12
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 7
города Южно-Сахалинска
Дополнительная общеразвивающая программа
«Пирография. Огненная кисть.»
Направленность программы: художественная
Уровень сложности: стартовый
Адресат программы: 7-11 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Автор-составитель
педагог дополнительного образования
Яковлев Роман Николаевич
г. Южно-Сахалинск
2024
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пирография. Огненная кисть» разработана и реализуется в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»).
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области».
Письмо Сахминобр от 11.12.2023 N 3.12-5709/23 «О направлении методических рекомендаций».
Устав МАОУ НОШ № 7;
Положение по порядку приема и зачисления обучающихся на обучение по дополнительным образовательным программам в МАОУ НОШ №7 города Южно – Сахалинск от 15.09.2021 г. №266 – ОД.
Направленность – художественная, вид деятельности – пирография.
Актуальность программы
Развитие сенсомоторики. Занятия способствуют согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий.
Возможность иметь уникальную вещь, сделанную своими руками. Изделия, изготовленные на занятиях выжиганием, могут служить сувенирами, подарками, украшением интерьера.
Положительное влияние на психику. Создание художественных изделий помогает переключаться на другой вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного напряжения.
Тип программы – одноуровневый, уровень освоения – стартовый.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей от 7 лет до 11 лет.
Группы формируются разновозрастные, от 7 до 15человек в группе.
Принцип набора обучающихся в группы – свободный (специального отбора не производится).
В группах занимаются мальчики и девочки.
Объем и сроки освоения программы, режим занятий.
Период | Продолжительность занятия, ч | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю, ч | Кол-во недель | Кол-во часов в год, ч |
9 месяцев | 1 | 2 | 2 | 33 | 66 |
Форма обучения – очная.
Формы организации работы: На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы. Вначале занятия, во время объяснения нового материала используются объяснительно иллюстративные методы: рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы. Во
время практической работы чаще всего используются практические методы (упражнения);
чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах работы, затем
предпочтение отдается индивидуальной частично-поисковой деятельности. В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению.
Формы проведения занятий: традиционное занятие, практическая работа творческого характера.
Цель и задачи программы
Цель — формирование интереса к выжиганию по дереву, раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение изготовлению изделий народного промысла.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметные:
познакомить с народными промыслами, использующими древесину, научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;
научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;
дать понимание основ композиции;
научить способам переноса рисунка на заготовку;
научить различным приемам выжигания и оформления готового изделия;
научить пользоваться лобзиком.
Метапредметные:
развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
развивать эстетический и художественный вкус, а также умение видеть прекрасное;
развивать воображение, творческие способности;
развивать умение сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества;
развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира.
Личностные:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;
воспитывать аккуратность в работе, а также бережное отношение к используемым материалам и инструментам.
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. Вводное занятие. Инструктаж по Технике Безопасности. История выжигания. | 2 | 2 | - | Опрос |
2 | Организация рабочего места. Устройство выжигательного аппарата. Виды древесных пород. Фанера , ДСП | 2 | 2 | - | Опрос. Зачет |
3 | Технология декоративной отделки древесины и фанеры. Понятия : «Фон», «Контур», «Силуэт», Глубокое выжигание. | 2 | 2 | - | Опрос. |
4 | Виды штриховки в выжигании. «Точки», «Отрезки», «Пересекающиеся отрезки». «Параллельные линии» | 2 | 1 | 1 | Опрос. Зачет |
5 | Зачистка(шлифовка )основы. Перевод рисунка на основу(заготовку) | 2 | 1 | 1 | Опрос. Зачет |
6 | Инструмент для ручного выпиливания: «Лобзик», Дополнительные приспособления для выпиливания. | 2 | 1 | 1 | Опрос. Зачет |
7 | Правила выпиливания, повороты при выпиливании, установка «пилки» в лобзик | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос. Зачет |
8 | Выпиливание по контуру, Выпиливание внутренних отверстий | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
9 | Совмещение выпиливания и выжигания. Выпиливание по образцу, отработка навыков. | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическая работа |
10 | Выжигание точками, отрезками. Выжигание по внешнему контуру, Выжигание элементов рисунка | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
11 | Виды рамок, Способы создания рамок | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
12 | Рамочное выжигание, оформление рамок. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
13 | Подготовка основы для выжигания, работа над эскизом творческого изделия, перенос рисунка | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
14 | Выжигание рисунка точечным способом. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
15 | Подготовка основы, перенос рисунка, выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка одним из изученных способов | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическая работа |
16 | Выжигание рисунка с применением штриховки фона | 6 | 0,5 | 5,5 | Практическая работа |
17 | Композиция рисунка для выжигания с выпиливанием | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа |
18 | Композиция рисунка для выпиливания с отделкой выжиганием | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа |
19 | Изготовление брелока при помощи выпиливания и выжигания | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическая работа |
20 | Изготовление разделочной доски при помощи выпиливания и выжигания | 4 | 0,5 | 3,5 | Практическая работа |
21 | Изготовление изделия на произвольную тему | 4 | - | 4 | Творческая работа |
22 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Опрос, беседа, выставка |
| Всего часов: | 66 | 18 | 48 | х |
Содержание программы
1.Введение. Вводное занятие.
Теория. Вводная беседа о декоративно прикладном искусстве русского народа, способах обработки древесины. Используемые для обработки инструменты. Знакомство с участниками группы.
Содержание и задачи занятий, показ образцов готовых работ. Ознакомление с режимом работы, правилами поведения, рабочими инструментами и техникой безопасности.
2.организация рабочего места, устройство выжигательного аппарата, виды древесных пород.
Теория. Обучение правильному оборудованию рабочего места. Устройство выжигательного аппарата, включение, выключение. Использование подставки под ручку выжигателя. Правила безопасной работы с выжигателем. Виды древесных пород, применяемых в декоративно – прикладном искусстве. Использование текстуры дерева при создании декоративных изделий.
3. Технология декоративной отделки древесины и фанеры. Понятия: «Фон», «Контур», «Силуэт», Глубокое выжигание.
Теория. Виды отделки деревянных изделий. Защита изделий от погодных условий. Народные рецепты клеев и пропиток.
4.Виды штриховки.
Теория: Для чего нужна штриховка. Как меняется творческая работа при использовании штриховок.
Практика: Отработка полученных знаний.
5.Зачистка основы(заготовки). Перевод рисунка.
Теория: Для чего нужна зачистка. При помощи чего производится зачистка. В каком направлении лучше зачищать
Практика: Отработка полученных знаний.
6.Инструмент для ручного выпиливания.
Теория: Лобзик, устройство. Дополнительные приспособления для выпиливания
Практика: Отработка полученных знаний.
7.Правила выпиливания.
Теория: Правила безопасного выпиливания. Повороты при выпиливании Замена сломанной пилки.
Практика: Отработка полученных знаний.
8. Выпиливание по контуру.
Теория: Как удобнее выпиливать по контуру. Выпиливание внутренних отверстий.
Практика: Отработка полученных знаний.
9.Совмещение выпиливания и выжигания.
Теория: В каком порядке применяются два вида отделки древесины.
Практика: Отработка полученных знаний.
10. Выжигание по внешнему контуру.
Теория: Выжигание точками, отрезками, когда и какой способ применить. Очередность выжигания элементов рисунка
Практика: Отработка полученных знаний.
11. Виды рамок.
Теория: Способы создания рамок. Как изменяется восприятие работы с рамкой.
Практика: Отработка полученных знаний.
12.Рамочное выжигание.
Теория: Подбор темы для рамки. Создание эскиза рамки. Ширина рамки.
Практика: Творческая работа.
13.Подготовка основы для выжигания.
Теория: Зачистка заготовки. Выбор рисунка для творческой работы. Перенос рисунка на заготовку.
Практика: Практическая работа
14.Выжигание рисунка точечным способом.
Теория: Как держать ручку выжигателя, чтобы получить точки разного вида.
Практика: Практическая работа.
15.Подготовка основы для выжигания.
Теория: Правила подготовки основы для выжигания. Выбор рисунка и перенос его на заготовку. Выбор способа выжигания.
Практика: Отработка полученных знаний.
16.Выжигание с использованием штриховки фона.
Теория: Как штриховкой фона обозначить тени предметов.
Практика: Отработка полученных знаний.
17.Компазиция рисунка для выжигания с выпиливанием.
Теория: Определение выжигаемых и выпиливаемых элементов
Практика: Отработка полученных знаний.
18.Компазиция рисунка для выпиливания с отделкой выжиганием
Теория: Определение линий по которым будет вестись выпиливание, внутри которых будет контур для выжигания.
Практика: Отработка полученных знаний.
19.Изготовление брелока.
Теория: создание эскиза брелока, подготовка заготовки, перенос рисунка. Определение линий для выжигания и для выпиливания.
Практика: Отработка полученных знаний.
20.Изготовление разделочной доски.
Теория: Подготовка заготовки. Перенос рисунка доски при помощи шаблона. Выпиливание. Нанесение рисунка на выпиленную доску. Выжигание рисунка.
Практика: Отработка полученных знаний.
21.Изготовление изделия на произвольную тему.
Практика: Создание работы с учетом полученных знаний и навыков.
22.Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. Что понравилось, что давалось тяжело. Пригодятся ли эти знания в будущем. Во время подведения итогов устраивается мини-выставка
обсуждаем качество готовых работ, которые являются анализом
проделанной работы, и позволяют отметить удачные находки в выполнении работ.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- Будут знать народные промыслы, использующими древесину, научатся разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;
- научатся соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;
- будут знать основы композиции;
- научатся способам переноса рисунка на заготовку;
- научатся различным приемам выжигания и оформления готового изделия;
- научатся применять лобзик для оформления своих работ.
Метапредметные результаты:
- разовьют чувство личной ответственности за результат работы;
- разовьют умение работать в коллективе;
- разовьют пространственное мышление, фантазия;
- разовьют внимание, наблюдательность;
- разовьют мелкую моторику.
Личностные результаты:
- разовьют духовно-нравственные качества личности;
- разовьют эстетический вкус;
- разовьют чувства доброжелательности и отзывчивости;
- разовьют творческие способности.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во часов | Режим занятий |
2024 -2025гг | 07.09.2024 | 23.05.2025 | 33 | 66 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Условия реализации программы
(Материально-техническое обеспечение; Кадровое обеспечение; Информационно-методическое обеспечение)
Материально-техническое обеспечение:
- перечень оборудования учебного помещения, кабинета - классная доска, компьютер, принтер, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения заготовок и инструмента.
- перечень материалов, необходимых для занятий: Фанера, лобзики, выпиловочные столики, бумага для принтера, выжигатели. запасные иглы для выжигателей, запасные пилки к лобзикам.
Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пирография. Огненная кисть» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее художественной направленности и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н.
Информационно-методическое обеспечение - тематические подборки материалов: образцы работ выполненых по темам и разделам программы.
https://kremsosh46.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Vyzhiganie_po_derevu_TsP.pdf
https://www.prodlenka.org/profile/348038
https://miazar.ru/
https://patykids.ru/
Формы контроля
Данной программой предусмотрены следующие формы и виды контроля:
- Беседа в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у обучающихся, обеспечивает их эмоциональный комфорт. Творческие работы позволяют обобщить пройдённый материал.
После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с обсуждением сделанных работ. Обычно эти занятия приурочиваются к очередному календарному празднику, что дает возможность оценивать работы всего коллектива.
Для отслеживания результативности общеразвивающего процесса используются следующие виды контроля:
- текущий контроль (в течение всего учебного года) – наблюдение за правильностью применения получаемых знаний.
- промежуточный контроль – творческая работа с целью определить динамику восприятия учебного материала;
- итоговый контроль (май) – опрос, с целью определить уровень сформированности специальных умений и навыков, умения применять знания, полученные за год обучения.
Критерии оценки представлены в «Приложении 1»
Оценочные материалы
Материалы, позволяющие оценить уровень освоения программы:
- наблюдение;
- тестовые задания;
- устный опрос, беседы.
- участие в выставках;
Список литературы
Агапов К.К Художественное выпиливание и выжигание [Текст] / Агапов К.К — . — Ташкент: «Укитувчи», 1988 — 48 c.
Барабулин, В. А. «Художественная обработка дерева» [Текст] / В. А. Барабулин — . — Москва: Культура, 1986 — 48 c.
Панченко, В. В. "Выжигание по дереву" [Текст] / В. В. Панченко — . — Москва: Феникс, 2006 — 224 c.
Пирография или искусство выжигания по дереву (электронный ресурс) - 2006.pdf
Приложение 1.
Критерии оценки анализа изделия и отдельных этапов его изготовления, применяемые при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.
Минимальный уровень: изделие выполнено до конца, но со значительными недочетами, обучающийся работает строго по образцу, с работой на свободную тему может не справиться.
Базовый уровень: изделие выполнено до конца, но неаккуратно, обучающийся берет за основу образец, в работе присутствует оригинальное решение (видоизменяет изделие, добавляет новые детали).
Творческий уровень: изделие выполнено без ошибок и недочетов, обучающийся самостоятельно, творчески выполняет работу на заданную тему.
Приложение 2
План воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки/дата | Ответственный |
| Мастер-класс для детей и взрослых: «Кормушка для птиц» | Май 2025 | Педагог дополнительного образования |
| Мастер-класс: профессия «Пирограф» | Май 2025 | Педагог дополнительного образования |