СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ и ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «Ш»,«ш». ЖИ, ШИ – ПИШИ С БУКВОЙ «и»- пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся первых классов. Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «ш»; учить находить в слове парные согласные звуки; отрабатывать навык написания сочетаний жи – ши; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать умение анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«ПИСЬМО СТРОЧНОЙ и ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «Ш»,«ш». ЖИ, ШИ – ПИШИ С БУКВОЙ «и»- пнш 1 класс»

Тема: ПИСЬМО СТРОЧНОЙ и ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «Ш»,«ш». ЖИ, ШИ – ПИШИ С БУКВОЙ «и»

Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-

двигательный образ строчной буквы «ш»; учить находить в слове парные согласные звуки;

отрабатывать навык написания сочетаний жи – ши; продолжить формирование умений делить

слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение,

воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать

звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды

соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать умение анализировать

предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных

букв; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Формировать личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; осознают роль речи в общении людей; поймут богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, выполнять установку на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: научатся обмениваться мнениями, учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Регулятивные УУД: научатся организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать своей деятельности иллюстрации, фишки и звукобуквенные схемы.

Познавательные УУД: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ,делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Предметные УУД: научатся различать звук [ш], определять в словах.


ОБОРУДОВАНИЕ: «Азбука» тетрадь по письму № 2

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

сделать Е и Ё.А. Шибаев

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!Е. Тарлапан

– На что похожа буква «ш»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «ш»,

которая обозначает твердый согласный звук [ш].

III. Повторение звука [ш], изученного на уроках чтения.

– Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

– Придумайте слова, в которых звук [ш] в начале слова. (Шляпа, шуба.)

– Придумайте слова, в которых звук [ш] в середине слова. (Машина, чашка.)

– Придумайте слова, в которых звук [ш] в конце. (Камыш, карандаш, душ.)

– Отберите те игрушки на доске, в названии которых есть звук [ш].

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Твердый глухой согласный звук.)

– Как надо писать сочетание букв «жи – ши»? (С буквой «и».)

– Мы говорим ясно – [ш ы л о ], а пишем ш и л о , говорим [ж ы р ], а пишем жир .

– Зачем придумали такое правило?

– Для удобства. Ведь если бы мы условились писать всегда так, как говорим, то получилась бы

изменении одинаковых слов их окончания писались бы в разных

случаях по-разному – иногда «и», а иногда «ы».

Так что теперь, дорогие дети, вам придется запомнить: буквы «ж» и «ш» питают отвращение к

«ы» – они никак не согласны, чтобы она стояла за ними, и требуют обязательно нежного «и».

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «ш» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «ш»: малой и большой печатных,

строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «ш».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной

буквы «ш» на доске мелом.Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя до нижней линейки,

делаем закругление вправо, коснувшись ее (2). Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь

вправо (3). Вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо,

коснувшись ее (5). Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо (6). Вниз пишем

прямую (7). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (8).

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх, отклоняясь вправо (3), вниз (4), вправо (5), вверх, отклоняясь

вправо (6), вниз (7), вправо (8).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «ш» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления

мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30.)

4. Имитация учащимися начертания буквы «ш» по алгоритму на основе двигательных

элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной

строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. П и с ь м о у ч а щ и м и с я в т е т р а д и двигательных элементов, их комплексов и строчной

буквы «ш» по алгоритму.

2. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е верхнего соединения:

аш, ош, ыш, ши.

VII. Выполнение речеязыкового задания. Упражнение в письме слов по образцу.

– Прочитайте первую пару слов: «кошка» – «кашка».

– Сравните эти слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Рассмотрите схему предложения на доске.

– Составьте по данной схеме предложения со словами «кошка», «кашка».

Кошка сидит на дереве. Кашка варится в кастрюле. Кашка растет на лугу.

– Что означает слово «кашка»? (Кашка – пища и кашка – луговое растение.)

– Проанализируйте виды соединений букв в этих словах и выполните письмо по образцу.

– Прочитайте «спрятанные» слова:

– Какие слова получились?– Какие слова обозначают имена людей? – С какой буквы надо писать эти слова?

– Проанализируйте виды соединений букв и запишите слова по образцу.

– Отгадайте ребус:

О т в е т : машина.

– Составьте звукобуквенную схему слова «машина».

– Назовите в этом слове всегда твердый глухой согласный звук. (Звук [ш].)

– С какой буквой пишем сочетание «ши»?

– Какое слово «спряталось» в слове «машина»? (Слово «шина».)

– Проанализируйте виды соединений букв и запишите слова по образцу.

– Подчеркните сочетание букв «ши».

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Сравните буквы ш – т. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах одинаковый по

форме и по размеру (но различный по расположению) элемент – полоска в форме прямой линии с

закруглением с одной стороны.)

– Сравните буквы ш – й. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах два одинаковых по

форме и по размеру элемента – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Сравните буквы ш – И. Чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по

форме (но различный по размеру) элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной

стороны.)

– Переконструируйте строчную букву «ш» в строчную букву «т»; в строчную букву «й».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

– Проанализируйте группу букв и выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой

линии с закруглением с одной стороны.)

– Какая буква является «лишней»? (Строчная буква «ф».)

– В каких буквах общий элемент имеет переменное свойство? (В строчной букве «т» – иное

расположение, в строчной букве «ш» – количество общих элементов равно трем.)

– Впишите общий элемент в рамку.

IX. Учитель проводит и г р у «Доскажи словечко».

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные… (шары).

Слышит мишка краем уха,

Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

Но понять не может мишка,

Отчего над ухом… (шишка).

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему... (штанишки).

Дети из веток построили... (шалаш).

У меня есть красный... (карандаш).

По полу пробежала быстро... (мышь).

– Сравните слова-отгадки. Что их объединяет? (Звук [ш].)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Ш»,

которая нужна нам для обозначения твердого согласного звука [ш] в первом слове предложения и

собственном имени.

X. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Ш» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «Ш»: малой и большой печатных,

строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Ш».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Ш».

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Ш». (Полоска в форме прямой линии

с закруглением с двух сторон; две полоски в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых

состоит заглавная буква «Ш».

XI. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания заглавной

буквы «Ш» на доске.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем закругление,

коснувшись ее (1). Опускаем прямую (2). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо,

коснувшись ее (3). Линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (4). Вниз

пишем прямую (5). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (6).

Линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (7). Вниз ведем прямую (8). Не

дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (9).

Слева направо (1), вниз (2), вправо (3), вверх, отклоняясь вправо (4), вниз (5), вправо (6), вверх,

отклоняясь вправо (7), вниз (8), вправо (9).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Ш» под

счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления

мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).4. Имитация учащимися начертания буквы «Ш» по алгоритму на основе двигательных

элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

НА ЛУЖОК

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

XII. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной

строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

1. П и с ь м о у ч а щ и м и с я в т е т р а д и двигательных элементов, их комплексов и заглавной

буквы «Ш» по алгоритму.

2. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е соединений:

а) верхнего – Шу, Ши; б) нижнего – Ша.

XIII. Выполнение речеязыкового задания. Упражнение в письме слов.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Вспомните клички животных, которые начинаются на звук [ш]. (Шарик.)

– Вспомните имена мальчиков, которые начинаются на звук [ш]. (Шура, Шурик.)

– Вспомните имена мальчиков, которые начинаются на звук [ж]. (Женя, Жора.)

– С какой буквы надо писать имена людей и клички животных?

– Рассмотрите схему текста. Сколько в нем предложений?

– Составьте рассказ по данной схеме про мальчика и собаку.

– Прочитайте предложение в тетради и составьте его схему.

– Используя эту схему, составьте свои предложения.

– Какое слово-помощник используется в этом предложении?

– Проанализируйте виды соединений букв в словах и выполните письмо по образцу.

– Составьте звукобуквенную схему слова «друзья».

XIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте группу букв. Что их объединяет? Выделите в них общий элемент. (Полоска

в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Впишите общий элемент в рамку.

– Переконструируйте заглавную букву «Ш» в заглавную букву «И»; в заглавную букву «Л»; в

заглавную букву «Й».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

XIVИтог урока. Рефлексия.


Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.

У р о к 2

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ – ШИ

Ц е л и : учить писать слова под диктовку; продолжить формирование умений написания

сочетаний жи – ши; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их

со схемами и моделями; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учащиеся читают с доски стихотворение:

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши

Жирафы, мыши и моржи.

– О каком правиле рассказывает это стихотворение?

– Сегодня на уроке будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

III. Повторение пройденного.

Учитель проводит и г р у «Доскажи словечко».

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут... (мыши).

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни… (машина).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

– Проанализируйте слова-отгадки и составьте звукобуквенные схемы слов.

Далее учащиеся проводят слого-звуковой анализ слов по п л а н у :

1. Сколько букв в слове?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

– Охарактеризуйте звук [ш]. (Всегда твердый глухой согласный.)

– Охарактеризуйте звук [ж]. (Всегда твердый звонкий согласный звук.)

– Как называются звуки [ш] – [ж]? (Это парные согласные звуки.)

– Что вы знаете о правописании сочетаний ЖИ – ШИ? (Всегда пишется с буквой «и».)

Подготовка руки к письму.

IV. Работа в тетради.

1. Н а п и с а н и е строчных и заглавных букв «ж», «ш» по алгоритму.2. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е соединений:

а) среднеплавного – же, ше;

б) верхнего – жи, ши.

3. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е с л о в по образцу.

– Прочитайте первую пару слов. Чем они похожи?

– Что обозначает каждое слово?

– Составьте предложения с этими словами и запишите схемы к ним.

Мальчик жил с мамой.

Мальчик шил салфетки.

– Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо слов по образцу.

Учитель читает загадку:

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Равно на три больше станет.

– Составьте звукобуквенную схему слова «шесть».

– Назовите всегда глухой твердый согласный звук в слове «шесть». (Звук [ш].)

– Замените звук [ш] на парный звук [ж]. Какое слово получилось?

– Сравните слова «шесть» и «жесть». Чем они похожи? Чем отличаются?

– Составьте предложения с этими словами.

Машина везет жесть.

У Миши шесть карандашей.

– Проанализируйте виды соединений букв и запишите слова по образцу.

V. Письмо предложений по образцу.

Учащиеся читают предложение.

– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Почему? (Название городов надо писать с

заглавной буквы.)

– Проанализируйте каждое слово предложения по п л а н у и выполните письмо.

1. Сколько букв в слове?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?4. Какой слог ударный?

5. Виды соединений букв.

– Какое слово-помощник используется в этом предложении?

– Рассмотрите схему предложения и составьте по ней свои предложения.

Волга и Дон – реки.

Миша и Маша – друзья.

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте первую группу букв. Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме

прямой линии.)

– Переконструируйте строчную букву «ж» в строчную букву «к»; в строчную букву «п»; в

строчную букву «т», в строчную букву «н».

– Проанализируйте вторую группу букв. Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме

прямой линии с закруглением.)

– Впишите общий элемент в рамку.

– В каких буквах общий элемент имеет переменные свойства? (Буква «ш» и буква «т».)

– Переконструируйте строчную букву «ш» в строчную букву «а»; в строчную букву «у»; в

строчную букву «и», в строчную букву «н»; в строчную букву «ы»; в строчную букву «м»; в

строчную букву «й»; в строчную букву «л»; в строчную букву «т».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

VII. Письмо слов.

– Найдите и прочитайте слова.

Далее учащиеся записывают слова по памяти: ландыши, пружина, малыши, карандаши.

– Подчеркните сочетания жи – ши.

VIII. Итог урока.Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!