СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПИСАРИК О. Д. Урок "А. Платонов. "На заре туманной юности"" РЯиЛ 2019-10

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПИСАРИК О. Д.  Урок "А. Платонов. "На заре туманной юности"" РЯиЛ 2019-10

Просмотр содержимого документа
«ПИСАРИК О. Д. Урок "А. Платонов. "На заре туманной юности"" РЯиЛ 2019-10»

О.Д. Писарик, ГУО «Ворончанский УПК детский сад – средняя школа» Кореличского района Гродненской области

Тема. А. Платонов. «На заре туманной юности»

Задачи урока: проследить путь героини от одиночества к людям, от ощущения ду­ховного сиротства к высокой причастности к судьбе всего народа; способствовать раз­витию у учащихся умения характеризовать героев, формулировать проблему, тему про­изведения; воспитывать гуманное отношение к близким людям, любовь к жизни, чувство ответственности за свою судьбу, счастье.

Тип урока: урок-галерея.

Оборудование: выставка книг А. Пла­тонова, презентация, репродукции картин В. Конева «Юность», С. Андрияки «Заря в лесу», А. Сычёва «Туман», Н. Марченко «Дорога скорби», В. Маковского «Толпа на улице», отрывок из к/ф «Опять надо жить» (реж. В. Панин).

Эпиграф: Надо относиться к людям по-отцовски. А. Платонов

Ей уже не хотелось жить, как прежде, со спрятанным тихим сердцем. А. Платонов

Зов твой летит сквозь туманы весенние,

Звоном серебряным, солнцем в окне.

Дивная-дивная, песня напевная

Сказкой волшебной приходишь во сне.

Рядом со мною пройдёшь ты дорогами,

И на заре пришедшего дня,

Честная-честная, строгая-строгая,

Не осуди меня, юность моя.

Верю в тебя, мою спутницу славную,

Верю и в то, что во всём ты права.

Самое нужное, самое главное

Ты сбережёшь во мне, юность моя.

Словарная работа.

На доске вы видите три картины, на ко­торых изображено явление или понятие. Вам нужно определить, что это за явление или понятие, и объяснить смысл этого понятия. Примерные ответы учащихся.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Добрый день, ребята! Как говорили древние греки, хорошее настроение — поло­вина успеха в работе. Так давайте улыбнёмся друг другу, подарим тепло солнца, доброту.

  1. Психологическая подготовка. Созда­ние эмоционального настроя.

  • И начать урок хочу со стихотворения. Внимательно прослушайте его и определите тему.

Юность нелёгкая, юность прекрасная — Мысли в полёте и сердце в огне. Светлая-светлая, ясная-ясная —

Только такою ты грезишься мне.

Ночи бессонные, дали безбрежные,

Светоч любви и восторги мечты.

Тёплые-тёплые, нежные

Дни золотые дарила мне ты.


КАРТИНА В. Конев Юность

На картине изображена юная особа, кото­рая, закрыв глаза, наверное, мечтает о своём будущем, рисуя его в ярких красках. Она олицетворяет юность. Юность — это возраст­ной период в развитии человека, переход от подросткового возраста к периоду самостоя­тельной взрослой жизни.

С. Андрияка Заря

На картине изображён восход солнца, заря. Заря — это начало нового дня, пробуж­дение природы, очень красивое время суток.

Картина

А. Сычёв Туман

На картине изображён пейзаж, который окутан туманом. Туман — это природное яв­ление, плотная непроглядная завеса.

  1. Сообщение темы урока, постановка задач урока.

  • Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Андрея Платонова. Как называ­ется рассказ, который вы читали? («На заре туманной юности».)

  • Исходя из темы, давайте сформулиру­ем задачи нашего учебного занятия. В этом нам помогут слова-помощники:

  • познакомиться... (с рассказом А. Пла­тонова «На заре туманной юности»)',

  • проследить... (путь героини от одино­чества к людям, от ощущения духовного си­ротства к высокой причастности к судьбе всего народа);

  • воспитывать (гуманное отношение к близким людям, любовь к жизни; воспиты­вать чувство ответственности за свою судьбу, счастье).

  • Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием «Оль­га» в журнале «Новый мир» в 1938 году. Почему Андрей Платонов изменил название? (Потому что таких, как Ольга, были мил­лионы. Это судьба целого поколения.)

  • Мы с вами уже дали определение сло­вам из названия рассказа. Сложив их в общую картину, попробуйте определить смысл назва­ние рассказа. (Ольга стоит в начале своего жизненного пути, на заре. Это заря её жизни. Что ждет её в будущем, она не знает. Буду­щее покрыто туманом неизвестности.)

  • Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете?1 (Нужно относиться к людям по-отцовски. Это значит, что лю­дям нужно помогать, заботиться о них и дарить любовь и доброту. Второй эпиграф означает, что в новой жизни главная герои­ня поняла, на что она способна. Она хотела познать все радости жизни, всё почувство­вать, жить по-другому, не так, как раньше, тихо и однообразно.)

  1. Работа по теме урока.

  • Любое произведение состоит из образов, которые образуют целостную картину. Перед вами на столе лежат предметы. Ваша задача заключается в том, чтобы установить их от­ношение, принадлежность к рассказу «На заре туманной юности» и его автору Андрею Пла­тонову. Свои ответы вы должны подтверждать цитатами из произведения.

Ученики по очереди подходят к столу и выбирают предмет.

  1. Паровоз.

Отец Платонова работал машинистом па­ровоза. В рассказе паровоз выступает как символ времени, эпохи.

«На вокзале было пустынно; война с буржуями отошла в южную сторону. На железнодорожном пути против вокзальной платформы стоял один небольшой, старый паровоз и два пустых товарных вагона».

Мы наблюдаем, как героиня Ольга садит­ся с красноармейцами на паровоз.

«Поздно утром красноармейцы разбудили Ольгу. Поезд стоял на большой станции; не­знакомые паровозы чужими голосами гудели вдалеке, и солнце светило не с той стороны, с какой оно светило в посёлке, где жила Ольга. Но Ольга не уходила; ей хотелось остаться с красноармейцами в вагоне и ехать с ними».

Ольга дарит людям доброту, тепло, пыта­ется изменить мир к лучшему.

«И Ольга училась с прилежным усердием, чувствуя в себе спокойное, счастливое сердце.

В первое время ученья Ольга тоже ча­сто брала себе добавок, чтобы сытнее на­едаться, но теперь она перестала требо­вать добавки и с неудовольствием смотрела на Лизу, которая всегда съедала двойную порцию второго блюда. Ольга жалела общую пищу республики, чтобы осталось больше хлеба для красноармейцев и рабочих».

В конце произведения мы снова встре­чаемся с образом паровоза. Оторвавшись от состава, он летел на полной скорости к обры­ву, где могли погибнуть люди. Из-за ошибки дяди Ольги могла случиться трагедия. Но героиня предотвратила трагедию, изменила ход событий, времени.

«Тот паровоз время от времени тре­вожно пел, то сигналя об обрыве, то прося сквозного прохода».

«Она почувствовала удар в машину, и паровоз её прыгнул вперёд, как живой и со­знательный».

«Маневровый паровоз даже не сошёл с рельсов, в машину только вдвинулся тендерна котёл, но зато весь оборванный состав уцелел, если не считать сцепных приборов одного переднего вагона, ударившего в паро­воз. Теперь весь поезд мирно стоял на высо­кой насыпи, среди чистого поля, освещённого безветренным утренним солнцем».

Каждый человек — кузнец своего сча­стья, хозяин своей судьбы.

  • Железная дорога.

Образ железной дороги сопровождает нас от начала рассказа до его завершения. Отец Ольги работал на железной дороге, потом Ольга пришла на станцию, чтобы уехать.

«Ольга вышла на улицу; посредине её ле­жали сложенные в штабель старые ржавые рельсы, между ними уже много раз вырас­тала и умирала трава, и теперь она снова росла. Девочка села на рельсы,они нахо­дились как раз против окон того дома, где жила тётка».

Ольга проходила практику на железной дороге.

«Через три года, по окончании курсов, Ольгу и Лизу направили на железнодорож­ную линию на практику».

«Им назначили проходить практику на маленькой станции Серьга, невдалеке от города, где они учились».

  • Кукла.

Главная героиня Ольга, как и сам Пла­тонов, лишается детства, беззаботности, ей пришлось раньше повзрослеть.

«Родители её умерли от тифа в граж­данскую войну в одну ночь. Ольге тогда было четырнадцать лет от роду, и она осталась одна, без родных и без помощи, в маленьком посёлке при железнодорожной станции, где отец её работал составителем поездов».

«Теперь девочка-сирота тоже думала и поступала подобно матери, и ей от этого было легче жить одной. Когда она делала вместо матери все дела по хозяйству, когда она повторяла её слова, вздыхала от нужды и тихо томилась на кухне, девочка вообра­жала себе, что мать её жива в ней немного, она чувствовала её вместе с собою».

Когда мы играем в детстве с куклой, то мы представляем себя мамой, а куклу доч­кой. Но в жизни писателя и главной геро­ини «На заре туманной юности» это была не игра, а реальность жизни. Андрей Пла­тонов, как старший сын в большой семье, по-настоящему вжился в роль няни (в се­мье было ещё 10 детей). И главной героине рассказа Ольге пришлось нянчить мальчика Юшку, которого она очень полюбила и при­выкла к нему.

«Ольге пришлось наняться приходящей нянькой к одному человеку, рано потерявше­му жену,другой домашней работницы ни­где не было. Ребёнку было всего полтора года, звали его Юшкой. Ольга полюбила Юшку; это был мальчик с большой головой, темно­волосый, с серыми чистыми глазами, внима­тельно и добродушно наблюдавший все явле­ния и происшествия в комнате; он обычно не плакал и терпел без раздражения и обиды свои младенческие невзгоды. Ольгу привлекла в ребёнке одна его особенность: взяв снача­ла, он отдавал обратно ей всё, что она ему дарила, и прибавлял к тому ещё что-нибудь лишнее, что у него бывало под рукамив люльке или на полу, где он играл и ползал. Если Ольга давала ему старую погремушку, то мальчик дарил ей в ответ деревянную бочку, которой он играл до того, и норовил ещё отдать и соску с пузырьком или про­чую обиходную для него вещь. Когда Ольга кормила Юшку кашей, он ел с охотой в том случае, если нянька тоже ест с нимодну ложку себе в рот, а другую ему, и так по оче­реди, иначе ребёнок есть не хотел».

Окружающие даже подумали, что она действительно молодая мама.

«Командир склонился к Ольге, лежавшей на диване в телеграфной комнате:

Кого вы хотите увидеть? Мы сейчас вызовем. Может быть, родственников или друзей?

Юшку,сказала Ольга.А больше никого не надо: пусть за меня все люди на свете живут...

Хорошо,ответил командир и дал знак телеграфисту приготовиться к пере­даче.А это ктоЮшка?

Ребёнок,произнесла Ольга.

Командир удивился молодости матери и ничего не сказал».

  • Платочек, на котором, два кусочка хлеба.

Сам Платонов, рано повзрослев, пошёл помогать отцу. С 13 лет будущий писатель работает по найму, для родных добывает не­лёгкий хлеб. И Ольге пришлось трудиться, чтобы заработать себе на пропитание.

  • «Ольга с утра пошла на третий этаж дома, где жили разные вольные жильцы, и попросила у хозяек работы по домашнему хозяйству».

  • «Полина Эдуардовна велела Ольге вы­мыть полы, потому что ей самой было труд­но нагибаться от излишней полноты тела. За эту работу Ольга получила фунт хлеба, два куска сахару и ещё немного денег».

Она кормила не только себя, но и свою подругу по комнате Лизу.

«Вернувшись в общежитие, Ольга подо­ждала Лизу, когда окончатся дневные уро­ки, и разделила с ней пополам хлеб и сахар».

  • Книги.

Несмотря на то что Платонову пришлось зарабатывать на кусок хлеба, он продолжал учиться и стремиться к самообразованию.

«В общежитии Ольга застала Лизу; она уже вернулась с вечерних занятий, не доси­дев одного урока. Ольга отдала ей хлеб и ве­лела есть, а сама начала заниматься далее по пройденным сегодня предметам, чтобы не отстать».

Когда Ольга временно не посещала за­нятия, а работала, Лиза рассказывала о том, какую тему проходили, и они вместе вечером выполняли домашнее задание.

«Подруги сели делать уроки к общему столику, и долго ещё светил свет на две их задумчивые, склонившиеся головы, в кото­рых работал сейчас их человеческий разум, питаемый кровью из сердца».

  • Шахматы.

Шахматы — игра, которая заставляет ду­мать, принимать решение самостоятельно.

«Но через несколько месяцев, к весне, их столовой вдруг вовсе перестали выдавать продукты, а всем учащимся курсантам за­держали выдачу стипендий. После оказа­лось, что в этом деле были повинны белые офицеры, служившие в губпродкоме и финот­деле, и те, кто им доверил советскую служ­бу. Лиза, не поев всего два дня, на третий день заплакала, а Ольга не стала плакать. Ольга с утра пошла на третий этаж дома, где жили разные вольные жильцы, и попро­сила у хозяек работы».

Платонов был очень требователен к свое­му творчеству. Человек у писателя при лю­бых условиях живёт, думает, делает.

«Ольга попросила его:

- Командуйте!

- Сейчас,в тревоге и поспешности сказал начальник,сейчас мысль ко мне придёт!

- Долго,возразила Ольга.Не надо, я сама знаю...»

Наша героиня Ольга тоже думает, как поступить и что предпринять в той или иной ситуации. Например, когда перестали кор­мить и выдавать стипендию, Ольга решила пойти работать, а в чрезвычайной ситуации совершила подвиг.

«В случае дальнейшего развития свобод ной скорости оборванный состав немину­емо сошёл бы с рельсов на закруглении пе­ред волжским мостом или на самом мосту; либо же состав был бы сокрушён на стан­ции, расположенной по ту сторону реки».

  • Семейный альбом.

Ольга в 14 лет осталась сиротой. Перед смертью мать сказала, чтоб в случае чего она ехала к своей тётке. Казалось бы, се­мья — главная ценность человека, которой он должен дорожить. Но в рассказе мы на­блюдаем, как единственный родной человек не рад приезду Ольги. Татьяна Васильев­на не обрадовалась племяннице, сочла её обузой.

«От своих детей бог избавил, зато нам их родня подсыпает,вздохнула Та­тьяна Васильевна.Вот тебе, Аркаша, племянница моя, она теперь круглая сиро­та: пои, корми её, одевай и обувай!..»

«Приехала, развалиласьу дяди с тётей ведь добра много: накормят, обуют, оденут и с приданым замуж отдадут!.. Принимайте, дескать, меня в подарок,вот я, босая, в одной юбчонке, голодная, не­мытая, сирота несчастная... Может, бог даст, вы скоро подохнете, дядя с тётей, так я тут хозяйкой и останусь: что вы горбом да трудом добыли, я враз в оборот пущу!.. Ну уж, милая, пускай черти кро­мешные тебя к себе заберут, а с моего до­бра я и пыль тебе стирать не позволю, и куском моим ты подавишься!.. Мужик це­лый день на работе, на ветру, на холоде, я с утра до ночи не присяду, а тут, на тебе, приехала на всё готовое: любите, питайте меня... Ольга, чего ты всё спишь-то?вдруг громко позвала Татьяна Ва­сильевна.Ишь уморилась, подумаешь,вставать давно пора! Мне из-за тебя ни за чего приниматься нельзя!..»

Зная, что Ольге некуда идти, тётя с радо­стью её выпроваживает.

«Тебя теперь и не прокормишь!.. Уйдёшь из дому, а ты. начнёшь по шкафам крошки собирать да по горшкам лазить... А мне сей­час как раз на базар надо идти, как же я тебя одну-то во всём доме оставлю?

  • Я сейчас пойду, я у вас не останусь,ответила ей Ольга.

Тётка довольно улыбнулась.

  • Что ж, иди,значит, тебе есть куда идти... А когда соскучишься, в гости будешь к нам приходить. Так-то будет лучше».

Трагедия в том, что совершенно посто­ронние и чужие люди помогли девочке, а семейные узы были разорваны. Разорваны узы были не только у Ольги, её подруга и соседка по комнате тоже осталась одна. Отец умер, а мать, выйдя замуж за заведующего столовой, перестала заботиться о дочери, со­всем забыла про неё.

«В классе Ольга сидела рядом с Лизой, которая тоже была наполовину сиротой: её отца убили на империалистической войне, а мать, нестарая женщина, вышла замуж за заведующего столовой и, не заботясь более о своей дочери, предалась шумной, сытой жиз­ни и какой-то общественной деятельности».


Физкультминутка


  • Всё написанное Андреем Платоновым — реальная судьба страны, нашего народа. Чи­тать Платонова — большая духовная работа. Сейчас я вам предлагаю посетить галерею и побывать в роли искусствоведов. Здесь нахо­дятся картины, которые объединены в груп­пы. Они могли бы нам помочь в анализе рас­сказа «На заре туманной юности». Работать вы будете в парах. Ваша задача — описать, что вы видите на картинах, какие цвета ис­пользовали художники. Далее вам необхо­димо определить, что объединяет картины между собой и как они связаны с нашим произведением. (Ученики выбирают карти­ны и озвучивают свои размышления.)

В. Маковский. Толпа на улице

Н. Марченко. Дорога скорби

К. Савицкий. На войну

А. Новикова. Радость жизни

Просмотр фрагмента фильма.

— В 1999 году вышел художественный фильм «Опять надо жить» по мотивам рассказа Андрея Платонова «На заре туманной юности». Предлагаю вам посмотреть отрывок из него.

Демонстрируется отрывок из к/ф «Опять надо жить».


  1. Подведение итогов.

— Один из литературных критиков ска­зал: «Творчество А. Платонова — это “ки­пящая Вселенная”». Давайте составим твор­ческую Вселенную по мотивам рассказа «На заре туманной юности». Какие темы, пробле­мы поднимаются в произведении?


  1. Рефлексия.

Составление синквейна.

— Рассказ А. Платонова «На заре туман­ной юности» — это целая вереница образов, проблем. Давайте мы с вами построим лест­ницу на основе рассказа.

1-я ступенька — 2 существительных,

2-я ступенька — 3 прилагательных,

3-я ступенька — 4 глагола.


Вариант ответа:

Судьба, счастье

Трудная, сломленная, утраченное

Возродить, строить, учиться, помогать

— Вот и закончилось наше путешествие по рассказу «На заре туманной юности». Доброта помогает нам пережить все трудности и невзго­ды, помогает видеть счастье в простых мелочах. В конце учебного занятия я предлагаю послу­шать стихотворение «Доброта» Натали Бизанс.

Без Доброты нам было б слишком тесно, Без Доброты нам было бы темно...

Лишь с Добротой хватает в сердце места, Чтобы любить и помнить всё равно...

И даже если всё давно остыло,

Нам Доброта и свет поможет пережить Всё то, что в сердце болью долго ныло, Чтобы опять нити счастья возродить. Лишь с Добротой способны к Состраданию, И Милосердию готовы век служить.


  1. Выставление отметок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

07.08.2024 19:10
Гончарова Елена Юрьевна @dvishenie
Спасибо за материал!
09.03.2022 11:16
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо, Наталья Станиславовна!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс