Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каенлинская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО: _________________ Гарипов А.Ф. Протокол № 1 от 25.08.2020 | «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе: Сахабиева И.М. _______________ | «Утверждаю» Директор школы: ________________ Сулейманова Л.И. Приказ № 104 от 25.08.2020 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Общекультурной» направленности
название курса «Писатели и поэты родного края»
Составитель: Гарипова Лилия Рауфовна, учительтатарского языка и литературы, 1 квалификационной категории
Срок реализации: 2 года
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим
советом МБОУ «Каенлинская СОШ»,
Протокол №_1_ от «25» 08. 2020года.
Утверждена приказом МБОУ
«Каенлинская СОШ»
№ 104 от «25 » 08. 2020 года
2020 - 2021учебный год
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Писатели и поэты родного края»
10 класс
Личностные результаты:
воспитание интереса к литературе своей «малой родины»;
формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями, справочниками и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в различных видах деятельности.
11класс
Личностные результаты:
воспитание интереса к литературе своей «малой родины»;
формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями, справочниками и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в различных видах деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
10 класс
Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. |
Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. | Учебная лекция. | Познавательная деятельность |
Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках. | Библиотечный урок | Научно-исследовательская деятельность |
2.Наш край в устном народном творчестве |
Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли, поэтизация природы, сочувствие природы переживаниям человека, помощь природы человеку в борьбе со злом). | Лекция, презентация «Фольклорные родники нашего края», составление стенгазеты "Наш край в устном народном творчестве". | Познавательная, творческая деятельность |
Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура). Мифологические представления наших предков Былички. Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”.. | Знакомство с творчеством и жизнью мастера басен Рафата Шайдуллина. Анализ басни Рафата Шайдуллина. Умение находить то, что хочется сказать через притчи автора. Сравнение его басен с баснями других писателей того времени | Познавательная деятельность |
Практическое занятие Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае. | Практикум «Учимся собирать фольклор» Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика | Творческая и научно- исследовательская деятельность |
Народная песня. Определение жанра. Понятие о фольклорной лирике. Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу. Татарские народные песни и песни крещенных татар. Исторические, игровые, обрядовые, календарные. | Лекция учителя Песни, частушки Прослушивание записи народных песен. | Творческая и проектная деятельность |
Лингвистическое краеведение. | Лекция. Составление словарной статьи диалектных слов | Познавательная деятельность |
Итоговое занятие. | Обмен мнениями. | Защита презентаций, творческие отчеты |
11класс
Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
«Известные имена» |
Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время | Сделать подборку произведений писателей и поэтов,оформить, подготовить презентации | Научно- исследовательская деятельность |
Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев | Вертуальная экскурсия в с. Ташлык. Презентации, учебные доклады, малые проекты | Проектная деятельность |
Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким. Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен. | Вертуальная экскурсия в с. Шингальчи. Лекция, презентации. Просмотр спектакля «Кишер басуы» Прослушивание песен в исполнении З.Хаким | Творческая деятельность |
Поэты и писатели малой Родины |
Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”. | Обзор, лекция. Презентации. Знакомство с книгами родного края и с газетой Нижнекамского района, на татарском языке- “Туган як” | Познавательная деятельность |
Знакомство с творчеством Ралии Каримовой. | Чтение, анализ его философских и лирических стихов, содержащих темы бережного отношения к природе, любви к родному краю, правды жизни, родного языка, нации. | Творческая деятельность |
Поэт Хусаин Ягъфаров | Онлайн - встреча с поэтом Презентация книги” «Кичерә һәм сөя белсеннәр» | Познавательная деятельность |
Писатель Фатхулла Абдуллин | Фатхулла Абдуллина Знакомство с книгой"Тормышка юл ярганда» Чтение отрывков из произведений писателя. Закрепление знаний с помощью вопросно - ответного метода. Дискусия | Творческая и проектная деятельность |
Поэт Рифкать Имаев | Беседы по творчеству Рифката Имаева. Полный анализ стихотворения «Агымсу". Закрепление темы анализа лирических стихотворений. Написать рассказ на свободную тему, основываясь на теориях. | Познавательная деятельность |
Поэт Никифор Тукмачев | Знакомство с книгой“Өч туган хикмәтләре”. Беседа о творчестве поэта. Видео встреча с ним. | Творческая деятельность |
Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина | Лекция. Презентации. Знакомство с книгами стихов для детей | Познавательная деятельность |
Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина | Презентация, знакомство с книгой, слушание стихов.вертуалная экскурсия в «Кама таңнары» | Познавателҗная деятельность |
Поэт Рамзия Валиева | Знакомство с творчеством детской поэтессы Рамзии Валеевой. Выступление учителя. Чтение, анализ стихов из сборника” Бәбкә кая югалган”. | Творческая деятельность |
Поэт Нурулла Гаптуллин | Чтение стихов. презентация | Познавательная деятельность |
Юморист Ильдар Хайруллин | Онлайн-Экскурсия в «Туган як», знакомство с юмористическими рассказами И. Хайруллина | Познавательная деятельность |
Поэт Фануза Сабирова | Лекция, чтение рассказов и стихов | Познавательная деятельность |
Пишем о родном селе |
Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев. | Урок-обзор Беседа, презентации, знакомство. Встреча с С. Сулеймановой | Проектная деятельность |
Пробы пера«Я пишу стихи о Родине» | Пробуем писать стихи, сказки. Анализ. Сочинение стихов. | Творческая и познавательная деятельность |
Итоговое занятие. | Обмен мнениями. | Защита презентаций, творческие отчеты |
3. Тематическое планирование 10класс 1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. . Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. | Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. | Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. | Краеведческие картотеки в библиотеках. | II.Наш край в устном народном творчестве | Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. | Герои этих событий в памяти народа. | Природа родного края в произведениях местного фольклора. | Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура). | Мифологические представления наших предков . | Былички. | Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”.. | Практическое занятие Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае. | Народная песня. | Определение жанра. | Понятие о фольклорной лирике. | Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу. | Татарские народные песни и песни крещенных татар. | Исторические, игровые, обрядовые, календарные. | Лингвистическое краеведение. | Итоговое занятие. | 11класс | | «Известные имена» | Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время | Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев | Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким. Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен. | Поэты и писатели малой Родины | Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”. | Знакомство с творчеством Ралии Каримовой. | Поэт Хусаин Ягъфаров | Писатель Фатхулла Абдуллин | Поэт Рифкать Имаев | Поэт Никифор Тукмачев | Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина | Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина | Поэт Рамзия Валиева | Поэт Нурулла Гаптуллин | Юморист Ильдар Хайруллин | Поэт Фануза Сабирова | Пишем о родном селе | Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев. | Пробы пера«Я пишу стихи о Родине» | Итоговое занятие. | |
|
3. Тематическое планирование 10класс 1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. . Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. | Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. | Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. | Краеведческие картотеки в библиотеках. | II.Наш край в устном народном творчестве | Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. | Герои этих событий в памяти народа. | Природа родного края в произведениях местного фольклора. | Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура). | Мифологические представления наших предков . | Былички. | Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”.. | Практическое занятие Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае. | Народная песня. | Определение жанра. | Понятие о фольклорной лирике. | Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу. | Татарские народные песни и песни крещенных татар. | Исторические, игровые, обрядовые, календарные. | Лингвистическое краеведение. | Итоговое занятие. | 11класс | | «Известные имена» | Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время | Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев | Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким. Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен. | Поэты и писатели малой Родины | Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”. | Знакомство с творчеством Ралии Каримовой. | Поэт Хусаин Ягъфаров | Писатель Фатхулла Абдуллин | Поэт Рифкать Имаев | Поэт Никифор Тукмачев | Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина | Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина | Поэт Рамзия Валиева | Поэт Нурулла Гаптуллин | Юморист Ильдар Хайруллин | Поэт Фануза Сабирова | Пишем о родном селе | Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев. | Пробы пера«Я пишу стихи о Родине» | Итоговое занятие. | |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каенлинская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Руководитель МО: ________________ _Гарипов А.Ф.___ Протокол № _1__ от _25.08.2020 | «Согласовано» Заместитель директора по УР «Каенлинская СОШ» НМР РТ Сахабиева И.М.__ _______________ | «Утверждаю» Директор МБОУ «Каенлинская СОШ» НМР РТ: _________ Сулейманова Л.И. Приказ № 104 от 25.08.2020_______ |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе по внеурочной деятельности
«общекультурной» направленности
название курса «Писатели и поэты родного края»
для 10 класса
Составитель: Гарипова Лилия Рауфовна, учитель татарского языка и литературы, 1 квалификационной категории
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим
советом МБОУ «Каенлинская СОШ»,
Протокол № 1 от «25» 08. 2020года.
Утверждена приказом МБОУ
«Каенлинская СОШ»
№ 104 от «25» 08 2020 года
2020 - 2021 учебный год
Календарно-тематические планирование курса «Писатели и поэты родного края»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. | 3 | | |
1 | Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. | 1 | | |
2-3 | Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках. | 2 | | |
| 2..Наш край в устном народном творчестве | 7 | | |
4 | Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора. | 1 | | |
5-6 | Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура). Мифологические представления наших предков Былички. Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”.. | 2 | | |
7-8 | Практическое занятие Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае. | 2 | | |
9 | Народная песня. Определение жанра. Понятие о фольклорной лирике. Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу. | 1 | | |
10 | Татарские народные песни и песни крещенных татар. | 1 | | |
11 | Исторические, игровые, обрядовые, календарные. | 1 | | |
12 | Лингвистическое краеведение. | 1 | | |
| 3.«Известные имена» | 4 | | |
13-14 | Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время | 2 | | |
15 | Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев | 1 | | |
16 | Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким. Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен. | 1 | | |
| 4.Поэты и писатели малой Родины | 12 | | |
17 | Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”. | 1 | | |
18 | Знакомство с творчеством Ралии Каримовой. | 1 | | |
19 | Поэт Хусаин Ягъфаров | 1 | | |
20 | Писатель Фатхулла Абдуллин | 1 | | |
21 | Поэт Рифкать Имаев | 1 | | |
22 | Поэт Никифор Тукмачев | 1 | | |
23 | Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина | 1 | | |
24 | Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина | 1 | | |
25 | Поэт Рамзия Валиева | 1 | | |
26 | Поэт Нурулла Гаптуллин | 1 | | |
27 | Юморист Ильдар Хайруллин | 1 | | |
28 | Поэт Фануза Сабирова | 1 | | |
| 6. Пишем о родном селе | 5 | | |
29-31 | Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев. | 3 | | |
32-33 | Пробы пера«Я пишу стихи о Родине» | 2 | | |
34-35 | Итоговое занятие. | 2 | | |