СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Писатели и поэты родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  внеурочной деятельности для  обучающихся 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«"Писатели и поэты родного края"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каенлинская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района РТ

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

_________________

Гарипов А.Ф.

Протокол № 1

от 25.08.2020


«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе:

Сахабиева И.М.

_______________


«Утверждаю»

Директор школы:

________________

Сулейманова Л.И.

Приказ № 104

от 25.08.2020

Рабочая программа

внеурочной деятельности


« Общекультурной» направленности

название курса «Писатели и поэты родного края»


Составитель: Гарипова Лилия Рауфовна, учительтатарского языка и литературы, 1 квалификационной категории


Срок реализации: 2 года

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим

советом МБОУ «Каенлинская СОШ»,

Протокол №_1_ от «25» 08. 2020года.

Утверждена приказом МБОУ

«Каенлинская СОШ»

104 от «25 » 08. 2020 года






2020 - 2021учебный год

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Писатели и поэты родного края»

10 класс

Личностные результаты:

  • ​воспитание интереса к литературе своей «малой родины»;

  • формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • ​умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями, справочниками и другими поисковыми системами;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в различных видах деятельности.





11класс

Личностные результаты:

  • ​воспитание интереса к литературе своей «малой родины»;

  • формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • ​умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями, справочниками и другими поисковыми системами;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в различных видах деятельности.






2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

10 класс

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.


Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.

Учебная лекция.

Познавательная деятельность

Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках.

Библиотечный урок

Научно-исследовательская деятельность

2.Наш край в устном народном творчестве

Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли, поэтизация природы, сочувствие природы переживаниям человека, помощь природы человеку в борьбе со злом).


Лекция, презентация «Фольклорные родники нашего края»,

составление стенгазеты "Наш край в устном народном творчестве".


Познавательная, творческая деятельность

Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура). Мифологические представления наших предков Былички. Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”..


Знакомство с творчеством и жизнью мастера басен Рафата Шайдуллина. Анализ басни Рафата Шайдуллина. Умение находить то, что хочется сказать через притчи автора. Сравнение его басен с баснями других писателей того времени

Познавательная деятельность

Практическое занятие

Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае.

Практикум «Учимся собирать фольклор»

Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика


Творческая и научно- исследовательская деятельность

Народная песня. Определение жанра. Понятие о фольклорной лирике. Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу.

Татарские народные песни и песни крещенных татар. Исторические, игровые, обрядовые, календарные.


Лекция учителя

Песни, частушки

Прослушивание записи народных песен.

Творческая и проектная деятельность

Лингвистическое краеведение.

Лекция. Составление словарной статьи диалектных слов

Познавательная деятельность

Итоговое занятие.

Обмен мнениями.

Защита презентаций, творческие отчеты



11класс

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

«Известные имена»

Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время

Сделать подборку произведений писателей и поэтов,оформить, подготовить презентации

Научно- исследовательская деятельность

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев

Вертуальная экскурсия в с. Ташлык. Презентации, учебные доклады, малые проекты

Проектная деятельность

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким.

Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен.


Вертуальная экскурсия в с. Шингальчи. Лекция, презентации. Просмотр спектакля «Кишер басуы»

Прослушивание песен в исполнении З.Хаким

Творческая деятельность

Поэты и писатели малой Родины

Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”.


Обзор, лекция. Презентации. Знакомство с книгами родного края и с газетой Нижнекамского района, на татарском языке- “Туган як”

Познавательная деятельность

Знакомство с творчеством Ралии Каримовой.

Чтение, анализ его философских и лирических стихов, содержащих темы бережного отношения к природе, любви к родному краю, правды жизни, родного языка, нации.

Творческая деятельность

Поэт Хусаин Ягъфаров

Онлайн - встреча с поэтом Презентация книги” «Кичерә һәм сөя белсеннәр»


Познавательная деятельность

Писатель Фатхулла Абдуллин

Фатхулла Абдуллина Знакомство с книгой"Тормышка юл ярганда»

Чтение отрывков из произведений писателя. Закрепление знаний с помощью вопросно - ответного метода. Дискусия

Творческая и проектная деятельность

Поэт Рифкать Имаев

Беседы по творчеству Рифката Имаева. Полный анализ стихотворения «Агымсу". Закрепление темы анализа лирических стихотворений. Написать рассказ на свободную тему, основываясь на теориях.

Познавательная деятельность

Поэт Никифор Тукмачев

Знакомство с книгой“Өч туган хикмәтләре”. Беседа о творчестве поэта. Видео встреча с ним.

Творческая деятельность

Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина

Лекция. Презентации. Знакомство с книгами стихов для детей

Познавательная деятельность

Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина

Презентация, знакомство с книгой, слушание стихов.вертуалная экскурсия в «Кама таңнары»

Познавателҗная деятельность

Поэт Рамзия Валиева

Знакомство с творчеством детской поэтессы Рамзии Валеевой. Выступление учителя. Чтение, анализ стихов из сборника” Бәбкә кая югалган”.

Творческая деятельность

Поэт Нурулла Гаптуллин

Чтение стихов. презентация

Познавательная деятельность

Юморист Ильдар Хайруллин

Онлайн-Экскурсия в «Туган як», знакомство с юмористическими рассказами И. Хайруллина

Познавательная деятельность

Поэт Фануза Сабирова

Лекция, чтение рассказов и стихов

Познавательная деятельность

Пишем о родном селе

Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев.


Урок-обзор Беседа, презентации, знакомство.

Встреча с С. Сулеймановой

Проектная деятельность

Пробы пера«Я пишу стихи о Родине»

Пробуем писать стихи, сказки. Анализ.

Сочинение стихов.

Творческая и познавательная деятельность

Итоговое занятие.

Обмен мнениями.

Защита презентаций, творческие отчеты



3. Тематическое планирование

10класс

1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное.

Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.

Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах.

Краеведческие картотеки в библиотеках.

II.Наш край в устном народном творчестве

Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве.

Герои этих событий в памяти народа.

Природа родного края в произведениях местного фольклора.

Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура).

Мифологические представления наших предков .

Былички.

Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”..


Практическое занятие

Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае.

Народная песня.

Определение жанра.

Понятие о фольклорной лирике. 

Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу.

Татарские народные песни и песни крещенных татар.

Исторические, игровые, обрядовые, календарные.

Лингвистическое краеведение.

Итоговое занятие.



11класс



«Известные имена»

Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким.

Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен.


Поэты и писатели малой Родины

Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”.


Знакомство с творчеством Ралии Каримовой.

Поэт Хусаин Ягъфаров

Писатель Фатхулла Абдуллин

Поэт Рифкать Имаев

Поэт Никифор Тукмачев

Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина

Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина

Поэт Рамзия Валиева

Поэт Нурулла Гаптуллин

Юморист Ильдар Хайруллин

Поэт Фануза Сабирова

Пишем о родном селе

Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев.

Пробы пера«Я пишу стихи о Родине»

Итоговое занятие.




3. Тематическое планирование

10класс

1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное.

Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.

Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах.

Краеведческие картотеки в библиотеках.

II.Наш край в устном народном творчестве

Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве.

Герои этих событий в памяти народа.

Природа родного края в произведениях местного фольклора.

Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура).

Мифологические представления наших предков .

Былички.

Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”..


Практическое занятие

Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае.

Народная песня.

Определение жанра.

Понятие о фольклорной лирике. 

Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу.

Татарские народные песни и песни крещенных татар.

Исторические, игровые, обрядовые, календарные.

Лингвистическое краеведение.

Итоговое занятие.



11класс



«Известные имена»

Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким.

Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен.


Поэты и писатели малой Родины

Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”.


Знакомство с творчеством Ралии Каримовой.

Поэт Хусаин Ягъфаров

Писатель Фатхулла Абдуллин

Поэт Рифкать Имаев

Поэт Никифор Тукмачев

Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина

Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина

Поэт Рамзия Валиева

Поэт Нурулла Гаптуллин

Юморист Ильдар Хайруллин

Поэт Фануза Сабирова

Пишем о родном селе

Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев.

Пробы пера«Я пишу стихи о Родине»

Итоговое занятие.














Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каенлинская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

________________

_Гарипов А.Ф.___

Протокол № _1__


от _25.08.2020



«Согласовано»

Заместитель директора по УР «Каенлинская СОШ» НМР РТ


Сахабиева И.М.__

_______________


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Каенлинская СОШ» НМР РТ:

_________

Сулейманова Л.И.

Приказ № 104

от 25.08.2020_______


Календарно-тематическое планирование


к рабочей программе по внеурочной деятельности

«общекультурной» направленности


название курса «Писатели и поэты родного края»



для 10 класса


Составитель: Гарипова Лилия Рауфовна, учитель татарского языка и литературы, 1 квалификационной категории



Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим

советом МБОУ «Каенлинская СОШ»,

Протокол № 1 от «25» 08. 2020года.

Утверждена приказом МБОУ

«Каенлинская СОШ»

104 от «25» 08 2020 года






2020 - 2021 учебный год





















Календарно-тематические планирование курса «Писатели и поэты родного края»

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

план

факт

1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

3



1

Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.

1



2-3

Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках.

2




2..Наш край в устном народном творчестве

7



4

Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора.

1



5-6

Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура). Мифологические представления наших предков Былички. Автор былин- Рафат Шайдуллин. Книга былин “Мәсәлләрем-дусларым”..


2



7-8

Практическое занятие

Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае.

2



9

Народная песня. Определение жанра. Понятие о фольклорной лирике. Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу.

1



10

Татарские народные песни и песни крещенных

татар.

1



11

Исторические, игровые, обрядовые, календарные.

1



12

Лингвистическое краеведение.

1




3.«Известные имена»

4



13-14

Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижнекамской земле или живших здесь какое-то время

2



15

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана - Разиль Валеев

1



16

Лауреат премии Г.Тукая, М. Джалиля, народный поэт Татарстана – Зульфат Хаким.

Юмористические рассказы, проза и драматургия З.Хакима. З.Хаким автор и исполнитель многих песен.


1




4.Поэты и писатели малой Родины

12



17

Литературная история города Нижнекамска и Нижнекамского района. Литературное общество татарских писателей и поэтов г.Нижнекамска “Кама таңнары”.

1



18

Знакомство с творчеством Ралии Каримовой.

1



19

Поэт Хусаин Ягъфаров

1



20

Писатель Фатхулла Абдуллин

1



21

Поэт Рифкать Имаев

1



22

Поэт Никифор Тукмачев

1



23

Поэт- журналист- Ильзира Валиуллина

1



24

Поэт- руководитель литературного объеденения- Расима Набиуллина

1



25

Поэт Рамзия Валиева

1



26

Поэт Нурулла Гаптуллин

1



27

Юморист Ильдар Хайруллин

1



28

Поэт Фануза Сабирова

1




6. Пишем о родном селе

5



29-31

Авторы книг жители села Каенлы Фахри Шарафиев, Саима Сулейманова, Гакиф Гилаев.

3



32-33

Пробы пера«Я пишу стихи о Родине»

2



34-35

Итоговое занятие.

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!