые методы и способы выполнения плана; проводит рефлексию (оценивает и анализирует процесс и результат) |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | определяет проблему в профессионально ориентированных ситуациях; предлагает способы и варианты решения проблемы, оценивает ожидаемый результат; планирует поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Тип урока: Комбинированный
Формы обучения: Индивидуальная, групповая
Методы обучения:
Таблица 3
По внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся | Беседа, урок-поиск |
По источнику получения знаний | Словесные; наглядные |
По степени активности познавательной деятельности обучающихся | Исследовательский, проблемный, частично-поисковый |
По степени самостоятельности | Индуктивный |
По логичности подхода | Аналитический; синтетический |
Междисциплинарные связи
Таблица 4
Наименование дисциплины/МДК | Раздел, тема |
ОУД.02. Литература | Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. |
Оборудование: Компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, экран, ватманы, цветные маркеры.
Методическое обеспечение:
- методическая разработка учебного занятия;
- рабочая тетрадь;
- раздаточный материал;
- презентация.
Литература:
Основная:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования: в 2 ч. Ч.1 — М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 352 с.: ил.
Дополнительная:
4. Кругляков В.Н. Товароведение мясных товаров. – М., 2016. – 498с.
Интернет ресурсы:
www.gumer.info
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm
www.bibliotekar.ru
http://ru.wikipedia.org
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цели и задачи | Деятельность педагога | Деятельность студента | Ожидаемый результат | Уровни усвоения |
1. Организационный момент. Время: 2 мин. | Приветствие. Подготовить студентов к работе, создать благоприятную психологическую атмосферу | Приветствует студентов, создает эмоциональный настрой, мотивирует к уроку | Приветствуют преподавателя. Проверяют готовность своего рабочего места | Полная готовность группы к занятию, быстрое включение студентов в деловой ритм | 2,3 |
2.Целеполагание. Время: 5 мин. | Создать мотивационную ситуацию для самостоятельной формулировки темы урока, определения цели урока | Ставит проблемные вопросы, корректирует тему урока | Логически мыслят. Самостоятельно формулируют тему, ставят цель учебного занятия | Соответствие ответов прогнозируемым ответам. Определение темы и цели учебного занятия | 2,3 |
3.Актуализация знаний. Время: 3 минуты | Актуализация знаний по теме «Россия в эпоху Петра 1» | Подготавливает студентов к осмысленному восприятию материала | Смотрят видеофильм, анализируют, формулируют проблемный вопрос рассматриваемой темы | Сформулирован проблемный вопрос, готовы к критическому восприятию материала | 3 |
4.Обобщение и систематизация знаний Время: 18 мин. | Обеспечение восприятия, осмысления роли личности Петра 1 в истории России | Инструктирует, организует работу в группах, корректирует ответы | Работают в команде, сопоставляют информацию. Фиксируют результат исследуемой проблемы | Осмысленный анализ текста, представление собственной интерпретации проблемы | 3 |
5. Динамическая пауза.Время: 3 мин. | Сменить вид деятельности, применить здоровье сберегающие технологии | Проводит динамическую паузу, сохраняет позитивный настрой | Пытаются точно повторить движения танца эпохи Петра | Меняют вид деятельности, работают в команде, сохраняют высокую активность | 3 |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации Время: 10 мин. | Закрепить, проверить уровни усвоения новых знаний | Инструктирует, организует работу, создает ситуацию совместного успеха | Работают в группах. Составляют вопросы с использованием метода «Ромашка Блума». Задают вопросы группам, отвечают на их вопросы. | Аргументированные ответы на вопросы команд-соперников, оценивают их вопросы | 3 |
Контроль усвоения знаний и умений | Анализирует работу студентов | Анализируют и оценивают свою работу и работу других, корректируют допущенные ошибки | Умеют критически подходить к анализу исторической ситуации | 3 |
7. Рефлексия урока, подведение итогов. Время: 5 мин. | Подвести итоги коллективной деятельности | Консультирует, советует, помогает | Обобщают и систематизируют полученные знания. Определяют границы собственного знания и незнания | Делают обобщающие выводы, высказывают свою точку зрения | 3 |
8. Домашнее задание. Время: 2 мин. | Обеспечить понимание выполнения домашнего задания | Дает рекомендации по выполнению домашнего задания | Слушают, записывают и уточняют домашнее задание | Осмысленное восприятие домашнего задания | 2,3 |
Преподаватель: _______________________/Каликина Н.А./
Конспект урока
1. Организационный этап – 2 мин. Преподаватель приветствует студентов, заслушивает доклад старосты об отсутствующих на сегодняшнем занятии, создает эмоциональный настрой, мотивирует к уроку. Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы, включаются в деловой ритм.
2. Целеполагание – 5 мин.
Великий _____, царь — реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
- Как вы думаете, ребята, о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О Петре I) Верно. О Петре I. А кто это? Что вы о нём уже знаете? Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик о нём.
- Скажите, ребята, после просмотра видеоролика можете ли вы однозначно ответить вопрос: чем был Пётр I для России? Хорошо, я принимаю все ваши ответы. В процессе сегодняшней работы мы постараемся с вами дать оценку исторической личности и решить, чем всё-таки был Пётр I: величайшим благом, или самым большим злом? Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Пётр I: злой или добрый гений русской истории?»
3. Изучение нового материала – 18 мин. Для того, чтобы наша работа была более плодотворной, я предлагаю вам разбиться на три группы. Потому что, как говорится в известной поговорке: «Одна голова хорошо, а две (в нашем случае пять) лучше». Группы назовём в соответствии с отведёнными ролями: «Оптимисты», «Пессимисты» и «Аналитики». Как вы думаете, в чём заключаются ваши задачи? («Оптимисты» – доказать, что Пётр I – добрый гений, «Пессимисты» - злой, «Аналитики», проанализировав + и -,своё собственное видение). Работа с текстами, отрывками документов. Результаты работы вам необходимо изложить на ватмане. По окончании работы, группы защищают собственную точку зрения. Во время выступления каждой группы вы должны оценить их ответ и поставить оценку в оценочный лист. Времени на выполнение работы 15 минут.
5. Динамическая пауза – 3 мин. В эпоху Петра I в моду вошли Ассамблеи, своеобразные светские рауты, где знать развлекалась разговорами и танцами. Любимым танцем при дворе был менуэт, где дамы и кавалеры прохаживались по залу, кланяясь друг другу и приседая в реверансах. Давайте на минуточку перенесёмся во времена красивых платьев и галантных кавалеров и научимся делать красивый реверанс.
6. Закрепление изученного материала – 10 мин.
- Продолжим?
- Предлагаю вам закрепить материал, используя метод ромашки Блума.Что это за метод? Давайте вспомним, в чём он заключается? (По определённой теме нужно составить 6 вопросов: простой – Что? Где? Как? Уточняющий – То есть ты говоришь, что..? Если я правильно понял, вы сказали о…? Интерпретационный - Почему? Творческий – Что изменилось бы..? Что было бы ..? Практические – Как бы вы поступили на месте …? Как можно было поступить..? Оценочный – Как вы относитесь к ..? ) Тема одна для всех «Пётр I – злой или добрый гений истории России?» После работы каждая группа представит свою ромашку. Группы-соперники оценивают ответы друг друга и ставят оценки.
7. Рефлексия урока, подведение итогов – 5 мин.
Прежде, чем подвести итоги, мне хотелось бы узнать, какую оценку вы поставили другим группам. Но не просто называйте оценку, аргументируйте своё решение.
Итак, мы с вами в течение урока искали ответ на вопрос. Какой? Часто потомки переоценивают деятельность своих великих предков, вот и мы с вами попытались дать собственную оценку деятельности Петра I. Перед вами весы, я предлагаю вам подобно богине правосудия опустить на чащу весов жемчужину. Одна чаша – положительные дела, вторая то, о чём не хотелось бы вспоминать. Я предлагаю каждому из вас взять жемчужинку и положить на одну из чаш, объяснив, почему и за какое деяние. Посмотрим, какая чаша окажется тяжелее?
- Какая бы чаша не перевесила, вывод: ни одно большое начинание в истории России не обходилось без массовых жертв. Это цена глобальных реформ. Какие бы пороки не приписывали Петру I, он навсегда вошёл в историю России, в мировую историю как Петр Великий.
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
8. Домашнее задание – 2 мин. В качестве домашнего задания предлагаю вам написать небольшое эссе, темой которого будет наш проблемный вопрос Пётр I: злой или добрый гений русской истории?