СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПИСАРИК О. Д. Урок "А. Платонов. "На заре туманной юности"" РЯиЛ 2019-10
О.Д. Писарик, ГУО «Ворончанский УПК детский сад – средняя школа» Кореличского района Гродненской области
Тема. А. Платонов. «На заре туманной юности»
Задачи урока: проследить путь героини от одиночества к людям, от ощущения духовного сиротства к высокой причастности к судьбе всего народа; способствовать развитию у учащихся умения характеризовать героев, формулировать проблему, тему произведения; воспитывать гуманное отношение к близким людям, любовь к жизни, чувство ответственности за свою судьбу, счастье.
Тип урока: урок-галерея.
Оборудование: выставка книг А. Платонова, презентация, репродукции картин В. Конева «Юность», С. Андрияки «Заря в лесу», А. Сычёва «Туман», Н. Марченко «Дорога скорби», В. Маковского «Толпа на улице», отрывок из к/ф «Опять надо жить» (реж. В. Панин).
Эпиграф: Надо относиться к людям по-отцовски. А. Платонов
Ей уже не хотелось жить, как прежде, со спрятанным тихим сердцем. А. Платонов
Зов твой летит сквозь туманы весенние,
Звоном серебряным, солнцем в окне.
Дивная-дивная, песня напевная
Сказкой волшебной приходишь во сне.
Рядом со мною пройдёшь ты дорогами,
И на заре пришедшего дня,
Честная-честная, строгая-строгая,
Не осуди меня, юность моя.
Верю в тебя, мою спутницу славную,
Верю и в то, что во всём ты права.
Самое нужное, самое главное
Ты сбережёшь во мне, юность моя.
Словарная работа.
На доске вы видите три картины, на которых изображено явление или понятие. Вам нужно определить, что это за явление или понятие, и объяснить смысл этого понятия. Примерные ответы учащихся.
Ход урока
Организационный этап.
Добрый день, ребята! Как говорили древние греки, хорошее настроение — половина успеха в работе. Так давайте улыбнёмся друг другу, подарим тепло солнца, доброту.
Психологическая подготовка. Создание эмоционального настроя.
И начать урок хочу со стихотворения. Внимательно прослушайте его и определите тему.
Юность нелёгкая, юность прекрасная — Мысли в полёте и сердце в огне. Светлая-светлая, ясная-ясная —
Только такою ты грезишься мне.
Ночи бессонные, дали безбрежные,
Светоч любви и восторги мечты.
Тёплые-тёплые, нежные
Дни золотые дарила мне ты.
КАРТИНА В. Конев Юность
На картине изображена юная особа, которая, закрыв глаза, наверное, мечтает о своём будущем, рисуя его в ярких красках. Она олицетворяет юность. Юность — это возрастной период в развитии человека, переход от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни.
С. Андрияка Заря
На картине изображён восход солнца, заря. Заря — это начало нового дня, пробуждение природы, очень красивое время суток.
Картина
А. Сычёв Туман
На картине изображён пейзаж, который окутан туманом. Туман — это природное явление, плотная непроглядная завеса.
Сообщение темы урока, постановка задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Андрея Платонова. Как называется рассказ, который вы читали? («На заре туманной юности».)
Исходя из темы, давайте сформулируем задачи нашего учебного занятия. В этом нам помогут слова-помощники:
познакомиться... (с рассказом А. Платонова «На заре туманной юности»)',
проследить... (путь героини от одиночества к людям, от ощущения духовного сиротства к высокой причастности к судьбе всего народа);
воспитывать (гуманное отношение к близким людям, любовь к жизни; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу, счастье).
Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием «Ольга» в журнале «Новый мир» в 1938 году. Почему Андрей Платонов изменил название? (Потому что таких, как Ольга, были миллионы. Это судьба целого поколения.)
Мы с вами уже дали определение словам из названия рассказа. Сложив их в общую картину, попробуйте определить смысл название рассказа. (Ольга стоит в начале своего жизненного пути, на заре. Это заря её жизни. Что ждет её в будущем, она не знает. Будущее покрыто туманом неизвестности.)
Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете?1 (Нужно относиться к людям по-отцовски. Это значит, что людям нужно помогать, заботиться о них и дарить любовь и доброту. Второй эпиграф означает, что в новой жизни главная героиня поняла, на что она способна. Она хотела познать все радости жизни, всё почувствовать, жить по-другому, не так, как раньше, тихо и однообразно.)
Работа по теме урока.
Любое произведение состоит из образов, которые образуют целостную картину. Перед вами на столе лежат предметы. Ваша задача заключается в том, чтобы установить их отношение, принадлежность к рассказу «На заре туманной юности» и его автору Андрею Платонову. Свои ответы вы должны подтверждать цитатами из произведения.
Ученики по очереди подходят к столу и выбирают предмет.
Паровоз.
Отец Платонова работал машинистом паровоза. В рассказе паровоз выступает как символ времени, эпохи.
«На вокзале было пустынно; война с буржуями отошла в южную сторону. На железнодорожном пути против вокзальной платформы стоял один небольшой, старый паровоз и два пустых товарных вагона».
Мы наблюдаем, как героиня Ольга садится с красноармейцами на паровоз.
«Поздно утром красноармейцы разбудили Ольгу. Поезд стоял на большой станции; незнакомые паровозы чужими голосами гудели вдалеке, и солнце светило не с той стороны, с какой оно светило в посёлке, где жила Ольга. Но Ольга не уходила; ей хотелось остаться с красноармейцами в вагоне и ехать с ними».
Ольга дарит людям доброту, тепло, пытается изменить мир к лучшему.
«И Ольга училась с прилежным усердием, чувствуя в себе спокойное, счастливое сердце.
В первое время ученья Ольга тоже часто брала себе добавок, чтобы сытнее наедаться, но теперь она перестала требовать добавки и с неудовольствием смотрела на Лизу, которая всегда съедала двойную порцию второго блюда. Ольга жалела общую пищу республики, чтобы осталось больше хлеба для красноармейцев и рабочих».
В конце произведения мы снова встречаемся с образом паровоза. Оторвавшись от состава, он летел на полной скорости к обрыву, где могли погибнуть люди. Из-за ошибки дяди Ольги могла случиться трагедия. Но героиня предотвратила трагедию, изменила ход событий, времени.
«Тот паровоз время от времени тревожно пел, то сигналя об обрыве, то прося сквозного прохода».
«Она почувствовала удар в машину, и паровоз её прыгнул вперёд, как живой и сознательный».
«Маневровый паровоз даже не сошёл с рельсов, в машину только вдвинулся тендер — на котёл, но зато весь оборванный состав уцелел, если не считать сцепных приборов одного переднего вагона, ударившего в паровоз. Теперь весь поезд мирно стоял на высокой насыпи, среди чистого поля, освещённого безветренным утренним солнцем».
Каждый человек — кузнец своего счастья, хозяин своей судьбы.
Железная дорога.
Образ железной дороги сопровождает нас от начала рассказа до его завершения. Отец Ольги работал на железной дороге, потом Ольга пришла на станцию, чтобы уехать.
«Ольга вышла на улицу; посредине её лежали сложенные в штабель старые ржавые рельсы, между ними уже много раз вырастала и умирала трава, и теперь она снова росла. Девочка села на рельсы, — они находились как раз против окон того дома, где жила тётка».
Ольга проходила практику на железной дороге.
«Через три года, по окончании курсов, Ольгу и Лизу направили на железнодорожную линию на практику».
«Им назначили проходить практику на маленькой станции Серьга, невдалеке от города, где они учились».
Кукла.
Главная героиня Ольга, как и сам Платонов, лишается детства, беззаботности, ей пришлось раньше повзрослеть.
«Родители её умерли от тифа в гражданскую войну в одну ночь. Ольге тогда было четырнадцать лет от роду, и она осталась одна, без родных и без помощи, в маленьком посёлке при железнодорожной станции, где отец её работал составителем поездов».
«Теперь девочка-сирота тоже думала и поступала подобно матери, и ей от этого было легче жить одной. Когда она делала вместо матери все дела по хозяйству, когда она повторяла её слова, вздыхала от нужды и тихо томилась на кухне, девочка воображала себе, что мать её жива в ней немного, она чувствовала её вместе с собою».
Когда мы играем в детстве с куклой, то мы представляем себя мамой, а куклу дочкой. Но в жизни писателя и главной героини «На заре туманной юности» это была не игра, а реальность жизни. Андрей Платонов, как старший сын в большой семье, по-настоящему вжился в роль няни (в семье было ещё 10 детей). И главной героине рассказа Ольге пришлось нянчить мальчика Юшку, которого она очень полюбила и привыкла к нему.
«Ольге пришлось наняться приходящей нянькой к одному человеку, рано потерявшему жену, — другой домашней работницы нигде не было. Ребёнку было всего полтора года, звали его Юшкой. Ольга полюбила Юшку; это был мальчик с большой головой, темноволосый, с серыми чистыми глазами, внимательно и добродушно наблюдавший все явления и происшествия в комнате; он обычно не плакал и терпел без раздражения и обиды свои младенческие невзгоды. Ольгу привлекла в ребёнке одна его особенность: взяв сначала, он отдавал обратно ей всё, что она ему дарила, и прибавлял к тому ещё что-нибудь лишнее, что у него бывало под руками — в люльке или на полу, где он играл и ползал. Если Ольга давала ему старую погремушку, то мальчик дарил ей в ответ деревянную бочку, которой он играл до того, и норовил ещё отдать и соску с пузырьком или прочую обиходную для него вещь. Когда Ольга кормила Юшку кашей, он ел с охотой в том случае, если нянька тоже ест с ним — одну ложку себе в рот, а другую ему, и так по очереди, иначе ребёнок есть не хотел».
Окружающие даже подумали, что она действительно молодая мама.
«Командир склонился к Ольге, лежавшей на диване в телеграфной комнате:
Кого вы хотите увидеть? Мы сейчас вызовем. Может быть, родственников или друзей?
Юшку, — сказала Ольга. — А больше никого не надо: пусть за меня все люди на свете живут...
Хорошо, — ответил командир и дал знак телеграфисту приготовиться к передаче. — А это кто — Юшка?
Ребёнок, — произнесла Ольга.
Командир удивился молодости матери и ничего не сказал».
Платочек, на котором, два кусочка хлеба.
Сам Платонов, рано повзрослев, пошёл помогать отцу. С 13 лет будущий писатель работает по найму, для родных добывает нелёгкий хлеб. И Ольге пришлось трудиться, чтобы заработать себе на пропитание.
«Ольга с утра пошла на третий этаж дома, где жили разные вольные жильцы, и попросила у хозяек работы по домашнему хозяйству».
«Полина Эдуардовна велела Ольге вымыть полы, потому что ей самой было трудно нагибаться от излишней полноты тела. За эту работу Ольга получила фунт хлеба, два куска сахару и ещё немного денег».
Она кормила не только себя, но и свою подругу по комнате Лизу.
«Вернувшись в общежитие, Ольга подождала Лизу, когда окончатся дневные уроки, и разделила с ней пополам хлеб и сахар».
Книги.
Несмотря на то что Платонову пришлось зарабатывать на кусок хлеба, он продолжал учиться и стремиться к самообразованию.
«В общежитии Ольга застала Лизу; она уже вернулась с вечерних занятий, не досидев одного урока. Ольга отдала ей хлеб и велела есть, а сама начала заниматься далее по пройденным сегодня предметам, чтобы не отстать».
Когда Ольга временно не посещала занятия, а работала, Лиза рассказывала о том, какую тему проходили, и они вместе вечером выполняли домашнее задание.
«Подруги сели делать уроки к общему столику, и долго ещё светил свет на две их задумчивые, склонившиеся головы, в которых работал сейчас их человеческий разум, питаемый кровью из сердца».
Шахматы.
Шахматы — игра, которая заставляет думать, принимать решение самостоятельно.
«Но через несколько месяцев, к весне, их столовой вдруг вовсе перестали выдавать продукты, а всем учащимся курсантам задержали выдачу стипендий. После оказалось, что в этом деле были повинны белые офицеры, служившие в губпродкоме и финотделе, и те, кто им доверил советскую службу. Лиза, не поев всего два дня, на третий день заплакала, а Ольга не стала плакать. Ольга с утра пошла на третий этаж дома, где жили разные вольные жильцы, и попросила у хозяек работы».
Платонов был очень требователен к своему творчеству. Человек у писателя при любых условиях живёт, думает, делает.
«Ольга попросила его:
- Командуйте!
- Сейчас, — в тревоге и поспешности сказал начальник, — сейчас мысль ко мне придёт!
- Долго, — возразила Ольга. — Не надо, я сама знаю...»
Наша героиня Ольга тоже думает, как поступить и что предпринять в той или иной ситуации. Например, когда перестали кормить и выдавать стипендию, Ольга решила пойти работать, а в чрезвычайной ситуации совершила подвиг.
«В случае дальнейшего развития свобод ной скорости оборванный состав неминуемо сошёл бы с рельсов на закруглении перед волжским мостом или на самом мосту; либо же состав был бы сокрушён на станции, расположенной по ту сторону реки».
Семейный альбом.
Ольга в 14 лет осталась сиротой. Перед смертью мать сказала, чтоб в случае чего она ехала к своей тётке. Казалось бы, семья — главная ценность человека, которой он должен дорожить. Но в рассказе мы наблюдаем, как единственный родной человек не рад приезду Ольги. Татьяна Васильевна не обрадовалась племяннице, сочла её обузой.
«От своих детей бог избавил, зато нам их родня подсыпает, — вздохнула Татьяна Васильевна. — Вот тебе, Аркаша, племянница моя, она теперь круглая сирота: пои, корми её, одевай и обувай!..»
«Приехала, развалилась — у дяди с тётей ведь добра много: накормят, обуют, оденут и с приданым замуж отдадут!.. Принимайте, дескать, меня в подарок, — вот я, босая, в одной юбчонке, голодная, немытая, сирота несчастная... Может, бог даст, вы скоро подохнете, дядя с тётей, так я тут хозяйкой и останусь: что вы горбом да трудом добыли, я враз в оборот пущу!.. Ну уж, милая, пускай черти кромешные тебя к себе заберут, а с моего добра я и пыль тебе стирать не позволю, и куском моим ты подавишься!.. Мужик целый день на работе, на ветру, на холоде, я с утра до ночи не присяду, а тут, на тебе, приехала на всё готовое: любите, питайте меня... Ольга, чего ты всё спишь-то? — вдруг громко позвала Татьяна Васильевна. — Ишь уморилась, подумаешь, — вставать давно пора! Мне из-за тебя ни за чего приниматься нельзя!..»
Зная, что Ольге некуда идти, тётя с радостью её выпроваживает.
«Тебя теперь и не прокормишь!.. Уйдёшь из дому, а ты. начнёшь по шкафам крошки собирать да по горшкам лазить... А мне сейчас как раз на базар надо идти, как же я тебя одну-то во всём доме оставлю?
Я сейчас пойду, я у вас не останусь, — ответила ей Ольга.
Тётка довольно улыбнулась.
Что ж, иди, — значит, тебе есть куда идти... А когда соскучишься, в гости будешь к нам приходить. Так-то будет лучше».
Трагедия в том, что совершенно посторонние и чужие люди помогли девочке, а семейные узы были разорваны. Разорваны узы были не только у Ольги, её подруга и соседка по комнате тоже осталась одна. Отец умер, а мать, выйдя замуж за заведующего столовой, перестала заботиться о дочери, совсем забыла про неё.
«В классе Ольга сидела рядом с Лизой, которая тоже была наполовину сиротой: её отца убили на империалистической войне, а мать, нестарая женщина, вышла замуж за заведующего столовой и, не заботясь более о своей дочери, предалась шумной, сытой жизни и какой-то общественной деятельности».
Физкультминутка
Всё написанное Андреем Платоновым — реальная судьба страны, нашего народа. Читать Платонова — большая духовная работа. Сейчас я вам предлагаю посетить галерею и побывать в роли искусствоведов. Здесь находятся картины, которые объединены в группы. Они могли бы нам помочь в анализе рассказа «На заре туманной юности». Работать вы будете в парах. Ваша задача — описать, что вы видите на картинах, какие цвета использовали художники. Далее вам необходимо определить, что объединяет картины между собой и как они связаны с нашим произведением. (Ученики выбирают картины и озвучивают свои размышления.)
В. Маковский. Толпа на улице
Н. Марченко. Дорога скорби
К. Савицкий. На войну
А. Новикова. Радость жизни
Просмотр фрагмента фильма.
— В 1999 году вышел художественный фильм «Опять надо жить» по мотивам рассказа Андрея Платонова «На заре туманной юности». Предлагаю вам посмотреть отрывок из него.
Демонстрируется отрывок из к/ф «Опять надо жить».
Подведение итогов.
— Один из литературных критиков сказал: «Творчество А. Платонова — это “кипящая Вселенная”». Давайте составим творческую Вселенную по мотивам рассказа «На заре туманной юности». Какие темы, проблемы поднимаются в произведении?
Рефлексия.
Составление синквейна.
— Рассказ А. Платонова «На заре туманной юности» — это целая вереница образов, проблем. Давайте мы с вами построим лестницу на основе рассказа.
1-я ступенька — 2 существительных,
2-я ступенька — 3 прилагательных,
3-я ступенька — 4 глагола.
Вариант ответа:
Судьба, счастье
Трудная, сломленная, утраченное
Возродить, строить, учиться, помогать
— Вот и закончилось наше путешествие по рассказу «На заре туманной юности». Доброта помогает нам пережить все трудности и невзгоды, помогает видеть счастье в простых мелочах. В конце учебного занятия я предлагаю послушать стихотворение «Доброта» Натали Бизанс.
Без Доброты нам было б слишком тесно, Без Доброты нам было бы темно...
Лишь с Добротой хватает в сердце места, Чтобы любить и помнить всё равно...
И даже если всё давно остыло,
Нам Доброта и свет поможет пережить Всё то, что в сердце болью долго ныло, Чтобы опять нити счастья возродить. Лишь с Добротой способны к Состраданию, И Милосердию готовы век служить.
Выставление отметок.
Электронная тетрадь по русской...
Занимательная теория литературы
Русская литература 10 класс ФГОС
Великие русские писатели и поэты
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 5 класс ФГОС
Русская литература 7 класс ФГОС
© 2022, Тарасик Наталья Станиславовна 3691 121
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей