СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Продолжать формировать представление об особенностях взаимосвязи музыки и литературы , на примере произведений В. А. Моцарта и М. Таривердиева, К.Паустовского, И.Крылова, Г. Цыферова, С.Граховского.

Форма урока: урок –концерт.

Просмотр содержимого документа
«Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

II. Мотивация музыкально-творческой деятельности обучающихся. Каждая команда доказывает преимущества своего вида искусства.

Предоставим слово «Сторонникам ЛИТЕРАТУРЫ». ( Выступление команды «Сторонники ЛИТЕРАТУРЫ».)

-Есть такие литературные произведения, которые стали основой для музыкальных сочинений (слайд с иллюстрациями и звучанием музыки)

III. Актуализация музыкальных впечатлений, опыта обучающихся.

1.Былина «Садко». Опера «Садко». Н.А. Римский-Корсаков

2. Арабская сказка «Тысяча и одна ночь». Симфоническая сюита «Шехерезада» Н.А. Римский — Корсаков

3. Повесть «Метель» А.С. Пушкин .Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» Г. Свиридов

4. Басня «Квартет» И.А. Крылов Струнный квартет А.П.Бородин

5. Стихотворение «Жаворонок» Н.Кукольник Романс «Жаворонок» М.И.Глинка

6.Сказка «Щелкунчик» Эрнст Гофман Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский

7.Стихотворение «Горные вершины» М.Ю. Лермонтов Романс «Горные вершины» А. Варламов

8.Сказка «Снегурочка» А.Н. Островский. Опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков

2. Выступление команды «Сторонники МУЗЫКИ».

-Не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.

Музыка вдохновляет писателей и поэтов на творчество

- Посмотрите на выставку рисунков. Вспомните и назовите литературные произведения, в которых музыка становится главным героем.



III. Работа по теме. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Театрализация басни И. А. Крылова «Квартет» по ролям ; сказок Геннадия Цыферова «О пропавшей музыке и об ордене «Золотая шпора»; «О поездке Моцарта в прекрасный Париж» с элементами инсценировки.

Основная мысль произведения : Тайна запечного сверчка. Геннадий Цыферов.

Маленький 4 летний мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт был разбужен волшебной скрипочкой сверчка.

Сверчок – это мудрое существо, он открыл тайну о том, что у мальчика есть слух и сердце. Так важно иметь сердце, чтобы уметь чувствовать. Сверчок верит в гениальность мальчика и пророчит ему великое будущее. Мечта Моцарта и надежды сверчка исполнились - мы знаем Моцарта как великого музыканта и композитора.

— Ребята, посмотрите на слайд. Какие еще черты характера вы бы взяли для характеристики маленького Моцарта?

Хвастливый,трудолюбивый,маленький,загадочный,талантливый,настойчивый,самокритичный МОЦАРТ, вежливый, нарядный, веселый, благодарный , мудрый(Если ответят «маленький», «нарядный»:

— Маленький, нарядный – это черты характера)

Физминутка. Исполнение простых элементов импровизации: вокальной, ритмической, пластической.



Слушание произведения К.Д. Паустовского «Старый повар»

Вопросы для беседы после слушания рассказа.

-Кто был тем незнакомцем, который помог умирающему старику увидеть самые счастливые минуты жизни из прошлого?

(Моцарт родился в австрийском городе Зальцбурге. 262 года со дня рождения этого великого музыканта, а музыка его до сих пор живет.)

-Как композитору удалось помочь повару вспомнить светлые воспоминания о жене его Марте, увидеть весенний сад?

-Как вы думаете, какую по характеру музыку мог исполнить Моцарт, чтобы слепой старик вспомнил те минуты жизни, когда он был счастлив?

(Музыку Моцарта сравнивают с ярким солнечным лучом, потому что она полна жизнелюбия и света.)

Задание. Давайте послушаем музыку, которая, возможно, могла бы стать опорой и утешением для умирающего старика. Слушая музыку, определите её характер. (на доске появляется надпись названия произведения,

Слушание Фантазии ре минор для ф-но Моцарта

(проникновенная, трепетная, солнечная, лучистая, весёлая, звонкая). В большинстве музыкальных произведений Моцарта музыка наполнена светлой энергией, радостью и жизнелюбием. Звучит «Маленькая ночная серенада».

Жизнь не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования. Последнее сочинение Моцарта, фрагмент которого мы прослушали, называется «Реквием». Воплощает душевные переживания и мир человеческих чувств. Представляет картину скорби и горя по утраченному. Мелодия «Лакримоза» (Слёзный день или День слёз) основана на интонации вздоха и плача. Вступление скрипок передают людские стоны, мольбу.

Из-за лишений и тревог Моцарт умер рано совсем молодым в возрасте 35 лет. Последнее его произведение – «Реквием» (это траурное произведение для хора и оркестра из нескольких частей). Сейчас мы послушаем одну из частей «Реквиема» - «Лакримозу» (это слезная молитва, просьба о милосердии в скорбный день).

Звучит «Реквием». «Лакримоза». Музыка Моцарта многогранна – она заставляет людей плакать и радоваться. И люди, говорящие на разных языках понимают эту музыку без слов.

Реквием Моцарта глубоко проникает в людские сердца. Поэт Сергей Граховский написал под впечатлением музыки австрийского композитора стихотворение «Моцарт. Реквием».

-Послушаем «Лакримозу» из «Реквиема» и проникнемся настроением поэта.

Слушание «Лакримозы» из Реквиема В.А.Моцарта.

Слайд .Музыка может вдохновлять поэтов и писателей на творчество.

Но не только музыка может стать источником вдохновения, иногда литература вдохновляет на творчество композиторов.

Сегодня на уроке мы с вами разучим песню Микаэла Таривердиева на слова Николая Добронравова, которая была навеяна сказочной повестью Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Послушайте песню, скажите о чём в ней поётся?

- Песня о мечте человека. Эта прекрасная песня, возможно, не появилась бы на свет, если бы писатель не написал своей повести.

Сегодня на уроке мы выучим первый куплет песни, как пример музыки, навеянной литературным произведением.

Рефлексия урока. Разучивание песни (слайд с иллюстрациями)

Обобщение по теме урока.

Вопросы.

-О каком известном композиторе мы сегодня говорили?

-Какие музыкальные произведения мы прослушали?

-К каким литературным произведениям мы обращались сегодня на уроке?

-Какова роль музыки в литературных произведениях?

-Какую роль сыграла музыка Моцарта в произведении К. Паустовского «Старый повар»?